Картины Перова – это постоянно обилие принципиальных соц тем, сюжеты которых подобраны весьма тонко и мудро. Не любой живописец – реалист отражал тему детского труда, тему алкоголизма, религиозного раскола, богатых церковных служителей, и, естественно, тему острых соц неравенств. Всё это в собственных прекрасных работах затрагивал Перов. Крайний мотив отыскал свое отражение в известной работе Перова – «Приезд гувернантки в купеческий дом». Какие препядствия удалось поднять в собственной работе художнику?


Василий Перов и его работы

Василий Перов первым в российском искусстве показал на собственных полотнах настоящую картину фермерской жизни (с нищетой, голодом, скорбью и несправедливостью). Картины Перова – это художественный гнев создателя, его пронизывающая гамма, сочувствие. И все это, естественно, не оставляет зрителя флегмантичным. Перов — увлеченный наблюдающий жизни обычных людей. Его композиции ординарны и понятны, его картины выразительны и точны. Гамма Перова ограничена: он мастер тональной живописи, иногда фактически монотонной, пастельной. Есть лишь одна работа Перова, которая показалась критикам лишне пестрой (необыкновенной для кисти художника) – «Приезд гувернантки в купеческий дом». И принципиально, что пестрит она не только лишь красками, да и значительными соц неуввязками.

Сюжет


Что мы лицезреем на полотне?
То, что отражает само заглавие работы. Мы лицезреем кульминационный момент – приезд гувернантки в дом негоцианта, который вызвал большой энтузиазм у всех домочадцев (начиная с членов семьи и заканчивая домашней прислугой). Анализ стоит начать с рассмотрения жестов и чувств героев и того, как конкретно любой персонаж картины принял гостью.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Негоциант


Негоцианта Перов изобразил богатым, упитанным взрослым мужиком лет 50. Во время приезда девицы герой находится в домашней одежке (бархатный малиновый халатик, который он не удосужился поменять на наиболее солидный наряд и потому его приходится прикрывать рукою). Негоциант пригласил ее к для себя в дом, чтоб та научила его деток грамоте и манерам. Есть ли манеры у самого негоцианта? Сомневаюсь. Обратим внимание на его взор. Надменный, сверху вниз. Весьма оценивающий взор, будто бы на продукт, добротность которого он хочет найти. Хотя на что глядеть? Ведь широту познаний человека не выдаст его наружность.

Гувернантка и негоциант

Гувернантка


Женщина – неописуемая скромница, которая при входе в чужой дом склонила голову, а руки сложила в молитвенный жест. Женщина кланяется торговцу, который глядит на нее с подозрением — кто это? Откуда она пришла? Ее наряд умеренный, как и ее характер: серьезное темно-коричневое платьице с прикрывающим плечи платком. Невинность и юность ее лет выдает небесно-голубая лента в волосах (это одно из ярчайших частей в монотонной гамме картины). В платке, как мне видится, кроется намного больше смысла. Это не только лишь и не столько знак юности лет, сколько знак чистоты ее души и бескорыстности. Женщина пришла в этот дом с благими и незапятнанными намерениями – научить деток негоцианта грамоте и манерам, поделиться своими познаниями. Сами хозяева дома навряд ли различаются высочайшими аристократическими манерами. По другому стали бы они настолько неприлично и высокомерно глядеть на бедное дитя? Да к тому же открытыми ртами. В данной для нас семье отсутствуют понятия благородства, осознания, радушия и хоть какое-либо приличие. Оба родителя не лицезреют в девченке особенной значимости, они стремятся к тому, чтоб у их было «все как у людей». Иметь гувернантку – означало в ту эру быть хоть мало поближе к высочайшему кругу людей.

Фрагмент

Отпрыск негоцианта

Рядом с торговцем находится отпрыск. Этот юный потомок – копия собственного отца. С полностью схожим снисходительным взором. И сюртук на нем, полностью может быть, отцовский (очень длиннющий). Его усмешка и взор, по словам самого художника Перова, бессовестный и любознательный, доставят интеллигентной девице много морок.

Отпрыск негоцианта

Супруга и дочь негоцианта

За спиной, будто бы за каменной стенкой, выглядывают супруга негоцианта, ассистентка по дому и дочь. Они тоже глядят на гостью с большим любопытством. А вот дурные манеры видны невооруженным глазом — они стоят с открытыми ртами. Но скоро гувернантка обучит девченку грамоте, шитью и характерам высшего общества. Ее детское лицо много удивления и радости — ведь это к ней приехала учительница. А вот хозяйка дома так скоро прибежала на это необыкновенное событие, что забыла спустить рукава (по всей видимости, ранее она занималась домашними делами).

Домочадцы

Слуги торговца

Слева в черной стороне дома выглядывают слуги торговца. Их энтузиазм к новейшей персоне не меньше остальных, но в их очах нет высокомерия. Скоро к ним присоединится юная дама с неплохими манерами. Там же, в черной углу, все еще лежит чемоданчик и шляпница гувернантки.


Какое будущее ожидает молоденькую и бесправную даму в этом доме? Она не неумна. Она соображает безвыходность собственного положения, и, непременно, понимает, что тут ей будет нелегко. Девице придется вытерпеть различные унизительные проделки великодушных персон, приказной тон и бесспорное послушание всем распоряжением главы семейства. Эта картина не имеет цены своим многообразием затронутых соц тем. Это и соц неравенство (надменный взор негоцианта), и невежество (поведение деток), отсутствием простого воспитания и радушия (ведь даму даже не удосужились пригласить в дом и посодействовать раздеться). Василий Перов, один из важных живописцев XIX века, одним из первых заострил внимание на бесправности эры и томном положении людей, принужденных методом наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. Сейчас картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» находится в Москве в Третьяковской галерее.

Добавить комментарий