Не все совершенно точно с оценкой творчества общепризнанных, чудилось бы, мастеров Возрождения. Пинтуриккио воспользовался большим фуррором у заказчиков и ценителей фресковой живописи, но «свои» его за величавого художника не признавали. Ну и посреди потомков, что оценивают творчество этого итальянца, представления расползаются, произведения Пинтуриккио, с одной стороны, критикуются как неглубокие, необмысленные и безвкусные, с иной – признаются полными неподражаемого очарования.

Живописец, который творил вровень с Рафаэлем


Пинтуриккио. Автопортрет

Про детство и молодость Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванного потом Пинтуриккио, практически ничего не понятно. Он родился около 1454 года в Перудже, главном городке Умбрии – области в самом центре Апеннинского полуострова. Умбрийскую школу живописи до неких пор считали провинциальной, называя ее одним из ответвлений сиенской, но уже при жизни Пинтуриккио взоры на нее поменялись.
Откуда возникло прозвище Пинтуриккио – буквально не понятно, может быть, от pittore ricco, что означает «обеспеченный живописец», или – «неискусный живописец», или – «небольшой, низкий».
И то, и другое, и третье соответствовало реальности – отличаясь от собственных сограждан и земляков манерой живописи и рвением быстрее угодить заказчику, чем сделать превосходное произведение, Пинтуриккио воспользовался славой известного художника – как посреди современников, так и позднее.


Пьетро Перуджино. Автопортрет

Первым его учителем был умбрийский мастер Фьоренцо ди Лоренцо, позднее он учился у Пьетро Перуджино, 1-го из самых прославленных живописцев Италии. В 1481 – 1482 годах Пинтуриккио помогал учителю расписывать фрески Сикстинской капеллы в Ватикане — вкупе с Рафаэлем, Боттичелли, Синьорелли. Воздействие Перуджино выслеживалось в творчестве Пинтуриккио в протяжении всей его жизни.


«Вручение ключей Петру». Сикстинская капелла. Перуджино

Ученика увидели – семейство делла Ровере, к которому принадлежал и папа римский, пригласило Пинтуриккио украсить стенки церкви Санта-Мария-дель-Пополо, чем живописец и занимался до 1492 года. А позднее пришел заказ на оформление покоев папы римского Александра VI, потом носивших заглавие «Апартаменты Борджиа», – пожалуй, самая популярная из работ Пинтуриккио.


«Встреча Марии и Елизаветы». Фреска в Апартаментах Борджиа, Библиотека Ватикана

Во 2-ой половине 90-х годов XV века Пинтуриккио возвратился в родную Перуджу. Слава нужного столичного живописца сама находила ему новейшие заказы, бессчетные и очень щедро оплачиваемые. Живописец выезжал работать в остальные городка – Орвието, Сполето, Сиену.
В Сиене Пинтуриккио оформлял библиотеку, которую выстроил кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини для книжек собственного погибшего дяди, папы Пия II. Интерьеры библиотеки, которая является частью собора, и по сей денек числятся одними из самых совершенных во всей Тоскане.
Живописец совсем ишак в этом городке – там он женился и завел деток. Без заказов не обходилось – он, в числе остального, разработал набросок напольной мозаики Сиенского собора, расписывал резиденцию правителя Сиены Пандольфо Петруччи.


Библиотека Пикколомини

«Профессиональный маляр»?


Умопомрачительно, но всей собственной востребованности у самых влиятельных аристократов Италии и глав церковной церкви, Пинтуриккио заполучил славу не столько художника, сколько опытного декоратора. Почти во всем этому содействовали отзывы первого искусствоведа Джорджо Вазари, который, сам будучи художником, описывал манеру умбрийца как лишенную меры и вкуса в разработке фресок. Пинтуриккио типо очень стремился угодить заказчикам, принося в жертву этому рвению свойство работы. Произведения отличались лишней декоративностью, украшательством, при работе Пинтуриккио много, сверхизбыточно употреблял орнаменты, лазурь, позолоту.


Фреска «Воскресение Христа»

Из-за этого интерьер создавал воспоминание «обеспеченного», шикарного, выполненного с размахом. Но фигуры на фресках были бесплотны, очень безмятежны, сцены лишены какой-нибудь драматургии, а в целом творчество Пинтуриккио нередко называли безвкусным, рассчитанным на не очень утонченных натур. Очевидно, в собственной работе живописец до этого всего исходил из пожеланий заказчиков – а тем нравились роскошь и великолепие, которыми практически дышали расписанные художником интерьеры.


Голубая краска в те времена была весьма дорогой, потому шикарными цвета были не только лишь исходя из убеждений художественного эффекта

Но даже критики его наследства признавали тот уникальный эффект, которым славились произведения Пинтуриккио. Александр Бенуа, российский историк искусства, писал, что любая фреска в отдельности представляет собой нечто «пустоватое, доверчивое и условное». При всем этом он соглашался, что интерьеры полностью создают чарующее воспоминание, завораживают колоритными красками, множеством золота и утонченными орнаментами. Эта неоднозначность оценки творчества Пинтуриккио отдала ему очередное прозвище – «профессиональный маляр».


Фреска Пинтуриккио в церкви Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

К слову, гротески – декоративные мотивы с необычными элементами и композицией – разрабатывались итальянцами на базе древних, римских росписей. Благодаря таковым орнаментам томные сводчатые помещения преобразовывались в легкие ажурные павильоны.

«Портрет мальчугана»


Но для людей, не очень близко знакомых с фресковой живописью Пинтуриккио, одна его работа стала по-настоящему узнаваемой. Это «Портрет мальчугана», написанный около 1500 года, одно из немногих произведений станковой живописи художника и один из немногих портретов, вышедших из-под его кисти.


«Портрет мальчугана»

Кто изображен на этом портрете – непонятно. Нет сведений и о заказчике. На холсте зритель лицезреет мальчика-подростка – уже не малыша, но еще не взрослого.
Вопреки собственному обыкновению, Пинтуриккио не стал перегружать картину деталями, не стремился создать ее «по-богатому». Цвет камзола приглушен, отчего он воспринимается как плоское красноватое пятно, не уводя внимание от лица. Перспектива несколько нарушена, кажется, что пейзаж на заднем плане как как будто «выталкивает», выдавливает человека из холста. Так фигура мальчугана приобретает особую осязаемость.
Лицо выписано весьма кропотливо, поза мальчугана напряжена, но при всем этом он не кажется статичным – напротив, {живым}, настоящим, полным притягательности. В чертах мальчугана весьма гармонически смешиваются упрямство и неуверенность, самостоятельность и слабость, грубость и смирение.


«Мальчишка в голубом» — картина из кинофильма «Богатство республики»

«Портрет мальчугана» любознательным образом оказался задействован в сюжете русского кинофильма «Богатство республики». Там это произведение работы Пинтуриккио, типо похищенное злодеями, носит заглавие «Мальчишка в голубом». И вправду, камзол на картине уже голубой, а не красноватый. Почему создатели кинофильма прибегли к такому приему – непонятно. Может быть, ввести в сюжет картину в ее реальном, уникальном виде, показалось неприемлимым – ведь подлинник благополучно хранился в Дрезденской галерее.


Алессандро дель Пьеро. Можно отметить и некое наружное сходство футболиста с художником

Любопытно, что прозвище «Пинтуриккио» получил один их самых выдающихся итальянских футболистов – прошлый игрок «Ювентуса» Алессандро дель Пьеро. Как считается, причина этого – в вольной манере игры, которая приносит впечатляющие результаты.

Благодаря Перуджино и Пинтуриккио умбрийская школа живописи вышла на новейший уровень. Очередной земляк «профессионального маляра» был тому предпосылкой — Рафаэль, которого не может не знать культурный человек.

Добавить комментарий