Что писал художник-монах, который никогда не брал в руки кисть без подготовительной молитвы — odnoklassniki-jl.ru



Италии XIII-XV веков – это неописуемое достояние художественных приемов. Живописцы могли прибегать то к последней условности, насыщая ее мистицизмом и экспрессией, то обращались к языку реализма. Поэзию средневекового мистицизма отлично отражает Фра Анджелико, монах и живописец, маэстро света и мудрейший профессиональный создатель красивого. Что принципиально знать сейчас о творчестве величайшего художника XV века?

О мастере

Фра Анджелико — итальянский живописец, один из величайших мастеров XV века, чьи работы воплощают безмятежный религиозный настрой Ренессанса и отражают традиционное воздействие. Как живописец, Фра Анджелико прошел школу миниатюристов. Потому логично, что его работы напоминают книжные иллюстрации, рассказывающие о событиях из священных текстов.

Коллаж работ Анджелико

Все произведения художника посвящены религиозным темам. В главном это алтарные образы для церквей Флоренции и ее окружностей. Ранее алтарные образы и фрески мастера обрисовывали как потрясающее, но уже анахроничное выражение средневековой религиозности. А вот сейчас искусствоведы воспринимают религиозную живопись этого монаха-доминиканца по другому и оценивают ее как полностью современную для той эры.
Делал он и стенные росписи: две самые значимые работы – циклы фресок в монастыре Сан-Марко и в капелле Николина Ватиканского дворца.

Капелла Никколина

Капелла Никколина — единственный сохранившийся цикл фресок из 4, выполненный Фра Анджелико во время его полувекового периода папской службы в Риме (с 1445 по 1449 год). В этих работах Анджелико изображает сцены из жития святых Лаврентия и Стефана, 2-ух архидьяконов, которые обширно почитались в Риме с ранешнего средневековья. Хранилище выкрашено в голубий цвет, украшено звездами, на углах изображены фигуры 4 евангелистов.

Молитва перед работой

Живописец и биограф Джорджио Вазари писал, что Анджелико «был художником, который никогда не брал в руки кисть без подготовительной молитвы» и отражение этого обряда мы лицезреем на фресках мастера. Они заполнены гармонией, спокойствием, светом, полным счастьем – всем тем, что ощущает человек во время молитвы. По словам Вазари, Анджелико учился у величайшего художника и миниатюриста готической традиции Лоренцо Монако, воздействие которого можно узреть в очевидной, тщательной тонкости выполнения и яркости, которая будто бы одухотворяет фигуры в работах Анджелико.

Лоренцо Монако и Мадонна Смирение со святыми

Эти свойства в особенности явны в 2-ух малеханьких алтарях, «Мадонне Звезды» и «Благовещении».

«Мадонна Звезды»

Что значит «анджелико»?

«Анджелико» — не имя, а прозвище, которое мастер получил за свою добродетельную жизнь. Он был не только лишь художником, но монахом, который огромную часть времени проводил в монастырях, для которых и создавал свои величайшие произведения: фрески и иконы. Фра Анджелико не был богатым, достояние было ему чуждо. Он гласил, что настоящее достояние – это довольствование малым. Вазари называл его «святым и потрясающим», и скоро опосля его погибели его окрестили «ангелико» («ангельский») из-за его моральных плюсов. Потом это сделалось именованием, под которым он более известен сейчас. Почти все добавляют и «беато», что означает «благословенный». Таковым образом, имя художника переводится как «благословенный ангел».

Знаковые работы

Анджелико знал и пристально смотрел за новенькими художественными тенденциями собственного времени, до этого всего за представлением места при помощи перспективы. К примеру, в таковых работах, как «Ужасный трибунал» (1440–45) и «Коронация Девы» (ок. 1430–32).

«Ужасный трибунал» (1440–45)


«Коронация Девы» (ок. 1430–32)

В их людские фигуры, отступающие вспять, сами делают чувство места. Самая ранешняя работа Анджелико, которую можно с уверенностью датировать, — это триптих большущих размеров, который он написал для гильдии торговцев бельем — «Линайольская дарохранительница» (11 июля 1433 года).

«Линайольская дарохранительница»

Также в 1430-х годах Анжелико написал одно из самых вдохновенных произведений флорентийского Ренессанса – «Благовещение» — алтарь, существенно превосходящий все работы Анджелико на данную тему. На нем изображен Эдемский сад, из которого Ангел выгнал Адама и Еву. Пределла искусно разбита на сюжеты с Девой Марией, изображенные натуралистически. Анжелико постоянно пристально смотрел за реальностью, даже когда употреблял технику минимализма. Временами он прибегал к средневековым техникам, таковым как золотой фон (тем наиболее, заказчики тех пор обожали шикарный фон).

«Благовещение»

На стенках монастыря Сан-Марко во Флоренции находятся росписи, которые отмечают высшую точку в карьере Анджелико. В основном зале находится огромное Распятие. В дополнение к трем распятым фигурам на фоне неба, Анжелико изобразил группы святых, ритмически расположенных, с хором страдальцев, основоположников религиозных орденов, отшельников и защитников доминиканского ордена (чье генеалогическое древо изображено под данной для нас поразительной сценой), также 2-ух святых Медичи. Таковым образом, во всей полноте данной для нас работы Фра Анджелико разработал теорию, которая не была сотворена в его наиболее ранешних алтарях.

Распятие и святые. Фреска монастыря Сан-Марко

Фра Анджелико был одним из первых, кто обратился к новенькому типу алтарного вида – Святое Собеседование. Это «Алтарь Анналена». Если ранее все фигуры обычно делились друг от друга, но в новеньком стиле какое-либо разделение на сто процентов отсутствует. Все персонажи помещены в единое место, будто бы святые собрались вокруг Мадонны с Малышом для беседы (собеседования) и молитвы.

Алтарь Анналена 1445

Наследство


Величайшими учениками Фра Анджелико являются Беноццо Гоццоли и узнаваемый миниатюрист Заноби Строцци. Росписи Фра Анджелико в Сан-Марко и Капелле Николино показали, что мастерство живописца и его личная интерпретация были достаточны для сотворения прекрасных произведений искусства без использования дорогих голубых и золотых атрибутов. В его работах есть и красивая одухотворенность, и чувство счастья, и магический свет, и непревзойденное техническое мастерство. В использовании идеальной техники фрески, ясных ярчайших пастельных цветов, расположении фигур и опытном выражении движений, Фра Анджелико показал себя как один из величайших мастеров XV века.

Добавить комментарий