Что зашифровал Брейгель на картине «Вавилонская башня», ставшей эмблемой разобщенности одного народа — odnoklassniki-jl.ru



Питер Брейгель Старший — гений собственной эры, к творчеству которого вновь и вновь охото ворачиваться как к источнику зрительного отражения библейских, исторических и политических событий. Его неповторимые картины, полны загадок и загадок, символики и аллегорий. Они высоко ценились современниками художника, а в наши деньки его работы и совсем — неоценимое богатство. Сейчас в нашей публикации очередной шедевр, поражающий своим потрясающим размахом, также увлекательной сюжетной линией, художественной мыслью, композиционным решением и нестандартной манерой выполнения. Это — знаменитая «Вавилонская башня», сделанная мастером в 1563 году.


Набросок «Живописец и знаток», автопортрет, ок. 1565—1568 гг.

Брейгель в собственных работах постоянно выражал критику и власть имущим, и церкви. Будучи неравнодушным свидетелем бурного экономического расцвета собственной страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанской короны и церковного гнета, живописец категорически отрешался писать портреты и оголенную натуру, невзирая на заманчивые дорогостоящие заказы. Его главными героями постоянно были безликие обыкновенные люди голландских провинций, что по тем временам было вызовом имеющимся устоям и в художественной среде, и в обществе.

Подробнее о превосходном художнике и его пристрастиях вы сможете прочитать в публикации:Питер Брейгель Мужицкий: Почему узнаваемый живописец отрешался от заказов и одевался, как бедняк.

Мало о сюжете картины


Согласно библейскому преданию, потомки Ноя, которые выжили во время глобального потопа, — были представлены одним народом, говорившим на одном языке. С востока они пришли на землю Сеннаар, что в равнинах рек Тигр и Евфрат и решили выстроить город под заглавием Вавилон, эмблемой которого обязана была стать башня, возведенная до небес. План людей был должен символизировать единство населения земли: «создадим для себя знамение, чтобы не рассеяться по лицу всей земли».


До находки сначала ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали, а позднее — в виде зиккуратов.

Бог, увидев строящийся город и возводимую в небеса башню, рассудил: «сейчас не будет для их ничего неосуществимого». Так как он не мог допустить таковой грубости от людей, то решил положить конец их деянию. В скором времени стройку городка и башни приметно замедлилось, а позднее и совсем приостановилось. Основная причина крылась в том, что Всевышний, смешал их языки, чтоб строители не стали осознавать друг дружку. Недопонимание и принудило расселиться людей по всему миру. Таковым образом, история о Вавилонской башне разъясняет возникновение разноязычия опосля Глобального потопа.

Почти все здесь же зададутся вопросцем: так была ли в реальности Вавилонская башня, либо это библейский вымысел? Очевидно, Вавилонская башня реально была. Благодаря раскопкам, было установлено ее положение и примерное устройство. Башня не имела определенной структуры, а представляла собой реальный строительный хаос из лестниц, окон и комнат.

Вавилонская башня как знак эры, в какой жил Брейгель



«Малая» Вавилонская башня. (1565) 59.9 х 74.6 см. Питер Брейгель Старший. Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам.

До 16 столетия тема Вавилонской башни фактически не завлекала внимания западноевропейских живописцев. Но позднее ситуация поменялась в корне. Данная тема затронула почти всех нидерландских мастеров, а именно Питера Брейгеля Старшего. Одной из обстоятельств был экономический расцвет Голландии и рост городов за счет переселения в их иноземцев и сельских обитателей.

Так, например, Антверпен, который изобразил на собственном полотне Брейгель, был наводнен иноземцами. Приморские городка быстро росли, они были переполнены приезжими торговцами и проповедниками различных конфессий. Лишь за первую половину 16 века население городка удвоилось, и по сущности город являл собой ту разноязыкую Вавилонскую башню. Ко всему иному городское население уже не было объединено одной церковью: католики, протестанты, лютеране и баптисты — все жили вперемешку. Суета, незащищенность и тревога охватили злосчастных обитателей Нидерландов. И как здесь было не вспомянуть о библейской истории про легендарную Вавилонскую башню, которая в ту эру стала одой из самых фаворитных образов в искусстве.

Образ Вавилонской башни в живописи Брейгеля



«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563) 114 х 155 см. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена.

Конкретно по данной для нас причине легенда о библейской башне завлекла внимание нидерландского художника Питера Брейгеля, который предназначил ей три собственных работы. Сохранились две из их: «большая» «Вавилонская башня», хранящаяся в Вене, и «малая» – в Роттердаме. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не дошла до нашего времени.

Эти живописные произведения Брейгеля являются, пожалуй, самым броским зрительным воплощением той дальной эры и в плане политики, и религии, и бытия.

Подробнее о картине


«Вавилонская башня». Фрагмент. (Высшая часть башни, которой не судьба быть достроенной.)

Интересно, что невзирая на распространённость сюжета, никому из живописцев до Питера Брейгеля не удавалось настолько достоверно передать превосходные размеры постройки. Его «Вавилонская башня» поражает не только лишь размахом, да и базовым познанием инженерного дела, скрупулезной проработкой мелких деталей и частей. В данной для нас работе лучшим образом проявился неповторимый способ Брейгеля, соединяющий трудно совместимое – панорамную живопись и миниатюру.


«Вавилонская башня». Фрагмент. (Живописец показал развитие строительной техники по эрам.)

При внимательном аналитическом рассмотрении полотна Брейгеля можно узреть, как композиционно живописец расположил строй участки и работы, проходящие на их: на фронтальном плане — стройку ведется вручную, выше — употребляются длинноватые жерди для перемещения каменных плит, еще выше — подъемные приспособления и наиболее массивные краны. По одной из версий историков: таковым образом, Брейгель показал развитие строительной техники по эрам.


«Вавилонская башня». Фрагмент. (Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных просветах можно рассмотреть ее обитателей.)

Башня возводится строителями очень неравномерно. Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных просветах можно рассмотреть ее обитателей. Подняв взор выше, лицезреем, что более интенсивно стройку идет на средних ярусах, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Потому у зрителя создается воспоминание, что люди, отчаявшись возвести башню высотою до небес, решили лучше обустроить ту ее часть, что поближе к земле, к действительности. Таковым образом, живописец желал выделить, что башне предначертано строиться вечно.


«Вавилонская башня». Фрагмент. (Кажущаяся крепкой башня вот-вот упадет и погребет под своими осколками загордившихся людей)

По задумке Брейгеля эта несогласованность в действиях, придающая башне сюрреалистический вид, гласит о том, что расправа господня уже достигнула мастеров: разделение языков свершилось, и они начали строить любой по собственному представлению. По итогу разобщенность приведет к тому, что стройку навряд ли будет доведено до окончания и кажущаяся крепкой башня вот-вот упадет и погребет под своими осколками загордившихся людей.


. «Вавилонская башня». Фрагмент. (Входящие в порт суда изображены с опущенными парусами, что символизирует безысходность и обманутые надежды.)

Нимрод — основной персонаж


«Вавилонская башня». Фрагмент. Библейский правитель Нимрод со свитой посещает стройку башни.

На фронтальном плане в левом нижнем углу картины мы лицезреем обычно брейгелевскую жанровую сценку: библейский правитель Нимрод со свитой, по заказу которого возводилась башня, посещает стройку. Чванливый владыка приехал проинспектировать ход строительства и нагнать ужасу на работяг. Судя по тому как перед ним свалились на колени каменотесы, это ему удалось. К слову, библейский персонаж весьма уж похож на вельможу из XVI века, и не случаем. Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особенным деспотизмом.

Что все-таки зашифровал Брейгель в собственной «Вавилонской башне»



«Вавилонская башня». Фрагмент. (Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особенным деспотизмом.)

Создавая это полотно, Брейгель в который раз выступил пророком. В виде Вавилонской башни живописец отразил свое представление о судьбе монаршего дома Габсбургов. Заглянув в историю, вспомним, что при Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.

Никто из европейских монархов, ни до, ни опосля, не имел настолько не мало титулов. Одних лишь царских корон у Карла было формально наиболее 10-ка — он сразу был королём Леона, Кастилии, Валенсии, Арагона, Галисии, Севильи, Мальорки, Гранады, Наварры, Сицилии, Неаполя, Венгрии, Хорватии и прочее, также королём Германии, Италии и Бургундии и титулярным королём Иерусалима.


Юный Карл V. Создатель: Бернарт ван Орлей. Лувр. / Карл V. Создатель:Пантоха де ла Крус, Хуан.

Но в 1556 году Карл отрекся от короны в пользу отпрыска Филиппа, сложив с себя все титулы и испанскую корону. А сам удалился в монастырь. И это большущее правительство, схожее Вавилонской башне под своим весом начало распадаться.

Мораль, заложенная гением

Так, сызвека, преодолевая обоюдное недопонимание и вражду, возводят люди Земли башню людской цивилизации. И не закончат возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для их ничего неосуществимого».

Подытоживая вышеупомянутое, сам собой навязывается вывод: Башня — это сама История населения земли. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годичным кольцам, любой ее этаж является итогом определенной эры в развитии общества. И любознательный момент: пока мы строим новейшие этажи, приходится повсевременно чинить, переделывать либо обновлять старенькые, которые подтачивает и разрушает неумолимое время.

У Питера Брейгеля любая работа это кладезь метафор, аллегорий, загадок и пословиц. Так в картине «Фламандские пословицы» Брейгель ухитрился зашифровать наиболее 100 пословиц.
[/URL]

P.S. Современная башня Бурдж Халифа



Башня «Бурдж Халифа».

Со времен, которые обрисовывает библейская история, прошло наиболее 5000 лет. От исторического городка Вавилон (земля современного Ирана) не осталось и следа. Но решительная попытка «создать для себя имя» была предпринята уже нашими современниками в городке Дубае. Построенный в январе 2010 года небоскреб при помощи европейских архитекторов, стал самым высочайшим зданием в мире. Его высота поражает воображение — 828 метров, вместивших 163 этажа и огромный шпиль, венчающий башню.

Добавить комментарий