Караван под кодовым заглавием QP-11 отправился из Мурманска к берегам Англии 28 апреля 1942 года. Он перевозил древесную породу, также не обозначенный в сопроводительных документах груз, размещённый в 93 ящиках на борту крейсера «Эдинбург». В ящиках находилось золото – 465 слитков на сумму наиболее 6,5 миллиона баксов по современному курсу. Но с доставкой ценного сплава в пункт предназначения появились трудности: уже на последующий денек опосля выхода из порта транспортные суда нашла германская авиация.

Как немцы штурмовали крейсер «Эдинбург»


Командир «Эдинбурга» капитан Хью Фолкнер и командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике крейсера. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Данные о том, где находится караван и по какому он движется маршруту, были переданы лётной разведкой верховному командованию ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) Германии. Сходу опосля этого, с целью убить корабли противника, входившие в конвой, немцы выслали семь подлодок. Одной из их, U-456, управлял капитан-лейтенант Макс Мартин Тайхерт – основной виновник следующих событий.

Тридцатого апреля подводные лодки торпедировали английские суда. Хотя снаряды не поразили ни единой цели, командование решило вывести «Эдинбург» из каравана, чтобы уберечь груз. Совершая нужные противолодочные манёвры, крейсер на полном ходу двинулся в направлении Исландии. Тем не наименее, невзирая на предпринятые предосторожности, судно было увидено и атаковано подлодкой Макса Мартина Тайхерта.

Две торпеды, которые выпустила субмарина, причинили кораблю мощные, но не фатальные повреждения – он оставался на плаву и сохранил возможность идти своим ходом. Три подоспевших английских эсминца лишили подлодку шанса добить «Эдинбург», но не смогли помешать ей оставаться рядом с местом действия. Судно тем временем в сопровождения эскорта направилось назад в Мурманск.

Кто по сути потопил крейсер «Эдинбург»


Снимок изготовлен со стороны кормы «Эдинбурга», покоробленной торпедой. /Фото: cdnfr1.img.sputniknews.com

Через два денька, 2 мая, крейсер подвергся повторной атаке – его нашли три германских эсминца, которые преднамеренно находили подбитый «Эдинбург». В итоге недлинного, но ожесточённого боя, судно получило удар третьей торпедой, на сто процентов лишившей его самостоятельного передвижения.

Германцам также не удалось избежать утрат – опосля обстрела англичанами один из германских кораблей, получив серьёзные повреждения, начал погружать на дно. Для спасения команды неприятелю пришлось выйти из боя: подобрав экипаж, два уцелевших германских эсминца ушли в сторону собственного базирования.

Невзирая на подходящий финал событий, спасти «Эдинбург» не представлялось вероятным: из-за попадания третьей торпеды, крейсер, при следующей буксировке, угрожал разломиться на две части. Опосля недолгих размышлений принято решение было снять команду с борта и затопить безнадёжной повреждённый корабль. В 08:52, через 28 минут как окончился бой, в «Эдинбург» выпустили четвертую, на этот раз британскую торпеду, которая пустила крейсер ко дну.

Золото «Эдинбурга» – плата за ленд-лиз


Палуба «Эдинбурга» опосля попадания торпеды с U 456 в буквальном смысле встала на дыбы. /Фото: warspot-asset.s3.amazonaws.com

В программку ленд-лиза, Русский Альянс включили 11 июня 1942 года, а ранее, чтоб закупать вооружение, стране пришлось в осеннюю пору 1941 и в зимнюю пору 1942 года брать у США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) кредит. Сумма всякого займа равнялась млрд баксов – столько валюты СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) не имел, зато располагал золотом, которое и согласилась брать Америка по курсу $35 за унцию.

По одной из версий считается, что слитки с «Эдинбурга» предназначались как раз американской стороне, выдававшей Союзу миллионные денежные авансы в счёт поставок драгоценного сплава в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Но иная версия смотрится наиболее правдоподобно: согласно ей, золото предназначалось британцам за военные и штатские поставки в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).

Из мемуаров Анастаса Микояна: «Шестнадцатого апреля 1946 года премьер-министр Эттли обнародовал перед Палатой общин числа, связанные с английскими поставками в Русский Альянс. Согласно им, с 01.10.43 по 31.03.46 г. СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) получил для военных нужд груз на сумму 308 миллионов фунтов, для штатских потребностей – на сумму 120 миллионов фунтов. При всем этом премьер объяснил, что данные соединены лишь с доставленным грузом – утраты в пути в озвученных цифрах не были учтены.

Также Эттли указал, что штатские поставки осуществлялись, базируясь на соглашении, подписанном меж государствами в августе 1941 года. Сущность документа состояла в том, что русская сторона уплачивала за продукты: 40% цены – баксами либо золотом, 60% – за счёт кредита, который был получен от Правительства Соединённого Царства».

Таковым образом, беря во внимание мемуары политика, можно придти к выводу, что перевозимые золотые слитки скорей всего не соединены с Америкой и программкой ленд-лиза. Больше похоже на то, что получателями драгоценного сплава должны были стать британцы: золото им отчаливало как оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) вышеупомянутых в соглашении 40%. В пользу этого предположение гласит и распределение золотых слитков, поднятых с затонувшего корабля в 80-х годах прошедшего века.

Как СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и Британия разделяли утонувшее золото


Так смотрелось золото «Эдинбурга», поднятое на поверхность через 40 лет опосля смерти корабля. /Фото: mvestnik.ru

Невзирая на то, что вопросец о судьбе слитков появился сходу по окончанию войны – решить его положительно не предоставлялось вероятным по двум причинам. 1-ая заключалась в технической стороне – для подъёма золота с глубины выше 200 м не было оборудования. 2-ая состояла в преодолении юридических тонкостей. В согласовании с морским правом, на затонувший крейсер допускалось просачиваться только с согласия Англии. Но для извлечения с него ящиков с ценным грузом требовалось разрешения СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), который в своё время оплатил «страховой вариант».

Только в 1979 году в решении трудности возникли сдвиги: британец Кейт Джессоп, являвшийся проф водолазом, предложил технологию по поднятию золотых слитков. Два года спустя Русский Альянс и Англия подписали соглашение о совместной операции, опосля чего же начались подводные работы. Поначалу обусловили четкие координаты крейсера, его размещение на деньке и глубину залегания.

Потом выполнили подъем на поверхность самого золота. В 1981 году из корабля удалось извлечь 431 слиток. В 1984 году опосля проведения повторной операции было поднято ещё 29 золотых слитков. 5 слитков из-за трудности доступа не удалось поднять и доселе. Добытое таковым путём золото распределили последующим образом: 45% от цены получила компания, чьи водолазы участвовали в работах; две третьих слитков отошли Русскому Союзу, остальное получила Англия.

Обоюдная помощь меж СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и союзниками шла всю войну. И даже когда опосля неё дела испортились, всё равно случаи взаимовыручки имели пространство быть. Так русский рыбак в период «прохладной войны» выручил американских лётчиков в 8-бальный шторм.

Добавить комментарий