Живописцы-портретисты — это особенная каста мастеров, способных вкладывать не только лишь частицу собственной души в свои творения, а и часть души портретируемых моделей. Сейчас побеседуем о подлинном чуде, которое голландский живописец Франс Хальс создавал в эру так именуемого Золотого века. Основное чудо мастера заключалось не в его умении передавать живость лиц и поз моделей, а в хохоте его героев — самой привлекательной части людской мимики, которую он профессионально ловил на краешек кисти.


Автопортрет. Франс Хальс.

Франс Хальс (1583-1666) — живописец-портретист Золотого века фламандской живописи. Став основателем живого стиля в голландском художественном искусстве, мастер прославился собственной свободной манерой письма в портретном жанре, также эволюционным подходом к групповому портрету.

Новшество фламандского художника в жанре портрета



Весёлое общество. (1615 год.) Создатель: Франс Хальс.

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, очень фаворитных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса очень тесноватыми, и мастер выступил реформатором жанра фактически в самом начале собственной карьеры. Он практически искал личный нрав человека в присущих только ему движениях, жестах, взорах и в мимике.


Поющий мальчишка с флейтой. Создатель: Франс Хальс.

Благодаря новшеству Франса Хальса герои полотен не стали изображаться в одной единственной канонической позе, которая властвовала веками. Живописец упрямо экспериментировал с положением человечьих фигур в пространстве, отказываясь от обычных условностей переднего либо профильного портрета.


Шут с лютней. (1623 год). Создатель: Франс Хальс.

Герои полотен голландского живописца


В портретах Хальса можно узреть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из обычного народа, в том числе и малышей. Таковой демократизм его искусства был обоснован традициями эры, в какой состоялась нидерландская революция.


Кормилица с ребенком. (1620 год.) Создатель: Франс Хальс.

Хальс запечатлевая собственных героев в действии, в определенной актуальной ситуации, делал упор на мимику, жесты, позу, одномоментно и буквально схватывая их. Он не только лишь реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при всем этом не детализируя его.


Портрет стоящей дамы с веером в левой руке. (1643 год.) Создатель: Франс Хальс.

Необходимо отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать практически постоянно в собственной мастерской. При этом постоянно усаживал свою модель так, чтоб та была освещена слева. Сначала, мастер концентрировался на лице и нраве модели, а уж позже задумывался о игре света и тени на ее одежке. Еще меньше он уделял внимание реквизиту и гаджет, сводя его до минимума. Так, например, для того чтоб выделить высочайшее положение заказчицы, ему хватало перчаток либо веера.


«Цыганка» Лувр, Париж. Создатель: Франс Хальс.

Именитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Возможно, хоть какой иной голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, например, «цыганке» кавалера либо даже 2-ух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые разъясняли бы, сколько стоит её коварная ухмылка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен для себя, он, как постоянно, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.


Портрет Питера ван дер Броке. Создатель: Франс Хальс.


Трое малышей с козлом, запряженным в повозку. (1620 год). Создатель: Франс Хальс.


Портрет Изабеллы Койманс. (1650-1652 гг.) Создатель: Франс Хальс.

О художнике



Смеющийся ребенок. (1620-1625 гг). Создатель: Франс Хальс.

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его 2-ой супруги Адриантье в городке Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника учил Карел ван Мандер. Но особенного воздействия на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал свой авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.


Банкет членов Общества городской стрелковой роты им.Святого Жору. Создатель: Франс Хальс.

Собственный 1-ый портрет Хальс сделал в 1611 году, но известность пришла к нему еще позднее — опосля сотворения картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Жору», написанной в 1616 году. Преждевременному творчеству художника были характерны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера различалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм с помощью тяжёлых плотных мазков.


Домашний портрет в пейзаже. (1620 год.) Создатель: Франс Хальс.

Что все-таки касается личной жизни живописца, то необходимо подчеркнуть, что 1-ый брак художника завершился катастрофически: во время вторых родов погибла его супруга и новорожденный отпрыск. От этого брака у художника остался первенец. Во 2-м браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил практически полста лет. Жена родила живописцу одиннадцать малышей. К слову пятеро его отпрыской стали потом достаточно неплохими художниками-портретистами.

В 1620-1630 годах Хальс делает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задористых представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчишка-рыбак».


«Домашний портрет Исаака Массы и его супруги» (1622). Амстердам. Рейксмузеум. Создатель: Франс Хальс.

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов брачных пар, в виде диптихов: супруг на левом портрете, а супруга — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены совместно, — «Домашний портрет Исаака Массы и его супруги» (1622).

И что интересно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс постоянно обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.

Но с возрастом, став томным на подъем, не хотя покидать родной Харлем, Халс отрешался от заказов, если для этого нужно было двигаться в Амстердам либо еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.


Портрет юного человека с перчаткой в руке. (около 1650 года). / Мулат. (1627 год). Создатель: Франс Хальс.

Поздние произведения Хальса исполнены в весьма вольной манере и решены в жадный цветовой политре, построенной на контрастах чёрных и белоснежных тонов и цветов: «Мужик в чёрной одежке (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в неких из их проявилось чувство глубочайшего депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.


Регентши приюта для престарелых. (1664 год). Создатель: Франс Хальс.

С течением  временем хохот хальсовских героев стал терять былую удовлетворенность, как и равномерно терял её и сам живописец. В старости Франс Хальс не стал получать и совсем какие или заказы и впал в бедность. Живописец погиб в харлемской богадельне в 1666 году.

Послесловие



Скрипач. Создатель: Франс Хальс.

В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он практически никогда не подписывал свои работы — полагая, возможно, что его неподражаемая манера красочного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с фуррором заменяя автограф.


Радостный собутыльник. Создатель: Франс Хальс.

Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И на данный момент более большим собранием работ голландского живописца владеет музей имени Франса Хальса в его родном городке Харлеме. Также много его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.


Улыбающийся кавалер. (1624 год.) Создатель: Франс Хальс.

Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было выделить в изображаемом человеке конкретно людские, а не сословные черты, не многим богатым заказчикам нравился схожий, «очень реалистический» подход мастера. Но те, кто все таки отважился позировать художнику, сейчас вознаграждены сторицей. Их лица и через три с излишним века смотрятся {живыми}.

К слову, это о его живописи величавый Ван Гог в один прекрасный момент произнес, что у Халса «не наименее чем 27 цветов чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах…

В продолжение темы о {живых} портретах, предлагаем посетить галерею работ Кристиана Сейболда— австрийского портретиста, биография которого затерялась в глубине веков.

Добавить комментарий