Иконописец Григорий Журавлев, талантливый самоучка, создавал великолепные храмовые фрески и миниатюрные образа, писал иконы для двух русских императоров, служил примером для студентов Академии художеств. Его иконы называли «нерукотворными» — ведь Григорий Журавлев, родившийся без рук и ног, писал их зубами…


Григорий Журавлев. Фреска Троицкого храма в Утевке.

В 1858 году в селе Утевка близ Самары родился мальчик, которому, казалось, суждена была скорая смерть. Младенец появился на свет без ног и рук – «гладкий, словно яйцо». Доброхоты советовали убитой горем матери перестать его кормить, все равно не жилец. Но ее страдание было так велико, что, решившись убить ребенка, она и сама готовилась попрощаться с жизнью. Спас их дед мальчика, пообещав взять новорожденного Григория к себе на попечение.

Так Григорий Журавлев и рос у деда, и жизнь вел, полную опасностей и приключений. Он свободно передвигался по дому и по двору. Местные ребята носили его гулять на речку, где будущего художника однажды чуть не унес орел. Частенько, зажав во рту веточку, он чертил на земле фигурки. Люди, домики, коровы, собаки… Увидев это, земский учитель решил – из доброты ли, шутки ли ради – обучить мальчика грамоте. А Журавлев оказался способным учеником! В школе он проучился всего два года, дольше не смог из-за смерти деда. Но от своего короткого обучения взял все, что мог. И вот он уже под диктовку пишет письма за всех соседей, протоколы экзаменов, ведет записки, рисует портреты друзей. Полюбил Журавлев читать, впоследствии у него дома собралась обширная библиотека. Односельчане его любили, без бойкого и общительного Гриши Журавлева не обходилась ни одна рыбалка, ни одна свадьба, ни одно гуляние, но… в сердце он лелеял большую мечту – стать художником.


Подготовительные наброски и зарисовки Журавлева.

С детства он любил бывать в церкви, но не столько потому, что был особенно набожен, сколько из любви к иконам. Он мог часами рассматривать умиротворенные лица святых, и однажды объявил, что намерен стать иконописцем. Журавлев был так уверен в своем призвании – «Господь даровал мне дар!» — что семье оставалось лишь поддержать его на этом пути.В 1873 году пятнадцатилетний Григорий Журавлев поступил в ученики к художнику-иконописцу Травкину, правда, лишь на несколько дней, а затем пять лет изучал анатомию, перспективу и каноны самостоятельно. Есть сведения, что Журавлев окончил Самарскую мужскую гимназию, однако они не подтверждены.

Родные помогали ему, чем могли – разводили краски, чистили кисти… Брат и сестра сопровождали Григория в течение всей его жизни, несмотря на то, что у Журавлева появились собственные подмастерья, и вся вспомогательная работа легла на их плечи. Когда художник начал продавать свои иконы, ему было всего двадцать два года. Работал он увлеченно и плодотворно. Несколько икон он подарил самарским чиновникам, и скоро на него посыпались заказы от местных богачей. Впрочем, работал Журавлев и для простого люда, в каждой избе Утевки висели его иконы, подписанные на тыльной стороне «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».


Икона Григория Журавлева и подпись на оборотной стороне.

В 1884 году Григорий Журавлев через губернатора Самары передал цесаревичу Николаю – будущему последнему российскому императору Николаю II – икону, «писанную зубами по вразумлению Бога». За эту икону от царской семьи иконописцу было пожаловано сто рублей – немалые деньги по тем временам. Говорят, что Александр III лично пригласил Григория Журавлева в императорский дворец, но доподлинно неизвестно, состоялась ли их встреча.


Троицкий храм в Утевке.

Спустя год произошло еще одно невероятное событие. Художника без рук и ног пригласили расписывать Троицкий храм. Журавлеву предстояло повторить творческий подвиг Микеланджело – но и здоровому человеку подобное дается непросто…

Ежеутренне иконописца привязывали к люльке и поднимали на двадцать пять метров. Зажав кисть в зубах, он трудился над образами святых, а вечером не мог раскрыть рта от боли. Сестра, рыдая, отогревала сжатые судорогой челюсти горячими полотенцами, а наутро Журавлев снова отправлялся в храм. Работа шла несколько лет, слух о храме, расписанном художником без конечностей, прогремел на всю Россию. Художника осаждали репортеры, студенты петербургской Академии художеств приезжали посмотреть на его работу. Считается, что Журавлев также принимал участие в создании архитектурного облика храма.


Иконы Григория Журавлева.

Состоялась и еще одна встреча с Романовыми. Император Николай II заказал Журавлеву несколько икон (по другой версии – групповой портрет царской семьи). Иконописец работал для императора в течение года, а после император назначил ему пожизненное содержание и повелел выдать художнику коня-иноходца.


Иконы Богоматери кисти Григория Журавлева.

Искусствоведы считают, что Журавлев и вправду был выдающимся иконописцем. По альбомам зарисовок становятся понятно, как строгий церковный канон угнетал его творческую свободу, как он стремился удержаться в рамках традиции, но неизбежно добавлял что-то свое, новое.


Набросок и икона Григория Журавлева.

В 1916 году его здоровье сильно пошатнулось. Жизнь художника унесла скоротечная чахотка. А после революции его шедевр, Троицкий храм, стал зернохранилищем.


Рисунок Людмилы Кулагиной из серии, посвященной истории Григория Журавлева.

Впрочем, финал этой истории – не грустный. В 1963 году сербский искусствовед Здравко Кайманович обнаружил икону с русскоязычной надписью на тыльной стороне, где содержалось упоминание о безруком и безногом живописце. Так поднялась волна интереса к загадочному русскому художнику, создававшему «нерукотворные» иконы. В Утевке сегодня существует музей, посвященный Григорию Журавлеву, о нем пишут рассказы, ему посвящают собственные работы другие художники, жители села предлагают канонизировать своего необычного земляка. Иконы, написанные Журавлевым, находят по всей России и за ее пределами, хранятся в Эрмитаже и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 90-е годы Троицкий храм в Утевке был возвращен церкви и отреставрирован. На его территории обнаружена могила самого художника. Он пожелал быть захороненным возле главного своего творения.

Текст: Софья Егорова.

Добавить комментарий