В осеннюю пору 2021 года парижская Триумфальная арка спрячется под слоем упаковки. Человека, который замыслил это – художника Христо Явашева – уже нет в {живых}, произведению предначертано пережить создателя. Здесь, естественно, заключен феномен – ведь вся творческая жизнь Явашева и его напарника и супруги Жанны-Клод была посвящена иллюстрации тезиса о недолговечности искусства, теме его резвого и окончательного перевоплощения и предстоящего исчезновения.

Что пряталось под слоями упаковки


Кажется, что обернуть тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) такое большущее сооружение, как Триумфальная арка, — дело очень уж авантюрное, но Христо Явашеву схожее уже приходилось созодать, и не один раз. Довольно упомянуть берлинский рейхстаг, который стараниями художника в 1995 году скрылся под соткой тыщ квадратных метров серебристой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология).


Рейхстаг, обернутый тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы)

В протяжении веков и 1000-летий творцы стремились сделать нечто вечное, то, что переживет их самих и память о их. Строительные монументы, мраморные статуи, картины, написанные устойчивыми к действию времени красками, керамика, дающая возможность прикоснуться к древности, – все это Явашев решил бросить за пределами собственного творческого поиска, сосредоточившись на разработке произведений, которым предначертано было просуществовать некоторое количество дней, а позже уйти в небытие.


Обернутые банки, 1958 г.


«Обернутый телефон» 1962 г.

Сначала живописец создавал обертки для маленьких предметов: консервных банок, телефона, стула, скрипки. Упаковывая объекты, Явашев будто бы «упаковывал» часть места. Рядовой, на 1-ый взор, предмет преобразовывался в нечто неповторимое, в проект с историей, со собственной своей энергией. При всем этом собственностью художника он не был – Явашев не оказывался обремененным любым из собственных произведений. Они весьма длительно вынашивались в голове, некое время готовились воплотиться в жизнь, а позже в недлинные сроки становились центром внимания и становились частью прошедшего – и частью современного искусства. Христо Явашев обыгрывал в собственном творчестве и тему исчезновения объектов – пусть временного, которое обеспечивалось благодаря километрам упаковочного материала.


«Бегущая изгородь»

Одним из первых по-настоящему масштабных проектов Христо Явашева стала «Бегущая изгородь» – произведение, над которым живописец работал с 1972 по 1976 год. Стенка белоснежной ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), извиваясь и отражая солнечный свет, протянулась на 24 мили.
В 1983 году живописец окружил тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) одиннадцать островов недалеко от Флориды.


Один из островов, окруженных розовой тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы)

А в 1985 году Христо Явашев «одел» Понт-Неф – наистарейшем из парижских мостов. Подготовка к заключительному акту этого перформанса заняла 10 лет – и девять из их Явашев пробовал достигнуть разрешения на его проведение от французских властей. Мост был обернут золотистой тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы). Его узрели в общей трудности три миллиона человек.


Мост в Париже

Христо и Жанна-Клод


Христо Явашев родился в болгарском Габрово 13 июня 1935 года. По необычному стечению событий, основная дама его жизни, его неизменный партнер по жизни и по творчеству, француженка Жанна-Клод де Гийебон, родилась в этот же самый денек.


«Обернутый кар» 1963 г.

Отпрыск обладателя текстильной фабрики и секретарши Софийской Академии изобразительных искусств, Христо в 1952 году поступил в это учебное заведение и обучался там четыре года. В 1956 году он, приехав в чехословацкую Прагу, пересек границу с Австрией и ишак в западной Европе, через два года переселившись в Париж. Там он познакомился с будущей супругой.


«Обернутый портрет Жанны-Клод»

Жанна-Клод в то время как начинался и развивался ее роман с Явашевым, была помолвлена с иным человеком и даже вышла за него замуж. Но через два месяца опосля женитьбы ушла к болгарскому художнику. В 1960 году у пары родился отпрыск, спустя еще два года Жанна-Клод и Христо поженились.


Жанна-Клод в 1976 году

1-ый их кооперативный проект состоялся в 1961 году, и этот тандем просуществовал прямо до самой погибели Жанны-Клод в 2009 году. Всего супруги сделали 20 три произведения – незначительно, так как создание всякого могло занимать годы и даже десятилетия. Проект по рейхстагу был в работе в протяжении 20 5 лет – четверти века! – чтоб просуществовать всего две недельки.


«Обернутые деревья». Макет нереализованного проекта

В котором-то смысле проект по упаковке строительного сооружения оказался сравним со строительством: проекты, эскизы, чертежи, создание моделей, получения разрешений – вот чем была заполнен 1-ый шаг работы над еще одним произведением. На этом шаге живописец получал финансирование для предстоящей реализации собственных планов – вышеупомянутые эскизы Явашев выставлял на продажу, заодно устраивая выставки. В валютном отношении Христо и Жанна-Клод придерживались жесткой позиции: свои работы они финансировали сами, спонсорства не воспринимали.


Обернутый монумент Леонардо да Винчи, 1970 г.

Супруги желали очень приблизиться к свободе художника – и это у их, наверняка, выходило. Независимость от инвесторов, от принадлежности на свои произведения, независимость самих произведений – вот то, что показывал Христо Явашев в собственной творческой жизни. Живописец признавался, что настоящее значение его произведений непостижимо для него самого. До этого всего, чтоб осознать чувства, которые вызывает у парижан обернутый тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) мост, необходимо осознавать, что совершенно ощущают они по отношению к данной достопримечательности. Не будучи парижанином, Явашев не мог этого знать.


Эскиз Новейшего моста в Париже (Понт-Неф)

Что осталось от произведений?


Любой проект Явашева различался историей и был заполнен собственной своей энергией. В «оборачивании» воспринимали роль самые различные люди, не только лишь праздные зрители. К примеру, иногда задумка художника подразумевала вербование альпинистов заместо использования строй подъемных кранов.


Проект «Зонты»

В 1984 – 1991 годах Явашев занимался подготовкой проекта «Зонты» — он был должен состояться сразу в Стране восходящего солнца и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Больше 3-х тыщ зонтов, желтоватых на американской местности и голубых на островах, были открыты сразу. Поперечник всякого составлял девять метров, высота – 6. Скоро опосля установки зонты были демонтированы.


В 2005 году был осуществлен проект «Ворота» в Центральном парке Нью-Йорка. Семь с половиной тыщ оранжевых «ворот» растянулись на 37 км


Христо и Жанна-Клод в 2009 году

Творчество Христо Явашева дозволяло пересмотреть издавна сложившийся взор на объект и место вокруг него, упаковка скрывала детали и подробности, позволяя узреть основное, что укрыто под тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы): размер, высоту, пропорции объекта, его неповторимость и неповторимость.
С 2009 года он творил один. В осеннюю пору 2020 года обязана была состояться «упаковка» Триумфальной арки во французской столице, но в мае Христо Явашева не сделалось. В символ почтения к памяти художника этот его крайний проект все таки будет осуществлен спустя год.
Христо Явашев скончался в Нью-Йорке на восемьдесят 5-ом году жизни.

Если уличное искусство обычно доступно всем, то с картинами дело обстоит по другому: вот какие картины приобретают знаменитости, и Сколько они готовы выложить за понравившееся произведение искусства.

Добавить комментарий