В актерской среде искренние и долгие доверительные дела – большая уникальность. Творческая ревность нередко становится препятствием для истинной дружбы. Да и в этом правиле есть свои исключения. Эти именитые актеры смогли не только лишь сделать удачные творческие тандемы, да и стать самыми близкими людьми, которые оставались преданными друг дружке до крайнего вздоха. К огорчению, связь Леонида Быкова и Алексея Смирнова была так крепкой, что опосля ухода первого скоро не сделалось и второго…


Алексей Смирнов в годы войны | Фото: topwar.ru

Длительное время Алексея Смирнова лицезрели в театре и в кино только в амплуа комика. Его актерская судьба была сложный. Он начал сниматься в кино лишь в 37 лет и длительное время не мог отыскать «собственного» режиссера. Еще до войны Смирнов закончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и начал выступать на сцене и на эстраде, но в 1941 г. ему пришлось на пару лет запамятовать о собственной возлюбленной профессии. С первых дней войны Смирнов состоял в работающей армии. Он попал в войсковую разведку, не раз прогуливался в тыл неприятеля, возглавил несколько небезопасных боевых операций. На его счету было несколько боевых подвигов. За мужество и героизм, проявленные на фронте, он получил несколько медалей и орденов.


Алексей Смирнов в годы войны | Фото: kino-teatr.ru


Алексей Смирнов в годы войны | Фото: kino-teatr.ru

О годах, проведенных на войне, Алексей Смирнов никогда не говорил, и почти все даже не подозревали о геройском прошедшем актера с наружностью благодушного увальня, неловкого крепыша. Данная тема была для него очень болезненной из-за того, что на фронте умер его младший брат, что стоило их мамы психологического здоровья. А приобретенные на фронте ранения самому Смирнову стоили не только лишь здоровья, да и личного счастья. Дойти до Берлина ему не удалось, одна из битв сначала 1945 г. стала для Смирнова роковой: он получил сильную контузию, и докторы предупредили его о том, что он больше не сумеет иметь малышей. С фронта его ожидала жена, но когда Смирнов вызнал о собственном диагнозе, решил, что не имеет права портить ей жизнь. Не объясняя обстоятельств, он порвал помолвку и на всю жизнь обрек себя на одиночество.


Кадр из кинофильма *Полосатый рейс*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru

Еще во время войны Смирнов продолжил заниматься своим возлюбленным делом: он управлял полковой художественной самодеятельностью, организовал несколько концертов для красноармейцев. Тема войны оставалась для него заветной и особой всю жизнь, конкретно в ролях фронтовиков он был по-настоящему искренним и глубочайшим. Но режиссеры лицезрели его совершенно в остальных видах. В Ленинградском театре музыкальной комедии, куда Смирнов возвратился опосля войны, за ним закрепилось амплуа комичного благодушного увальня. Пережив много горя, актер не обозлился и не отчаялся, ему нравилось развлекать людей и приносить им удовлетворенность. В амплуа комика он дебютировал и в кино, в фильмах «Кочубей», «Полосатый рейс», «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Алексей Смирнов в кинофильме *Операция *Ы* и остальные приключения Шурика*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Всесоюзную славу Смирнов получил как «актер Леонида Гайдая», ведь вся страна выяснила его в виде тунеядца Феди из комедии «Операция «Ы» и остальные приключения Шурика». Зрители отождествляли его с героем-верзилой, который, чудилось, не мог произносить никаких остальных фраз, не считая как «Если я встану – он ляжет». Никто не подозревал о том, что за кадром он был совершенно иным – замкнутым, одиноким и весьма злосчастным. За маской весельчака рассмотреть его реального мог лишь весьма близкий человек. Таковым для него стал атер и режиссер Леонид Быков.


Кадр из кинофильма *Операция *Ы* и остальные приключения Шурика*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Хотя Смирнова и называли актером Гайдая, раскрыть его драматический потенциал по-настоящему удалось другому режиссеру – Леониду Быкову. Они сдружились в 1964 г. во время совместной работы над комедией «Кролик», в какой Быков был режиссером и исполнителем главной роли. Нежданно для самого себя, Смирнов сумел довериться Быкову и поведать о том, о чем не гласил никому. С того времени они стали друг для друга весьма близкими друзьями. Владимир Талашко, основоположник Фонда Леонида Быкова, говорил: «Смирнов нередко уединялся с Быковым – мы с завистью следили издалека: режиссер слушал, заливчато смеялся, актер то и дело подскакивал, размахивал руками. Их соединяла воединыжды не только лишь дружба – переживания неудач в личной жизни, чувство нереализованности. Встретив схожую душу, Быков подарил Смирнову шанс вырваться за рамки комедийного амплуа, прикоснуться к мечте. Отлично знавший и понимавший людей, он рассмотрел в эксцентрике Гамлета».


Алексей Смирнов в кинофильме *Кролик*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Может быть, их дружественные дела посодействовали сделать и весьма удачный и плодотворный творческий тандем. В последующий раз они повстречались в 1968 г. на съемочной площадке кинофильма «Лазутчики». Быстрее всего, тогда Леонид Быков и решил, что его друг должен сыграть одну из основных ролей – механика эскадрильи Макарыча – в его новеньком кинофильме «В бой идут одни «старики».


Кадр из кинофильма *В бой идут одни *старики*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru


Алексей Смирнов в кинофильме *В бой идут одни *старики*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru

Но с утверждением Смирнова на эту роль появились огромные трудности: управление студии заявило о том, что комедийный актер «с тупым лицом» и негероическим амплуа не может играться фронтовика, что, по их воззрению, превратило бы в фарс военный кинофильм и привело бы к понижению вида русского вояки. И здесь Быков встал горой за собственного друга: он заявил, что Смирнов сам прошел войну и не понаслышке понимает о том, что ему предстоит сыграть. Режиссер поставил вопросец ребром: или он снимает Смирнова, или совершенно отрешается от данной для нас работы. И он достигнул собственного.


Леонид Быков в роли Маэстро | Фото: radikal.ru


Кадр из кинофильма *В бой идут одни *старики*, 1973 | Фото: fishki.net

Эти съемки Алексей Смирнов переживал как глубоко личную историю. Во время работы над чувственно сложным финишным эпизодом он так разволновался, что у него случился сердечный приступ, и с площадки его увезли на «скорой». Быков не стал переснимать эту сцену и оставил в кинофильме единственный дубль со Смирновым.


Алексей Смирнов и Леонид Быков на съемках кинофильма *В бой идут одни *старики*, 1973 | Фото: dubikvit.livejournal.com


Алексей Смирнов и Леонид Быков | Фото: leonid-bykov.ru

В 1977 г. Леонид Быков замыслил еще наиболее тяжкий, уже без комедийных сцен, кинофильм о войне «Аты-баты, шли бойцы». И опять пригласил на съемки собственного друга. Но сейчас Смирнов отказался. На тот момент его уже серьезно подводило здоровье, а опять переживать эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений), связанные с военной темой, он побоялся. В 1978 г. у него случился очередной сердечный приступ, и за те несколько месяцев, которые он провел в поликлинике, его навещал лишь Леонид Быков. Тогда он подбодрил его словами героя из кинофильма «В бой идут одни «старики»: «Будем жить, Макарыч!»


Алексей Смирнов в кинофильме *В бой идут одни *старики*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru

А через полгода случилась катастрофа. 11 апреля 1979 г. Леонид Быков умер в автокатастрофе. Алексей Смирнов вызнал о этом на последующий денек, и это весть его подкосило. Он был полностью одинок, и его друг в крайние годы оставался единственным человеком, с кем он мог быть полностью откровенным. С данной для нас потерей он так и не сумел смириться. Он начал выпивать, что при его дилеммах с сердечком было противопоказано. В итоге актер опять попал в поликлинику. А в денек выписки, 7 мая, его не сделалось. Опосля этого почти все гласили, что Леонид Быков будто бы забрал с собой на тот свет собственного наилучшего друга, ведь тот не прожил без него и месяца…


Кадр из кинофильма *Новейшие приключения Дони и Микки*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru

Главной актуальной драмой Алексея Смирнова те, кому удалось выяснить его ближе, называли разрыв меж формой и содержанием. Так, соавтор сценариев большинства комедий Гайдая Яков Костюковский гласил: «Снаружи чудилось, что это таковой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книги, ну и в кино его взяли как будто бы из-за фактуры… Но все это – маска, за которой прятался умный, ранимый, начитанный человек, который вправду много знал и много чем интересовался. Он никогда сиим не хвастал».


Заслуженный артист РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) Алексей Смирнов | Фото: rewizor.ru

Для того, чтоб этот кинофильм попал на экраны, режиссеру пришлось преодолеть огромное количество проблем: Почему Леониду Быкову воспрещали проводить съемки кинофильма «В бой идут одни «старики».

Добавить комментарий