Период Величавой Российскей войны насчитывает не одну тыщу подвигов, которые сделали русские люди, защищая страну. Александр Петрович Мамкин стал героем опосля того, как рискуя жизнью, смог спасти всех пассажиров собственного самолёта. Управляя подбитой машинкой и находясь в пылающей кабине, по аннотации он имел право набрать высоту и спрыгнуть на парашюте. Но навряд ли пилот хоть на миг думал о этом, зная, что на борту беззащитные детки и тяжелораненые, доверившиеся и верящие ему.

Как русский лётчик Александр Мамкин принял роль в операции «Звёздочка»


Самолёт Р-5 конструкции Поликарпова Н.Н. /Фото: i.pinimg.com

Операция «Звездочка» была спланирована командованием партизанского отряда им. Чапаева, с целью вывоза в тыл малышей детского дома, оказавшегося на оккупированной гитлеровцами местности. Для выполнения задачки, не считая самих партизан, завлекли, по распоряжению командующего 1-го Прибалтийского фронта И. Баграмяна, часть состава 3-й воздушной армии. Эвакуация покалеченых и воспитателей с детками началась в конце марта 1944 г.; проводили её лётчики 105-го полка Штатской авиации, находившегося во время войны в распоряжении Красноватой Армии.

На сооружённый партизанами около деревни Ковалевщина аэродром ежесуточно по пару раз прилетали одномоторные бипланы, чтоб взять на борт малеханьких пассажиров для отправки их в тыл через фронтовую линию. Находился посреди лётчиков и 27-летний гвардии лейтенант А. Мамкин, управлявший переоборудованным для перевозки грузов самолётом Р-5.

Как проходила эвакуация малышей и раненных из деревни Бельчица


Эвакуация раненного красноармейца. /Фото: oruzhie.info

В феврале 1944 года воспитанники детдома проживали под Полоцком в Бельчице – занятой германцами маленькой деревушке. Получив разведывательную информацию о расположении огневых укреплений, численности и вооружении противника, 18 февраля партизаны приступили к реализации плана под кодовым заглавием «Звездочка». Опосля пришествия мглы, 200 бойцов из отряда имени Щорса сделали марш-бросок, преодолев в ускоренном темпе наиболее 20 км до намеченной деревни.

Сперва партизаны обеспечили прикрытие на вариант вероятного столкновения с германцами: вырыли окопы в снегу, сделали пулемётные ячейки, организовали засаду. Опосля чего же в деревню направилась разведгруппа, которая, обойдя сторожевые посты фашистов, начала выводить воспитателей с детками в заблаговременно определённое пространство. Иная часть отряда, облачённая в маскировочные белоснежные халатики, встречала детдомовцев и переправляла их в лес, неся на руках тех, кто не мог передвигаться без помощи других из-за заболевания либо молодого возраста.

План удалось выполнить безупречно – не было ни задержек по времени, ни боя с германцами из-за обнаружения бойцов. Выведенных малышей и взрослых располагали на подводы и обозом доставляли в месторасположение партизан щорсовской группы. Оттуда их высылали на краткосрочный постой к жителям деревни Емельяники, где воспитанников детдома кормили, мыли в бане, переодевали в собранную местным популяцией одежку, оказывали по мере необходимости медпомощь. Опосля этого спасённые переправлялись в Словени – деревню Полоцко-Лепельской зоны, которая стопроцентно контролировалась белорусскими отрядами.

В марте 1944 года разведка донесла о планах германцев по зачистке Полоцко-Лепельской зоны от расположенных на местности баз «народных мстителей». Оставаться в этом районе детям сделалось небезопасно, потому командование приняло решение переправить всех в глубочайший тыл – на Огромную землю.

Как охваченному огнём русскому лётчику удалось высадить самолёт


За время операции «Звёздочка», лётчик Мамкин перевёз на самолёте наиболее 90 человек. /Фото: waralbum.ru

До 10 апреля удалось эвакуировать на самолётах практически всех малышей и нуждающихся в помощи взрослых: в партизанской зоне оставалось всего только 28 воспитанников и несколько сотрудниц детского дома. Александр Мамкин к этому времени сделал уже 8 полётов, перевозя на борту очень вероятное количество покалеченых и малышей. Одиннадцатого апреля лётчик отправился в собственный девятый рейс, имея в самолёте 13 пассажиров – 2-ух покалеченых партизан, одну воспитательницу и 10 детдомовцев, из которых семерых расположили в кабине штурмана, а троих под фюзеляжем в грузовом отсеке.

Ночной перелёт прошёл благополучно, но под утро самолёт был найден и поначалу обстрелян огнём из зениток с земли, а потом фашистским истребителем в воздухе. В итоге крайней атаки, движок биплана получил повреждения и зажегся, пилота же в это время, осколками снаряда ранило в голову. Но, невзирая на тяжесть состояния, Мамкин продолжал управлять самолётом и смог пересечь линию фронта, находясь уже в стопроцентно охваченной огнём кабине.

К тому времени, когда Александр приземлился в расположении красноармейской части около озера Болныря, одежка на нем фактически сгорела, а сам лётчик получил ожоги 3 и 4 степени. Крайнее, что он сделал, находясь в сознании, это выкарабкался из кабины и задал вопрос, все ли детки остались в {живых}. Мамкина доставили в военный лазарет, но раны оказались несовместимы с жизнью: проведя в безотчетном состоянии 6 дней, А. П. Мамкин скончался 17 апреля 1944 года. Из пассажиров, которые оказались на борту в тот катастрофический денек, никто не пострадал – все они остались живые.

Какие заслуги за свои подвиги получил лётчик Мамкин


Лётчик Мамкин Александр Петрович. /Фото: smolbattle.ru

Александр ушёл на фронт добровольцем ещё сначала войны. До собственной смерти он успел создать 70 с излишним ночных перелётов, во время которых вывез в тыл 280 покалеченых боец и доставил в район военных действий выше 20 тонн снарядов. За бесстрашие и мужество, проявленные в боевых критериях, лётчик не один раз представлялся к наградам.

Так в 1943 году Мамкину вручили орден Российскей войны первой степени, в 1944 – медаль «Партизан Российскей войны» первой степени и орден Красноватого Знамени. За подвиг, проявленный в операции «Звёздочка», командование 105-го отдельного гвардейского авиаполка Штатского воздушного флота, представило лётчика посмертно к званию Героя Русского Союза.

К огорчению, по каким-то невыясненным причинам, ни высшей заслуги, ни заслуженного звания, Александру Петровичу так и не присвоили. Зато для спасённых им людей – за время крайней операции, Мамкин перевёз на самолёте наиболее 90 человек – пилот навечно остался героем. Ставшие взрослыми детдомовцы, сохранили память о лётчике, назвав в символ благодарности собственных малышей, именованием собственного, в буквальном смысле небесного спасателя.

Чтоб сохранить русские достопримечательности от бомбёжек, приходилось идти на хитрости. Так, живописцы и архитекторы Москвы показали истинные чудеса маскировки, пряча город от неприятельских бомбардировщиков.

Добавить комментарий