Навряд ли была в истории цивилизации хоть сколько-либо длительная эра, когда волосам не придавалось бы особое, даже сакральное значение. Фактически все конфессии предписывали дамам запамятовать о стрижках, а волосы прятать от окружающих под платком либо иным головным (распологающемся в голове) убором. С мужскими же прическами все обстояло труднее.
Актуальная сила, отращивание прядей и пейсы
Уже в древности вопросец о том, как обязана смотреться прическа, был подчинен древним нормам и обычаям, у различных народов были свои поверья и традиции. В Старом Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках либо на темени. Числилось, что в волосах заключена актуальная сила.
Это верование позднее отыскало отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до заслуги определенного возраста – этот обычай часто соблюдается и в современном мире.
Иудеи оставляют неостриженными пряди на висках
Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили заглавие пеот либо пейсы. Необязательно, чтоб длина этих прядей превосходила длину других волос на голове, но для того, чтоб выделить свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, нередко пеот не стригли совсем.
На данный момент приметные пейсы носят быстрее ортодоксальные евреи, длина прядей при всем этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежка верующих. Иногда пейсы завивают – так делают, к примеру, хасиды.
По длине пейсов и по одежке иудеи выяснят членов собственной общины
Соответствующие индивидуальности наружного вида иудеев показывали верность библейским заветам совместно с готовностью следовать им при всех обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: правитель Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не убили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позднее, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравненно наиболее небезопасных критериях.
Тонзура и гуменцо
Выстрижение волос при проведении христианского ритуала символизирует приобщение к церкви. Когда появился этот обычай – стричь волосы при посвящении в ту либо иную степень духовного служения, буквально не понятно. Во всяком случае, так делали уже в 1-ые столетия новейшей эпохи. Сначала волосы выстригали нужно лбом. А с 683 года, когда состоялся IV Толедский собор, официально было закреплено правило о тонзуре — пострижении кругообразно, на маковке, оставляя волосы «в круг».
Г. Мемлинг. Святой Бенедикт
Такой был символ перехода в статус монаха либо священнослужителя. Остригая огромную часть волос, христианин провозглашал тем свою принадлежность церкви; в те времена вполне выбритая голова могла быть только у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для церковных монахов сохранялось прямо до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.
Тонзура практиковалась до 1973 г.
Правоверная церковь длительное время сохраняла ту же традицию – выбривать либо выстригать волосы на темени, оставляя их по бокам. На Руси таковая стрижка получила заглавие «гуменцо» — от слова «гумно», другими словами выровненная, вычищенная часть земли. На голове носили шапочку-скуфью, которая еще носила заглавие «плешегрейка» либо «наплешник».
Традиция выстригать гуменцо пришла на Русь из Византии и благополучно просуществовала прямо до реформ патриарха Никона посреди XVII века. По новенькому правилу следовало бросить в прошедшем обычай носить «венец Христов», а волосы отпускать.
Гуменцо — российский вариант тонзуры — было перенято от византийцев
На практике гуменцо сохранялось и опосля официальных инноваций. Только к середине XIX века священники и монахи в Рф обрели обычный для реального времени вид. Когда конкретно закончили выстригать гуменцо – вопросец остается открытым. К слову, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить маленькую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.
Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды
Буддисты вполне сбривают волосы на голове. Таковым образом они освобождаются от различного «мусора» — тщеславия, зависти, всего суетного и мешающего двигаться на пути к просветлению. Волосы, по философии буддизма, хранят информацию о личности человека, его идей и поступках – все это надлежит бросить в прошедшем.
Будда обычно изображается с волосами и с ушнишей — особенным «пучком» на маковке
А вот сам Будда, обычно, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась таковая прическа – это было нужно для ношения тюрбана. На маковке изображают ушнишу – выпуклое образование на маковке, знак достигнутого просветления.
До того, как Будда достигнул просветления, он носил длинноватые волосы, а став аскетом, подстриг их, отказавшись от собственного происхождения.
Монахи в буддизме бреют волосы в символ отказа от прошлой жизни
К слову, по легенде, обычное изображение Будды – сидячего в позе лотоса, правой рукою касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – появилось благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при для себя портрет Будды, он пригласил наилучших мастеров-художников, но ни один не сумел достигнуть четкого отображения наружности царевича. Тогда кисти и краски сами сделали этот портрет – 1-ый, по преданию, портрет Будды.
Так обстоят дела и с бородой — в одних религиях предписано отпускать и носить ее, в остальных — запрещено.