Дезерт де Рец (Le Desert De Retz), созданный между 1774 и 1789 годами месье де Монвилем, был одним из самых известных мест своего времени. Сумасшедшая смесь декоративных павильонов и зданий с причудливыми архитектурными элементами позволило этому месту стать в своё время весьма знаменитым. Для того, чтобы посмотреть на это чудо, туда съезжались все сильные мира сего. Сегодня, к сожалению, сложно вообразить всю былую славу этого поместья и тот образчик совершенства, каким был тогда Дезерт де Рец. Безумное творение гения архитектуры и ландшафтного дизайна — Франсуа де Монвиля.

Франсуа Расин де Монвиль родился в 1734 году. К сорока годам он уже являлся владельцем обширных владений в Шамбурси на окраине леса площадью 2000 гектаров, что находится примерно в 15 км к западу от Парижа. Будучи французским аристократом 18-го века со значительным пассивным доходом, полученным от многочисленных земельных владений в Нормандии, Монвиль мало беспокоился о финансах. Большую часть своего свободного времени он проводил, изучая новые социальные навыки и оттачивая свои многочисленные таланты, которые сделали его очень популярным в обществе и желанным гостем лучших аристократических домов.


Знаменитая колонна Монвиля снаружи и внутри.

Красивый и обаятельный мужчина, Монвиль так хорошо танцевал, что без него не обходился ни один бал, его приглашали всегда. Он был опытным наездником, преуспел в фехтовании, играл на флейте и арфе, отлично стрелял из лука «не хуже индейца». Но по-настоящему его таланты нашли своё применение именно в архитектуре и ландшафтном дизайне.


Поперечный разрез Дома в форме разрушенной колонны в Дезерт де Рец.


Разрушенная колонна, местами высотой до 25 м, была главной резиденцией Франсуа де Монвиля.

Архитектурная виртуозность Монвиля в полной мере проявилась в вышеупомянутом поместье, которое аристократ купил в 1774 году. Монвиль назвал его Дезерт де Рец. На обширной территории этого поместья площадью 40 гектаров Монвиль возвёл почти два десятка сооружений, каждое из которых представляло собой разные периоды мировой человеческой истории. Здесь были и дом в китайском стиле, и полуразрушенная готическая церковь, ветшающий греческий храм, египетская пирамида, татарский шатёр и ледяной дом.


Пирамида, которую бывает сложно найти в парке.

Самой известной достопримечательностью стал Дом с разбитой колонной, названный так потому, что он имел форму разрушенной классической колонны. Внутри усечённого сооружения находится винтовая лестница, ведущая на пять этажей с комнатами для посетителей Монвиля, хотя он сам предпочитал останавливаться в гораздо меньшем Китайском доме.


Татарский шатёр на Острове счастья.

Эксцентричный аристократ создал прекрасный сад, посадив редкие виды растений и деревьев, различные душистые травы и экзотические цветы. В саду был выкопан пруд на котором создан Остров счастья. Всё это создавало изысканную обстановку поместья и служило образчиком безупречного вкуса владельца и создателя. Франсуа Расин де Монвиль рисовал все эскизы сооружений и садов сам. Для выполнения непосредственных работ был нанят молодой архитектор Франсуа Барбье. Последний был изгнан с позором после того, как заявил, что является автором Ледяной пирамиды и потребовал пересмотра его заработной платы. Монвиль нанял простого дизайнера и работа была продолжена.


Проект разрабатывался весьма тщательно и был продуман до мелочей.

Проект был разработан с величайшей тщательностью, чтобы сохранить гармонию и создать эффект перспективы и открытия. Стоя на одном каком-то месте мы видим лишь один объект. У любого посетителя создаётся таким образом впечатление чередующихся откровений, и пространство кажется намного больше, чем оно есть на самом деле. Только от разрушенной колонны, при условии входа и подъёма наверх, можно увидеть более значительную часть владений.


Некогда прекрасный пруд посреди сада и Остров счастья.

На востоке поместья англо-китайский сад — самая красивая и изысканная часть с павильонами и храмами, драгоценными породами деревьев и открытым театром. На западе сельскохозяйственная часть включает в себя приусадебный участок и молочную ферму, более деревенские рощи, а также обелиск, скит и гробницу.

В своё время Дезерт де Рец посещали король Швеции Густав III, Мария-Антуанетта, графиня Барри, а также Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон. Можно было посетить поместье анонимно, купив билет.

Когда во Франции разразилась революция, Монвиль продал Дезерт де Рец с намерением бежать из страны, но не уехал. Возможно, очень быстро меняющийся политический ландшафт во время революции заставил его остаться. В 1794 году Монвиль был арестован и заключён в тюрьму, поскольку Революционный трибунал признал аристократа виновным. Он был освобождён менее чем через три месяца, через восемь дней после казни Максимилиана Робеспьера, которая знаменовала конец кровавого террора. Недолгое пребывание Монвиля в тюрьме сломало его как физически, так и морально. Он умер три года спустя, будучи в возрасте 64 лет, полностью потеряв здоровье.


Многие постройки превратились в руины.


От театра осталось лишь основание.

Дезерт де Рец переходил из рук в руки. В 1930-х годах сад был заброшен и пришёл в полный упадок. В этот период многие постройки, в первую очередь Китайский Дом, разрушились. В 1965 году большая часть всех сооружений была не более чем грудой мусора, остальные лежали в руинах, сад и клумбы заросли.


Сейчас Дезерт-де-Рец является объектом исторического наследия.

Дезерт де Рец с разбросанными по парку зданиями был классифицирован как исторический памятник декретом от 9 апреля 1941 года. Постановлением от 2 августа 1939 года он был внесён в инвентарную регистрацию. Сад был заново открыт в 1950-х годах Андре Бретоном и его друзьями-сюрреалистами. С середины 1980-х годов Дезерт де Рец подвергся масштабной реставрации, в результате которой часть ландшафта вернулась в то состояние, в котором она была во времена Монвиля. В частности, был тщательно отремонтирован Колонный дом. Также сохранились несколько замечательных местных деревьев, которым от 250 до 450 лет.


Колонна была тщательно отреставрирована.

Многое из того, что было в поместье так и не было восстановлено. Находится лишь в стадии эскизов. Приходится восстанавливать проект по фрагментам старинных гравюр. От многих сооружений остались лишь руины. У китайского павильона лишь основание. От открытого театра — прямоугольник на земле и китайский котелок в углу. От храма покоя — две меланхоличные колонны. Большая часть былого великолепия стала лишь воспоминанием…


Многое приходится восстанавливать по старым гравюрам.

Если вас восхищает архитектура былых эпох, прочтите нашу статью и узнайте какие секреты хранит замок Мальборк, и почему его считают единственным в своём роде.

Добавить комментарий