Считается, что образ Пьера Безухова в великом романе Льва Толстого явился неким отражением самого автора. С экранизацией получилось примерно так же: ключевую роль сыграл режиссер картины. Чтобы соответствовать типажу, ему пришлось прибавить в весе, а на роль Элен Безуховой Бондарчук взял свою жену Ирину Скобцеву, отказав при этом другой прекрасной актрисе.
«Заказ» на создание киноверсии самого знаменитого романа Толстого был «спущен» с самого верха. В 1956 году вышла американская картина «Война и мир» с Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой. В Министерстве культуры СССР разразился скандал. Екатерина Алексеевна Фурцева, только что вступившая в должность министра культуры, выразилась по этому поводу вполне определенно:
«Мало того, что вы уступили право первой экранизации романа «Война и мир» американцам, вы еще и просите меня разрешить покупку этого фильма для советских граждан! Вы что, хотите чтобы наши люди изучали творчество русских классиков по американским лекалам?»
Андрей Болконский (Мел Феррер) и Наташа Ростова (Одри Хепбёрн) в американском фильме «Война и мир» 1956 года
Решено было срочно начать работу над нашей версией великого произведения. Кстати, в России экранизировали этот роман, но еще в далеком 1915 году. Теперь же предстояло создать кинокартину, способную затмить все, что когда-либо было сделано, чтобы еще много десятилетий потом никто даже не брался повторять этот подвиг.
Выбор режиссера сразу привел к конфликту: снимать фильм хотел сам Иван Пырьев, глава оргкомитета Союза кинематографистов СССР и бывший директор «Мосфильма». Однако кинокартину поручили Сергею Бондарчуку. Точно неясно, почему маститый кинодеятель сам отказался в пользу более молодого коллеги, однако известно, что после этого случая режиссеры до конца жизни не общались и даже не здоровались при встрече.
С выбором актеров тоже возникали разногласия. В фильме более трехсот персонажей (не считая статистов), поэтому работа по подбору состава группы была проделана колоссальная. Съемки фильма начались 7 сентября 1962 года со сцены расстрела французами поджигателей города, но к этому времени актеры на некоторые главные роли еще не были определены.
Кирилл Лавров и Иннокентий Смоктуновский – пробы на роль Андрея Болконского
На Андрея Болконского пробовались Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов, но Бондарчук выбрал Смоктуновского. Если бы все получилось так, как хотел режиссер, в великом фильме мы сегодня наслаждались бы игрой именно этого актера, но Иннокентий Михайлович был вынужден выбирать между Болконским и Гамлетом, и в результате он сыграл принца датского на «Ленфильме». Кандидатуру Вячеслава Тихонова поддерживала сама Фурцева, но актеру долго пришлось доказывать, что он сможет вписаться в этот образ, хотя сегодня нам кажется, что по-другому и быть не может.
Валентина Малявина и Людмила Гурченко – пробы на роль Наташи Ростовой
Роль Наташи Ростовой стала еще одним «камнем преткновения». На нее претендовали сразу много актрис: Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко. Сделать выбор среди такого «цветника» было сложно, и режиссер сделал смелый шаг, — отдал роль никому не известной дебютантке, 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища, балерине Ленинградского театра оперы и балета Людмиле Савельевой.
Готовясь к съемкам, Сергей Бондарчук даже не помышлял о том, чтобы выступать в фильме еще и в качестве актера. Предполагалось, что на это у него просто не хватит времени и сил, однако, когда выяснилось, что больше ну никого подходящего просто нет, режиссеру пришлось браться и за эту работу. Конечно, актеров, которые в принципе могли бы перевоплотиться в Пьера Безухова, было множество, но выбрать из них «того самого» никак не удавалось.
Андрей Кончаловский на пробах роли Пьера Безухова
Рассматривались даже очень оригинальные варианты. Так, Бондарчук уже почти уговорил сняться в этой роли знаменитого спортсмена. Тяжелоатлет Юрий Власов действительно подходил по внешности, но браться за подобную ношу он не решился. Существует байка, что, отказывая режиссеру, Власов сказал: «Просить меня сыграть такую роль – это все равно, что заставить вас поднять штангу с рекордным весом».
Юрий Власов в 1963 году
После того, как Министерство культуры со скандалом отвергло несколько иностранных кандидатов, Сергею Бондарчуку ничего не оставалось, как утвердить на роль Пьера Безухого самого себя. Зато одновременно решился вопрос с Элен Безуховой. Правда, на эту роль уже планировалась замечательная прибалтийская актриса Вия Артмане, но режиссер решил, что в этой роли обязательно должна выступить его настоящая жена Ирина Скобцева.
Ирина Скобцева и Вия Артмане
У этой пары был только один минус — возраст. Критики много рассуждали на этот счет, ведь в начале романа Пьеру и Элен должно быть примерно по двадцать лет, а актерам на тот момент исполнилось 42 и 35, соответственно. Роль Пьера Безухова действительно требует такого уровня осознанности и глубины, которую вряд ли мог бы показать молодой человек, а вот Элен в исполнении Скобцевой многим не понравилась, ведь с этой ролью могла бы справиться и более юная актриса.
Но, как известно, победителей не судят. Через шесть лет, которые режиссер приравнивал к двадцати, пережив несколько тяжелейших сердечных приступов и клиническую смерть, Сергей Бондарчук завершил главный труд своей жизни. Фильм триумфально прошел по всему миру, и стал несомненной классикой мирового кинематографа.
В 2020 году Людмила Савельева отметила 78-й день рождения: Обратная сторона славы одной из самых красивых советских актрис