Андреа дель Сарто — итальянский живописец и рисовальщик, чьи произведения с утонченной неповторимой композицией и мастерством сыграли знаменательную роль в развитии флорентийского маньеризма. Именитый биограф Вазари называл его «художником без недостатка». Каким он был, именитый живописец Высочайшего Возрождения?

Биграфия и стиль Андреа дель Сарто

Истинное имя художника -Андреа Ваннукки. Он родился 16 июля 1486 года во Флоренции. А вот известность свою получил как Андреа дель Сарто благодаря профессии собственного отца, который вправду был портным (отсюда «дель Сарто», на итальянском «сарто» — портной).

Сарто был учеником Пьеро ди Козимо и находился под мощным воздействием Рафаэля, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Искусство Андреа дель Сарто, коренящееся в классической живописи Кватроченто, соединяло сфумато Леонардо с композиционной гармонией Рафаэля и в стиле, обычном для Чинкевенто (XVI век).
В 1509 году Андреа получил собственный 1-ый принципиальный публичный заказ на создание 5 фресок для церкви Сантиссима-Аннунциата. Это были изображения сцен из жизни святого Филиппо Беницци, монаха-сервита, канонизированного в XVII в. Еще две фрески, «Путешествие волхвов» и «Рождество Богородицы», выполненные в 1511 и 1514 годах, показывают весьма резвое развитие личного стиля мастера.
Потом воздействие Микеланджело и художественных событий в Риме привели к идеализации стиля. Бесспорным шедевром Сарто считается все таки «Потаенная вечеря» в Сан-Сальви (1511-1527). Фреска пережила осаду Флоренции в 1529-1530 годах испанскими имперскими силами, и это одна из редчайших работ, которая была спасена от разрушения во время годовой осады.


«Потаенная вечеря» в Сан-Сальви (1511-1527)

Жизнеописания и нрав

Жизнеописания биографов (в особенности, Вазари) говорят, что Андреа был хорошим, умеренным человеком с высочайшими проф эталонами и глубочайшим осознанием населения земли. Он был от всей души благочестивым, время от времени работал за минимальную плату либо, как в случае с «Мадонной дель Сакко («Мадонна с мешком»), совершенно отказался от собственной платы. Вазари интерпретирует это как робость и скромность, но наиболее возможно, что Андреа, которому покровительствовали сам Папа и повелитель Франции, был довольно обеспеченным и процветающим, чтоб дозволить для себя такую щедрость.

«Мадонна дель Сакко («Мадонна с мешком»)

Серия фресок о Иоанне Крестителе

Одним из ярчайших шедевров Андреа дель Сарто является серия гризайльных фресок о жизни святого Иоанна Крестителя в Киостро делло Скальцо во Флоренции. Все эти работы (1511-1526) были написаны рукою 1-го Сарто, потому почти все считают этот цикл фресок художественной автобиографией Сарто, обхватывающей огромную часть его карьеры.

Иоанн Креститель в молодости / Иоанн Креститель с Агнцем

«Мадонна с гарпиями»

В 1517 году Сарто женился на Лукреции дель Феде, вдове, которая стала возлюбленной супругой и музой художника. Ее портреты показывают, что Сарто употреблял ее образ для почти всех собственных мадонн (к примеру, известной «Мадонне с гарпиями» в Уффици).

Андреа дель Сарто – Мадонна с гарпиями

Дель Сарто было доверено выполнить эту картину для монахинь монастыря Святого Франциска де Маччи. В собственной жесткой и въедливой композиционной структуре живописец идеально соединяет типичную пирамидальную форму Девы Рафаэля, со статным чувством фигур Микеланджело, параллельно соединяя их с нежностью сфумато Да Винчи.

Придворная служба

В 1518 году повелитель Франции Франциск I вызвал Сарто в Фонтенбло, где он уже был известен собственной блестящей репутацией величавого художника. Письма от Лукреции, супруги Сарто, обосновывают сильную любовь к художнику и то, как она скучала и просила его возвратиться во Флоренцию. Полностью возможно, конкретно мольбы Лукреции привели к тому, что Сарто отказался от популярности и фуррора придворной службы и возвратился в родной город.
Есть и другое мировоззрение: маловероятно, что Сарто отыскал жизнь придворного художника близкой по духу. За год службы он не получил ни 1-го большого заказа. А вот по возвращении во Флоренцию Адреа Сарто сближается с влиятельной семьей Медичи. Знакомство привело к получению художником значимого договора на роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано, неподалеку от Флоренции.

Роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано

В 1520 году Сарто начал строить во Флоренции дом, который потом посещали почти все живописцы тех пор. Чума в 1523–24 годах принудила Сарто и его супругу отыскать для себя наиболее неопасное пространство. Это был дом в Муджелло, к северу от Флоренции. Опосля изгнания Медичи Сарто делал заказы для республиканского правительства Флоренции. Его «Жертвоприношение Авраама», загаданое как политический подарок Франциску I, было написано в этот нестабильный период. Опосля осады Флоренции имперскими и папскими силами в 1530 году, в юном возрасте 44 года он скончался от новейшей волны чумы и погиб в собственном доме.

Франциск I и «Жертвоприношение Авраама»

«Идеальный живописец»

Джорджио Вазари, который в юности посещал студию Андреа дель Сарто, называл его «идеальный художником». У Сарто была репутация «художника без недостатка», справедливость которой явна в качественной передаче фигур, благородстве и трудности их жестов и использовании сочных красок. Его стиль, сформированный исследовательскими работами произведений Микеланджело и Рафаэля и характеризующийся утонченно равновесной композицией и высочайшим уровнем технического мастерства, очень воздействовал на флорентийскую живопись до таковой степени, что Сарто по праву считаемся предшественником маньеризма.

Добавить комментарий