Наверняка, песню «Мурка» хоть раз в жизни слышал любой. Существует весьма много ее вариантов, но самым известным стал тот, в каком упоминается Маруся Климова. Пробы установить настоящего макета героини данной для нас песни предпринимались не раз, и самой возможной считают версию о внедренной в одесский преступный мир девушке-чекистке с таковым же именованием и фамилией. Но в остальных вариантах песни бытуют героини под иными именами, что принуждает исследователей выдвигать новейшие догадки. Споры о том, с кого был списан этот персонаж, и существовал ли он в действительности, продолжаются по сей денек.


Предполагаемые создатели песни Яков Ядовитых веществ и Оскар Строк | Фото: m.kino-teatr.ru, mk.ru

Самые ранешние упоминания о «Мурке» содержатся в архивах одесского уголовного розыска сначала 1920-х гг. Авторство данной для нас песни приписывают композитору Оскару Строчку и фельетонисту, драматургу и сценаристу из Одессы Якову Ядову, правда, сами они этого факта никогда не подтверждали. У данной для нас песни было столько вариантов, что, если она и не была народной, то издавна ушла в люд, и найти 1-ый вариант данной для нас песни в наше время очень трудно.


Мария Луговая в роли Маруси Климовой в телесериале *Мурка*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Большая часть исследователей сходятся в одном: у героини песни вправду был настоящий макет. Сначала 1920-х гг. в Одессе прогуливались легенды о внедренной в местную банду девушке-чекистке, погибшей от пули бандитов в процессе скрытой операции. В это время в портовом городке был разгул криминала, силы преступников количественно превосходили силы милиции, в уголовном розыске не хватало обученных кадров, и самые большие операции планировались в МУРе – Столичном уголовном розыске.


Мария Луговая в роли Маруси Климовой в телесериале *Мурка*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Согласно самой распространенно версии, в песне речь идет о скрытой операции ЧК. Судя по фразе «И за ней следила ГубЧК», действие разворачивается в период с 1918 (дата сотворения МУРа) до начала 1922 (тогда Губернская чрезвычайная комиссия была переименовала в ГПУ). В 1921 г. ВЧК и МУР разработали операцию, целью которой обязана была стать ликвидация фаворита преступного мира Одессы по кличке Бриллиант. Целая группа оперативников обязана была внедриться к правонарушителям под видом «банды гастролеров», работающих от имени Нестора Махно. В числе их была и 25-летняя Мария Климова, выполнявшая необыкновенную цель – ей необходимо было войти в доверие к аккуратному и подозрительному Бриллианту и сыграть роль приманки. То, что Маруся вправду имела отношение к ЧК, обосновывают строчки из песни: «Там посиживала Мурка в кожаной тужурке, а из-под полы торчал наган». Представить для себя в одесском ресторане представительницу преступного мира в классическом для чекистов облачении, да к тому же с наганом наперевес, просто нереально.


Сергей Гармаш на съемках телесериала *Мурка*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Разумеется, сотруднице МУРа удалось совладать с сиим заданием и заслужить авторитет в криминальном мире Одессы, но ах так действия разворачивались далее – можно лишь полагать. Или ее рассекретили, или Бриллиант расправился с ней из-за ревности, или ее смерть инсценировали оперативники. Песня заканчивается словами «…и за это пулю получай» (в другом варианте – «перо»). Но поиски вероятного места захоронения героини песни в Одессе так и не увенчались фуррором.


Кадр из телесериала *Мурка*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Никаких документальных сведений о ходе данной для нас операции не сохранилось. В архивах МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) отыскали лишь учетную карточку, согласно которой Мария Прокофьевна Климова, родом из Величавого Устюга Вологодской области, была капитаном милиции припаса. Звания были введены в милиции посреди 1930-х гг., означает, дама дожила ранее времени. Не считая того, в учетной карточке указана и дата ее исключения из органов – 1952 г., что свидетельствует о том, что «Мурка» не только лишь выжила, до и доработала до пенсии. Если, естественно, это была она. Ведь личного дела Марии Климовой не сохранилось – лишь учетная карточка.


Учетная карточка Марии Прокофьевны Климовой | Фото: retrospectra.ru

Но самого текста песен и учетной карточки с именованием Марии Климовой было очень не достаточно для того, чтоб созодать определенные выводы. В данной для нас легенде очень много белоснежных пятен, что принуждает исследователей усомниться в данной для нас версии и находить остальных прототипов. Одним из их аргументов сделалось и то, что дама, запечатленная на единственной фото Марии Климовой, навряд ли могла заинтриговать ценителя женской красы Бриллианта.


Монумент Марии Климовой в Величавом Устюге | Фото: radiokp.ru

По иной версии, на данной для нас фото изображена иная Маруся – анархистка Мария Никифорова, которая тоже могла стать макетом Мурки. Она родилась в Запорожье, в 16 лет бежала из дома, примкнула к анархистам и вправду стала сподвижницей Нестора Махно. По одним сведениям, в 1919 г. она была схвачена и казнена, по остальным – перебежала работать в ЧК и оказалась сначала 1920-х гг. в Одессе под новеньким именованием.


Та фото, которую именуют единственным изображением Маруси Климовой | Фото: retrospectra.ru

Посреди вероятных прототипов героини песни именуют и казачку Сашу Соколовскую, которая во время Штатской войны растеряла всех собственных братьев и супруга и сама взялась за орудие. Сподвижники называли ее атаманшей Марусей, а один из современников писал о ней: «Перед моими очами и по нынешний денек стоит фигура стройной, маленького роста девицы, которая была одета по-мужски. Ездила верхом, как наилучший казак. Отлично обладала ружьем». В одной из версий песни упоминается другое имя героини – Шурка.


Атаманша Маруся (Александра Соколовская) | Фото: retrospectra.ru

Создатель книжки «Песня про мою Мурку» Александр Сидоров уверен: прототипом героини была одесская чекистка по прозвищу Дорвея. 20-летняя женщина слыла основным палачом в местном ЧК, а в 1919 г. ее казнили свои же чекисты. Сергей Мельгунов в книжке «Красноватый террор в Рф. 1918-1923» о ней писал: «О ее тиранствах прогуливались легенды. В течение 2-ух с половиной месяцев ее службы в чрезвычайке ею одною было расстреляно 700 с лишком человек, другими словами практически третья часть расстрелянных в ЧК всеми остальными палачами». Гласили, что она была двойным агентом и вращалась в воровской среде. Типо в один прекрасный момент с ней повстречался Яков Ядовитых веществ и написал песню о Мурке. Но представить палача Дорвею в качестве жертвы бандитской пули из песни достаточно трудно.


Чекистка Дорвея | Фото: scepsis.net

Откуда прибыла в Одессу банда – тоже неясно. В различных вариантах это «банда из Ростова», «банда из Амура», «банда из Амурки» (район в Днепропетровске, где в 1920-х гг. действовала беспощадная банда), «банда из-за МУРа», а основная героиня – то Мурка, то Шурка, то Любка. Слова о Амуре навели исследователей на размышления о том, что песня о одесской банде была переделана из наиболее ранешней версии, где речь шла по сути о жестоком партизанском отряде Якова Тряпицына и его подруги Нины Лебедевой-Кияшко, устроившем экзекуцию в Николаевске-на-Амуре. У данной для нас дамы была кличка «товарищ Маруся». Оба они получили высшую меру наказания в 1920 г.


Яков Тряпицын и Нина Лебедева-Кияшко | Фото: retrospectra.ru

О том, была ли Маруся собирательным образом либо настоящим персонажем, спорят до сего времени. Но большая часть исследователей сходятся в одном: эта песня базирована на настоящих событиях. Но так как «мурками» называли всех сотрудниц МУРа, а «Маруськами» – всех подруг бандитов, установить единственный возможный макет достаточно трудно. Может быть, это загадка, которую еще предстоит разгадать в дальнейшем…


Мария Луговая в роли Маруси Климовой в телесериале *Мурка*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Очередной одесской легендой стал известный сотрудник уголовного розыска: Давид Гоцман в жизни и на дисплее.

Добавить комментарий