Дела меж Альбой и Гойей числились одними из самых {романтических} в истории испанского искусства. Хотя связь меж грубым живописцем-революционером и прелестной капризной герцогиней Альбой доподлинно документально не доказана, в истинное время эта история остается очень увлекательной.

Баронесса XIII

Посреди узнаваемых живописцев, творчество которых содержит и элементы старенькых стилей, и новейшего времени, в особенности выделяется Франсиско Гойя. А достигнуть верхушки собственной творческой карьеры посодействовала художнику баронесса Каэтана Альба. Ее нрав и звания были таковыми же претенциозными, как и их дела сложные с мастером.

Мария Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо, 13-я баронесса Альба

Ее полное имя Мария дель Пилар Тереза Каэтана де Сильва Альварес де Толедо. Каэтана де Альба была умственно любопытной, умной и артистично авантюрной женщиной. Ее дедушка лично преподавал ей философию и зарубежные языки, а не высылал (как почти все в то время) в монастырскую школу. Высококачественное домашнее образование оказало воздействие на то, что женщина весьма избирательно относилась к собственному окружению. Круг герцогини составляли живописцы и ученые.

Опосля брака с герцогом Хосе Альваресом де Толедо в 1776 году она стала 13-й герцогиней Альбы. Пара числилась самой богатой в Царстве Испания. Кроме большого богатства, неизменному энтузиазму к ее жизни и личности содействовали таинственные дела с прославленным испанским художником Франсиско Гойей.


Франсиско Гойя

Знакомство


Пара познакомилась, когда баронесса была еще ребенком. Гойя огромное количество раз посещал ее прекрасные дворцы, чтоб написать ее портреты. В 1739 году ее супруг погиб в возрасте 39 лет. Это событие сделало Каэтану Альбу самой богатой дамой в Испании. Вдова с шикарным наследством и завидная жена. 34-летняя Альба, сияющая красотой и высочайшим статусом, переехала в родовое поместье в Санлукар-де-Баррамеда, неподалеку от Кадиса, куда и пригласила Гойю. А вот Гойя был не настолько успешен в этот период. Франсиско Гойе было уже 50, он был глух, так и не сумел вылечиться от изнурительной заболевания 1792 года. Гойю разбил паралич (полное отсутствие произвольных движений), но буквально диагностировать болезнь художника на данный момент не удаётся. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. К тому же, живописец находился в глубочайшем личном упадке, его полотна перевоплотился в хронику его кошмаров (всем известные «темная живопись» Гойи). А еще он был женат, что, к удивлению почти всех, не воспрепядствовало художнику оставаться в доме герцогини полгода.

Альба и Гойя

Сопровождение Гойей не так давно овдовевшей герцогини в сочетании с некими намеками в ее портретах, усугубили слухи о их непрофессиональных отношениях. Это было существенное соц неравенство, которое Гойя пробовал преодолеть, но как живописец, а не влюбленный (как считают биографы Гойи). В свою очередь баронесса относилась к Гойе как к иным членам собственного двора, библиотекарю, доктору либо дворецкому. Есть мировоззрение, что на первом позировании Альба попросила художника нанести ей мейкап. Гойя написал в письме: «Ко мне вчера пришла в студию дама Альба. Она желала, чтоб я нарисовал ее лицо, и она достигнула собственного. Я, непременно, наслаждаюсь сиим больше, чем рисую на холсте».

Знакомство продолжалось недолго. Баронесса погибла при весьма таинственных обстоятельствах в июле 1802 года в возрасте 40 лет. Хотя и гласили, что дама погибла вследствие перенесенного туберкулеза и лихорадки, в протяжении почти всех лет выдвигались наиболее любознательные сценарии произошедшего, посреди которых были версии и о отравлении.

Но самая любознательная магическая история, сплетенная с Гойей и Каэтаной Альба, произошла в 1945 г., спустя много лет опосля их погибели. Мадридское кладбище Сан Исидро, на котором похоронен Гойя, реставрировалось, обновлялись монументы и надписи на их, переносились могилы, ремонтные работы продолжались более одного года. В итоге реставрации могила герцогини Альба оказалась напротив пантеона Гойи. Они обожали друг дружку при жизни и оказались рядом опосля погибели.

Портреты с герцогиней

Каэтану Альбу мы лицезреем на почти всех полотнах Франсиско Гойи. До этого всего, живописец сделал два величавых официальных портрета герцогини: один в белоснежном, иной в черном.

Белоснежный портрет отражает даму с высочайшей имперской талией и роскошной простотой (оказала воздействие мода на античность в конце XVIII века). Платьице украшено ярко-красным широким поясом и бантом, дополнено коралловым ожерельем. Банты в тон платьицу инкрустированы и в волосы героини, также украшают собачку. Выражение герцогини на полотне — это самообладание и твердость. Она кажется естественной и непосредственной, не показывая ни 1-го из тривиальных атрибутов общественного статуса.


Портрет герцогини Альба — т. н. «Белоснежная баронесса» — работы Франсиско Гойи, 1795.

А вот на черном портрете есть одна любознательная деталь: на руке девицы приметны два кольца с именами Альба и Гойя. Не считая того, рука показывает на подпись, в какой находится то, что официальные документы обосновать не могут. Это, полностью возможно, аргумент о настоящих отношениях модели и художника – «solo Goya» (лишь Гойя). Подобные панегирики (похвальные слова), восхваляющие мастерство живописцев, нередко появлялись на картинах тех пор, но в этом случае эта фраза может иметь другое, скрытое значение.

Баронесса Альба в черном, 1797 год

Не можем не увидеть неповторимый наряд в духе конца XVIII века (картина была написана в 1797 году). Это темное кружевное платьице, с красноватым поясом и золотыми элементами (декорации на запястьях, подклад платьица и туфли). Темная узкая вуаль падает на ее шикарные, угольно-черные и густые волосы. Гойя изобразил свою возлюбленную утонченной испанской кросоткой.

Необыкновенную (почти во всем скандальную) известность героини подарили два именитых полотна Гойи, которые числятся шедеврами испанского искусства — «Маха оголенная» и «Маха одетая».

Добавить комментарий