О чём поведал Брейгель Старший на собственной картине «Падение мятежных ангелов» Символизм, потаенны и парадоксы шедевра — odnoklassniki-jl.ru



Поглубже знакомясь с творчеством Питера Брейгеля Старшего, не перестаешь восторгаться его неповторимым мастерством и незаурядным видением мира. В нынешней нашей публикации умопомрачительный шедевр нидерландского художника, до недавнешнего времени не подвергавшийся кропотливому исследованию и анализу. Пойдет речь о необыкновенном полотне мастера — «Падение мятежных ангелов», написанном в 1562 году, которое совершенно не так давно было изучено спецами Царского музея роскошных искусств Бельгии.

Несколько слов о сюжете


Базу сюжета составляет древняя библейская история, а поточнее легенда о падении ангелов из рая, символически отражающая конец света, во время которого население земли, погрязшее в греховности, гордыни и беспощадности обречено на всеобщую смерть.

По одной из версий легенды — это 1-ое противоборстве Добра и Зла, еще до Падения Человека, когда самый могущественный ангел-светоносец Люцифер восстал против божественной власти. По указанию Всевышнего Архангел Миша был должен наказать мятежника. Это противоборство и привело к падению остальных восставших ангелов, обреченных превратиться в бесов и пасть на дно самого ада.

По иной версии —«И была война на небесах, Миша и его ангелы сражались против дракона. И дракон сражался с ангелами своими, и не одолевал их; и места их больше не было найдено на небесах. И величавый дракон был изгнан, этот старенькый змей, именуется сатаной и дьяволом, который околпачивает весь мир: он был низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Апокалипсис 12:7)

Но по прошествии веков эти версии о Люцифере и Апокалиптическом драконе соединились воедино и являются эмблемой всесущей борьбы добра и зла.

О картине



Питер Брейгель Старший. «Падение мятежных ангелов». (1562 год). Дерево, масло. 117 х 162 см. Царский музей роскошных искусств, Брюссель.

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, непременно, является шедевральной работой, иллюстрирующей битву ангелов и Апокалипсис. Архангел Миша, изображенный в центре, в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще вкупе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. В его руках мы лицезреем щит с изображением красноватого латинского креста на белоснежном фоне, являющимся эмблемой Воскресения, также клинок, при помощи которого он поверг семиглавого дракона, символизирующего сатану. Этот повергнутый монстр фактически укрыт за месивом умопомрачительных ужасающих созданий и таинственных объектов, которые на 1-ый взор не поддаются идентификации. Посреди всего остального на картине можно найти редчайших и экзотичных звериных вроде броненосца либо скалозуба.

Конкретно для большей уверительности Брейгель в собственной работе употреблял образы наизловещих босховских персонажей, которыми практически изобилует данное полотно. Есть в работе также и отголоски фаворитных работ остальных старенькых мастеров — Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера.

Описание полотна



«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Сверкающий светлый шар, символизирующий собой Небеса.)

Поверхность картины горизонтально разбита на две приблизительно равные половины. В высшей части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий из себя Небеса. Светлые ангелы ожесточенно бьются с темным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы. Эти персонажи в светлых одеждах с детально проработанными лицами и крыльями. В собственных движениях они свободны и воинственны.

Исключение составляют падающие образы ангелов, изображенные в высшей части полотна, которые еще не утратили человечий вид. Но, несмотря на их белоснежные одежки и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз, превращаясь в умопомрачительных созданий – жителей ада. Они стают в виде полулюдей и звериных с большущими очами, раскрытыми ртами, а некие и с распоротыми животиками.


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Архангел Миша в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергнул при помощи клинка семиглавого дракона.)

И чем ниже они опускаются, больше начинают припоминать устрашающих гибридов, кропотливо составленных в серьезном соблюдении «натуралии» (природные существа) и «артификалии» (существа, сотворенные человеком). Из-за этого полотно Брейгеля производит воспоминание ошеломляющей кунсткамеры.

Так как нижняя часть картины – черная и сумрачная, необходимо приглядеться, чтоб различить отдельные образы. Тут все смешано, насыщенно и беспорядочно. Фигуры в аду полностью теряют человечий вид и преобразуются в страшных оголенных чудовищ с большущими пастями и клешнями. Лица и глаза, которые еще может быть различить во тьме, заполнены страхом, рты раскрыты в безрассудном клике.


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фигуры в аду полностью теряют человечий вид и преобразуются в страшных чудовищ с большущими пастями и клешнями.)

Ярко выражен также цветовой контраст меж нижней и верхней частью полотна — меж Раем и Адом. Так, верх выполнен голубым, голубым, желтоватым и белоснежным цветом. Нижняя — заполнена темными и наизловещими красками. Карие, красные, ядовито-желтые, сероватые и зеленоватые существа делают воспоминание страшного месива, которое убивает все светлое и божественное.

К слову сказать, на картине Брейгелем профессионально проработана перспектива – ее подчеркивают размеры фигур – на фронтальном плане они огромные, вверху – мелкие. Динамика и движение переданы направлением падения персонажей.

Новейший взор на старенькый шедевр



«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы трубят гимн победы в божественные трубы.)

Любознательным фактом в истории данной нестандартной работы Брейгеля будет то, что ее авторство прямо до 1898 года приписывалось Иерониму Босху (1450-1516). Только в самом конце 19 века в нижнем левом углу, сокрытом багетовой рамой, была найдена дата и подпись «MDLXII / Brvegel», что сделалось огромным открытием даже для искусствоведов.

Броско и то, что на этот умопомрачительный шедевр, никогда не подвергавшийся кропотливому исследованию, направили наконец внимание современные спецы. Исследования изданы в виде отлично иллюстрированной книжки, в какой научный сотрудник музея роскошных искусств Бельгии Загадок Меганк (Tine Meganck) обрисовала некие секреты и символические значения, зашифрованные в картине, длительное время сокрытые от внимания зрителя. Искусствовед провела нежданную параллель меж живописью и западноевропейской политикой времён Брейгеля. Ведь реальный живописец не мог существовать и творить вне собственного времени.

Очередной весомый момент исследования: Загадок Меганк также сделала вывод, что Брейгель предпринял попытку затмить самого Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновлялся в молодости. Также живописец попробовал трансформировать обычный библейский морализм о грехе гордыни в собственное видение событий, происходящих не только лишь в его стране, да и в мире в целом.


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Карие, красные, ядовито-желтые, сероватые и зеленоватые существа делают воспоминание страшного месива, которое убивает все светлое.)

Брейгель показал как на 1-ый взор благие устремления людей ведут к небезопасному перерождению. И «Падение мятежных ангелов» стала прекрасной иллюстрацией возможной угрозы, которая подстерегает людей в их стремлении к благосостоянию, искусству, познаниям, политике, всему тому, в чем человек пробует затмить самого Творца. И необходимо отметить, что мысль, использованная Брейгелем, является всепригодной темой, которая животрепещуща и по сей денек.


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фантастические существа – жители ада стают в виде полулюдей и звериных с раскрытыми ртами и распоротыми животиками.)

Загадок Меганк, акцентировав внимание на том, что полотно создавалось в 1562 году, раскрыла в собственной работе интереснейшую теорию о формировании общества глобальных познаний и роли искусства в политике намедни Нидерландской революции.

Ведь конкретно в 1562-м в Нидерландах совсем сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в виде монстра. Противоборство, назревавшее в следующие 10 лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости 7 Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы ожесточенно бьются с темным войском восставших чудовищ.)

Брейгель как пророк, в 1562-м предвещая эти будущие действия, показал, что население земли, погрязшее в королевстве абракадабры и беспощадности, идет ко всеобщей смерти. Создав это пророческое полотно, живописец сам пережил глубочайшее потрясение, заставившее его поменять трагическое и экспрессивное мироощущение на горьковатые философские размышления, грустное настроение и разочарование.

Пережив моральный и творческий кризис, Брейгель с течением времени вновь обращается к настоящим формам, опять делает картины с дальними, бескрайними пейзажами, опять уводит зрителя в нескончаемую, обширную брейгелевскую панораму.

До сотворения картины «Падение мятежных ангелов» Брейгель сделал полотно под заглавием «Падение Икара», также заполненное потаенными и символическими знаками. Смотря на эту работу любой зритель невольно задается вопросцем: Где же основной герой, куда он свалился и как это случилось?

Добавить комментарий