В то время как многие из известных современников Хильмы аф Клинт публиковали манифесты по абстракционизму и широко выставлялись, аф Клинт хранила свои новаторские картины в тайне. Она редко выставляла их, убежденная, что мир еще не готов понять ее работы. И даже поставила условие, чтобы ее картины не показывали в течение 20 лет после ее смерти. Только к началу XXI века мистические работы аф Клинт начали привлекать серьезное внимание.

О художнице


Хильма аф Клинт / Фото: artnews.com

Хильма аф Клинт была шведской художницей, известной своими крупномасштабными абстрактными картинами и ботаническими рисунками. Она родилась в Швеции в 1862 году в семье среднего класса, училась в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, где узнала о классических техниках рисования и живописи. Пейзажи и портреты аф Клинт выставлялись редко. Она никогда не делилась своими абстрактными работами с современниками и хотела, чтобы они были скрыты от мира, пока общество не будет к этому готово. Вскоре она стала влиятельным художником в Стокгольме, выставляя искусно выполненные фигуративные картины и некоторое время занимая должность секретаря Ассоциации шведских женщин-художников. В эти годы она также глубоко увлеклась спиритизмом и теософией.


Группа IV, №2. Серия «Десять крупнейших», 2018 / Группа X, № 1, Алтарь, 1915 г.

Духовные практики аф Клинт

Как и многие ее современники на рубеже прошлого века, Хильма аф Клинт жаждала духовных знаний. Еще в подростковом возрасте она занималась спиритизмом. В возрасте 30 лет она стала членом Ассоциации Эдельвейс. Мистицизм и философия ордена Розария также стали важным источником вдохновения для художника. Первая большая группа в значительной степени необъективных работ аф Клинт «Картины для храма» выросла непосредственно из этих духовных систем. Написанные в эти годы картины были частично основаны на духовной практике аф Клинт как медиума и отражают мистицизм.

Группа III, номер 5 (1907)

Впоследствии Хильма аф Клинт и четыре ее коллеги сформировали «Пятничную группу». Каждую пятницу они собирались на духовные собрания, состоящие из молитв, изучения Нового Завета, медитации и сессий. Группа устанавливала контакт с высшими духовными силами. Хильма аф Клинт чувствовала, что со временем она становится избранной и получает все более важные сообщения от верховных сил. После 10 лет эзотерических упражнений в рамках «группы» Хильма аф Клинт в возрасте 43 лет согласилась взять на себя великое поручение духов — выполнить росписи для храма.


Записи Хильмы / Фото: alamy.com

Серия «Храм»

Росписи храма состоят из 193 образов, разделенных на серии и подгруппы. Работы представляют собой одно из самых первых абстрактных произведений искусства в западном мире, поскольку на несколько лет они предшествовали первым нефигуративным картинам современных европейских художников. Интерес Хильмы аф Клинт к духовному разделяли пионеры абстрактного искусства — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан и Франтишек Купка. Неудивительно, что их привлекла теософия, которая предлагала нестандартную альтернативу статическому подходу академического искусства. Абстрактное искусство означало радикально новую форму выражения. Вместо того, чтобы воспроизводить простое визуальное впечатление, художники хотели прийти к новой отправной точке и приблизиться к более духовной реальности. Каждый нашел свой путь в абстрактную живопись.

Завещание Хильмы аф Клинт

Хильма аф Клинт прекрасно осознавала уникальность своего творения. Она интенсивно работала над собой и своим личным развитием. Вопрос, который она постоянно задавала себе: «Какое послание несут мои произведения?». Она активно искала ответы в философии, религии и в архивах — но тщетно. У Хильмы аф Клинт было видение, что ее искусство будет способствовать влиянию на человеческое сознание и, возможно, на все общество. Однако она чувствовала, что ее современники еще не созрели для этого искусства.

Хильма аф Клинт. «Летний вечер» 1888


«Позднее лето», картина Хильмы аф Клинт 1903 года

В завещании она писала, что ее работы — 1200 картин, 100 текстов и 26000 страниц заметок — не должны быть показаны раньше, чем через 20 лет после ее смерти. Еще одно важное условие из завещания – работы для храма Хильмы аф Клинт должны храниться только вместе. Лишь в 1986 году на выставке «Духовное в искусстве» в Лос-Анджелесе ее работы были показаны публике. А благодаря сенсационной выставке 2013 года «Пионер абстракции» в Стокгольме она привлекла внимание международной общественности. Это была самая популярная выставка, которую когда-либо проводил Музей современного искусства. Сегодня сохранившиеся работы Хильмы аф Клинт находятся во владении Фонда Хильмы аф Клинт в Стокгольме.

Добавить комментарий