Если театр начинается с вешалки, то почему бы не начать реформы в стране, переодев в новейшие костюмчики, ни много ни не достаточно, все местное население? Приблизительно это вышло около 100 годов назад в Турции – к слову, и знатокам российскей истории, непременно, вспомнится нечто схожее, но имевшее пространство еще на два столетия ранее. Так либо по другому, а бывшим подданным Османской империи было обещано счастливое будущее, заплатить же за его пришествие следовало отказом от давнешних традиций, большое пространство посреди которых отводилось головным (распологающемся в голове) уборам.

Мустафа Кемаль и курс на вестернизацию страны


С капитуляцией Османской империи и упразднением султаната опосля Первой мировой войны завершилась целая эра в истории этого страны. Начиналась новенькая –стране требовалось становиться на путь реформирования. Программка, к счастью, была, как был и человек, готовый стать новеньким государственным фаворитом и повести сограждан к прогрессу и благоденствию. Им стал Гази Мустафа Кемаль-паша, который позднее, опосля упразднения титулов и введения фамилий, получит имя Ататюрк – другими словами «отец турков».


Мустафа Кемаль Ататюрк

Но произойдет это только в 1934 году, когда его родина уже будет Турецкой республикой. Родился же Мустафа Кемаль в стране, которая называлась Османской империей, в 1881 году, при этом четкая дата его возникновения на свет так и не установлена, она и Ататюрку известна не была. Сам он потом избрал в качестве денька собственного рождения 19 мая – денек начала войны за независимость Турции. Прямолинейный, упрямый, независящий, Мустафа получал образование в военной школе, потом в военном институте, а опосля его окончания поступил в академию генштаба. В 1905 году он сделал революционную компанию под заглавием «Ватан», другими словами «Родина», побывал под арестом, но продолжал военную карьеру.


Крайний султан Османской империи Мехмед VI покидает Стамбул

Опосля поражения Османской империи в Первой мировой войне и оккупации страны зарубежными войсками Мустафа Кемаль стал во главе созванного парламента и возглавил правительство, опосля чего же сосредоточил усилия на борьбе за территориальную независимость Турции. Война окончилась в 1923 году подписанием Лозаннского мирного контракта. Было провозглашено создание Турецкой республики во главе с первым президентом – Мустафой Кемалем.


Европейский костюмчик и до реформ Ататюрка понемногу проникал в жизнь турецкого населения

Османский халифат был ликвидирован, предстояло пересмотреть всю систему публичного устройства. Ататюрк взялся за дело. Всего за пару 10-ов лет фаворит Турции вполне изменит вид страны и актуальный уклад ее обитателей, но начнет он, в наилучших традициях Петра I, с государственного костюмчика. В новейшую жизнь граждане республики должны были вступить в новейшей одежке и в непривычных головных уборах.

«Встречают по одежде»


Обычным головным (распологающемся в голове) убором парней в Османской империи был тюрбан либо феска – красноватый колпак с темной кисточкой. Феска была введена султаном Мехмедом II в 1826 году как головной убор чиновников и боец. Сам Ататюрк уже не один раз примерял европейский костюмчик – к примеру, в 1910 году во время проведения военных маневров в Пикардии.


Мустафа Кемаль совместно с османскими наблюдателями на военных маневрах в Пикардии, 1910 г.

25 ноября 1925 года началась реформа одежки и головных уборов в Турции. Был введен новейший неотклонимый дресс-код для муниципальных служащих: им полагалось быть одетыми в костюмчик западного эталона, носить галстук, на голову было нужно надевать шапку с полями. Для других людей смена гардероба была пока только напористо рекомендована. Сам Мустафа Кемаль, приезжая в городка с выступлениями, показывал вид гражданина новейшей Турецкой республики, и, воодушевленные его словами и речами, горожане опосля окончания выступления сами прощались со своими фесками и торопились в магазин за шапкой.


«Ататюрк и гражданин»

Торговцы не успевали обеспечивать спрос на новейшие головные уборы — на такие перемены турки откликнулись с готовностью. Но, правда, не всюду. Если в Стамбуле росли очереди за шапками, то на севере и востоке Анатолии начались протесты.
Шапка с полями там воспринималась как знак «франков» — так называли европейцев. А что могли франки осознавать в мусульманских традициях? Каждодневный пятикратный намаз нереально было выполнить по всем правилам – поля шапки мешали прикоснуться лбом к полу во время молитвы, а означает, и поклониться Аллаху. Возражая против новейшей моды, население анатолийских городов отвергало и остальные перемены. Очевидно, к протестантам, подрывавшим реформы и авторитет правительства, были использованы грозные меры.


Магазин шляп в Турецкой республике

Протесты и их угнетение на пути к новеньким реформам


Атиф Ходжа из городка Искилип, исламский богослов, 2-мя годами ранее написавший трактат против подражания европейцам, был схвачен жандармами и выслан под трибунал за критику новейших правил. 4 февраля 1926 года Атиф Ходжа и его «сообщник» Али Риза были казнены. Гласили, что властям просто-напросто пригодился козел отпущения, чтоб усмирить волнения в стране. Утверждается, что во время беспорядков, вызванных протестами турков против новейшего дресс-кода, погибло около пятидесяти человек.


Ататюрк в парламенте

В 1934 году меры по внедрению европейской одежки стали жестче: был принят закон, по которому за ношение фески заместо шапки с полями угрожало лишение свободы на срок от 2-ух до 6 месяцев. Этот закон о нелегальных предметах одежки, принятый на время проведения реформ, формально действовал прямо до 2014 года, хотя на самом деле, издавна игнорировался.


Мустафа Кемаль. Фото 1925 года

В двадцатые годы прошедшего века конструктивным образом поменялся вид турчанок: Ататюрк «открыл» дамские лица и фигуры, ранее веками скрываемые от сторонних глаз за различного рода покрывалами. «Наши дамы ощущают и мыслят, как и мы», — утверждал президент. В Турции ранее, чем в почти всех остальных странах, в том числе и европейских, было реализовано право дам голосовать и быть избранными в парламент – это вышло уже в 1934 году. К слову, вослед за все этим же Петром Величавым Ататюрк приучивал застенчивых соотечественниц посещать балы и плясать на их.


На свадьбе приемной дочери Ататюрка Небиле, 1929 г.

За весьма маленький срок Турция была не попросту «переодета»; актуальный уклад и миропонимание обитателей страны стали иными. Земли, на которых в протяжении веков все определялось требованиями ислама, перевоплотился в местность светского страны – с другими, новенькими – западными ценностями и ценностями.


За маленький просвет времени Турция поменялась до неузнаваемости: кроме одежки, перемены задели фактически всех сторон жизни общества

Сам Ататюрк – на самом деле, теран, но использовавший свою власть не в алчных целях, а для действенного реформирования общества, — стал по-настоящему исторической фигурой. С иной же стороны, сама история вела Османскую империю к переменам, и 1-ый президент новейшей республики стал в каком-то смысле только орудием в ее руках. А вышло бы уверить население следовать по новенькому пути, за ранее не научив его носить новейшую одежку и новейшие головные уборы, – вопросец, остающийся открытым.

Оказавшись на некое время вне закона в Турции, феска не утратила собственного значения для остального мусульманского мира. А вот что еще носят на голове восточные мужчины: тюрбан, тюбетейка и другое.

Добавить комментарий