Наверняка, никто из зрителей не может для себя представить ее юный – в кино Валентина Сперантова дебютировала с ролей бабушек, около 50 раз появлялась в прямом эфире в виде бабушки Татьянушки в передаче «Размеренной ночи, дети!», а широкая популярность пришла к ней лишь около 70 лет, когда она сыграла тетю Глашу в «Большенный перемене». А ведь еще в юности эта актриса вошла в историю театрального искусства – она стояла у истоков 1-го из самых сложных направлений русской актерской школы. Почему Сперантовой до 45 лет приходилось переодеваться в мальчиков, а с 50 лет играться старушек – дальше в обзоре.
Актриса в юности | Фото: kinoistoria.ru, kino-teatr.ru
Валентина Сперантова возникла на свет в 1904 г. в г. Зарайске. Не считая нее, в семье было еще 8 малышей. Когда Вале было 10 лет, ее отец ушел из жизни, и с сих пор на нее легли домашние хлопоты. Девченка с юношества не только лишь помогала мамы ухаживать за младшими братьями и сестрами, да и занималась их творческим развитием: она нередко устраивала домашние спектакли, все костюмчики и декорации для которых мастерила из подручных материалов. В школе Валентина совместно с одноклассниками организовала драматический кружок и начала участвовать в спектаклях любительского театра. Свое 1-ое выступление на проф сцене она запомнила навечно: ей необходимо было просто взять пряник на сцене и откусить. Самого спектакля Валентина позднее не могла вспомянуть – больше всего ее впечатлили огни рампы и то, что домой ее отвез извозчик, как реальную актрису.
Актриса в юности | Фото: kinoistoria.ru
Еще в школьном драмкружке ей нередко доставались мужские роли – никто из девченок не соглашался изображать стариков, а Валентина без усилий управлялась с данной для нас задачей. В один прекрасный момент ее на сцене узрел заезжий артист из Москвы. Он пригласил ее в столицу и пообещал посодействовать с поступлением в театральный университет. Наивная провинциалка поторопилась приехать в Москву, но обещанной помощи так и не получила. Она уже собралась ворачиваться домой, но здесь захворала тифом и несколько месяцев провела в поликлинике. За этот период времени Валентина все обмозговала и решила остаться в столице. С первого раза ей удалось поступить в театральный университет, который в 1922 г. получил заглавие ГИТИС.
Популярность актрисе принесло амплуа травести | Фото: kinoistoria.ru
Актерский путь Валентины Сперантовой начался в детских театрах. С первых же дней она столкнулась с суровой неувязкой: актрис в труппе было в излишке, а вот актеров не хватало. О ролях героинь Валентина даже грезить не могла – она была очень щуплой, низкой и худой, и еще при поступлении в театральный университет ей произнесли о том, что ее наружность невзрачна для героини. Но свою нишу она все-же отыскала – это были роли травести. На сцене театра Сперантова их сыграла столько, что ее начали именовать «основным мальчиком Русского Союза» и «Ермоловой детского театра».
*Основной мальчик СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)* Валентина Сперантова | Фото: chtoby-pomnili.net
Амплуа травести было в театре за длительное время до зарождения русских детских театров, но в ту пору травести стали целым направлением русской актерской школы, у истоков которой стояла Валентина Сперантова. Весьма нередко для детских ролей не удавалось отыскать пригодного малыша, и хрупкая актриса воплощала на сцене эти образы. Нередко ей доводилось играться и старичков, и различных сказочных героев, но образы малышей были в ее выполнении в особенности успешными, ведь в их разработке у нее была своя методика. «Мне обидно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность малыша, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются создать угловатыми жесты и молвят петушиными голосами. Мне почему-либо их мало жалко, а то, что они делают, кажется излишним, во всяком случае, второстепенным. Нужно осознать психологию малыша (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда быстрее придет на сцену, чем от отысканных смешных жестов и походки», – делилась своими размышлениями актриса.
*Основной мальчик СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)* Валентина Сперантова | Фото: chtoby-pomnili.net
Народная артистка СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), *пионер русского травести* Валентина Сперантова | Фото: kino-teatr.ru, chtoby-pomnili.net
Свою первую роль в кино Валентина Сперантова сыграла лишь в 49 лет, но к этому моменту она стала одной из самых фаворитных театральных актрис. Режиссер Мария Кнебель о ней гласила: «Я была далека от детского театра, но имя Сперантовой было обширно понятно. Она была одной из популярнейших травести. Игралась с схожим фуррором мальчишек и девченок, искусна перевоплощаться, искусна подчинять глас, пластику, нрав общения зерну авторского вида. Сделанные ею роли казались мальчуганами и девченками, которых мы знали, лицезрели в жизни».
Дебютная роль Сперантовой в кино – в роли бабушки в кинофильме *Алеша Птицын производит нрав*, 1952 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из кинофильма *Рядом с вами*, 1967 | Фото: kino-teatr.ru
До 45 лет Сперантова игралась роли подростков, а практически в 50 дебютировала в кино в роли старушки! Таковой резкий переход от детских ролей сходу к возрастным тоже был редкостью, но актриса совладала и с данной для нас задачей, хотя это было весьма тяжело. Решение уйти из амплуа травести она приняла опосля того, как один из молодых зрителей, увидев ее на сцене в виде Чиполлино, заявил о том, что ему весьма приглянулся «этот старенький мальчишка».
Валентина Сперантова в фильме-спектакле *Тихая семейка*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма-спектакля *Страничка жизни*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru
Сначала она примерила на себя возрастные роли в театре, а потом возникла в их и в кино. У нее практически не было основных ролей – лишь бабушки, экономки, старые соседки, нянечки, появлявшиеся в маленьких эпизодах. Но даже эпизоды с ее ролью сходу же запоминались зрителям.
Народная артистка СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), *пионер русского травести* Валентина Сперантова | Фото: kino-teatr.ru
*Народная бабушка СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)* Валентина Сперантова | Фото: kinoistoria.ru
Ее самой известной работой в кино стала роль уборщицы тети Глаши в кинофильме «Большая перемена». Ее героиня захватила не меньше зрительских симпатий, чем главные персонажи. Наверное всем запомнилась ее фраза: «Двойку что ль пришел исправлять? Так для тебя и нужно! Я бы для вас лишь двойки и ставила! Придут, натопчут здесь, натопчут, нет чтоб школу запереть – вот и стояла бы незапятнанная!». Опосля премьеры кинофильма актрисе приходило много писем, в одном из которых были слова, послужившие самой высочайшей оценкой ее творчества: «Вы весьма похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет».
Валентина Сперантова в кинофильме *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: chtoby-pomnili.net
Кадр из кинофильма *Большая перемена*, 1972-1973 | Фото: syl.ru
Ее награды были оценены по достоинству: в 1970 г. Сперантовой было присвоено звание Народной артистки СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), в 1972 г. ей вручили золотую медаль на Всесоюзном кинофестивале за роль учительницы в кинофильме «Страничка жизни», а еще через два года – Муниципальную премию РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) за театральную деятельность. Кроме ролей в театре и в кино, актриса озвучила наиболее 100 мультов, 40 лет проработала на Всесоюзном радио, где участвовала в радиопостановках, около 50 раз появлялась на телеэкранах в виде бабушки Татьянушки в передаче «Размеренной ночи, дети!»
Кадр из кинофильма *Три денька в Москве*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Валентина Сперантова в кинофильме *Какая у вас ухмылка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
В 1970-х гг. актрису начало подводить здоровье. Из-за заморочек с сердечком докторы посоветовали ей уменьшить перегрузки в театре и в кино, но она все еще много работала на радио и преподавала в Театральном училище им. М. Щепкина. В крайний раз зрители узрели ее на экранах в кинофильме «Доброта» в 1977 г. и телеспектакле «Четыре неспокойных денька в Кудиновке» в 1978 г. Но сама актриса премьеру этого телеспектакля уже не увидела – 6 января 1978 г. Валентина Сперантова ушла из жизни намедни собственного 74-летия.
Народная артистка СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), *пионер русского травести* Валентина Сперантова | Фото: kinoistoria.ru
На данный момент этот кинофильм именуют классикой русского синематографа, а в 1970-х гг. в его адресок звучало много критики: Почему режиссеру «Большенный перемены» предъявляли претензии школьные учителя.