Микеланджело Мериси да Караваджо родился спустя полста лет опосля контрреформации Лютера Кинга. За пару лет до рождения художника церковная церковь созвала заключительную сессию Совета Трента и установила новейшие правила в отношении религиозных образов. При воззвании к святым и использовании священных изображений каждое суеверие обязано быть устранено, вся грязная суть обязана быть отменена. Но, его работа «Святой Матфей и ангел» не очень вписывалась в каноны новейших правил. Из-за что разразился скандал? И как смотрелся 2-ой вариант священного сюжета Караваджо?

О мастере

Он родился в Караваджо, близ Бергамо. Отец его был каменщиком, и сам Караваджо 4 года зарабатывал для себя на хлеб работой каменщика. Не побывав ни в какой академии, Караваджо научился обладать кистью и красками, и поступил прислужником на службу к знатному государю кавалеру Арпино в Риме.


Микеланджело Мериси да Караваджо

В Риме талант Караваджо открыл живописец Просперо, торговавший художественными произведениями. Он то и начал заказывать первым работы у юного живописца. Одну из выполненных картин Караваджо заполучил кардинал дель Монте, который был главным игроком в продвижении юного художника. Даже папа заказывает ему собственный портрет.


Портрет папы Урбана VIII / Портрета Папы Паоло V

Заказы от церкви и контрреформация

Микеланджело Мериси да Караваджо родился спустя полста лет опосля контрреформации Лютера Кинга. Своим искусством он занес большенный вклад в новое римско-католическое рвение противостоять протестантам и подтвердил значимость религиозных образов в христианстве. За пару лет до рождения художника церковная церковь созвала заключительную сессию Совета Трента и установила новейшие правила в отношении религиозных образов.

При воззвании к святым и использовании священных изображений каждое суеверие обязано быть устранено, вся грязная суть обязана быть отменена. В конце концов, следует избегать всякой развратности, извращенности и пьянства, также изображения святых в роскоши и богатстве. Таковым образом, излишняя идеализация священных сюжетов эры Возрождения уступила пространство натуралистичности. С данной нам целью Караваджо старался выделить человечность, натурализм и кроткую природу Иисуса и святых. Чтоб попробовать связать прошедшее с реальными канонами, Караваджо помещал Иисуса либо святых нередко в натуралистические условия, вполне отдаленные от обычных ранее образов.


Иисус в работах Караваджо

«Святой Матфей и ангел»

Караваджо стал получать заказы от церквей. Одним из таковых заказов стала работа «Святой Матфей и ангел», с которой соединено много увлекательных историй.

Его «Святой Матфей» изображается как кроткий человек, морщинистый и старенькый бедный римлянин. Караваджо изобразил его одетым в римскую одежку конца XVI века, в грязном римском доме с запятанными окнами. И хотя это, похоже, соответствует новеньким серьезным правилам Церкви в отношении религиозного искусства, похоже, что они не были вполне готовы к тому, что представил Караваджо.


Святой Матфей и ангел (1-ый вариант)

Что мы лицезреем в данной нам работе? Рука Матфея занята написанием самых первых слов о жизни Иисуса — Евангелие от Матфея в то время числилось первым. И Матфей изображен таковым изумленным происходящим чудом, что он не может надзирать свои деяния без направляющей руки ангела. Изумление и шок отлично передают большие глаза святого и поднятый лоб. Весьма честно и близко к реальности! Ангел сконцентрированно управляет рукою безграмотного святого, творя 1-ый рассказ о жизни Спасателя. Мы даже можем представить для себя, как буковкы медлительно и волшебно складываются в слова, а слова в предложения, руководствуясь терпеливым учителем-ангелом. Одежка святого обнажает его грязные нога, живописец кропотливо передал даже грязные ногти Матфея. Караваджо изобразил святого так натуралистично и по-человечески, как это может быть.

И по данной нам причине церковь подвергла цензуре картину, и за сиим последовал скандал.

Скандал и отвержение

Караваджо негодовал. Скандал и испорченная репутация очень встревожили Караваджо. Когда картина со Святым Матфеем и ангелом была завершена и помещена на алтарь, ее забрали священники, которые произнесли, что фигура со скрещенными и грубо выставленными перед публикой ногами не имеет ни приличия, ни вида святого. Что уж гласить о запятанных ногах святого! Да, воспроизводя сцены мученичества, Караваджо не прибегает к идеализированному ретушированию. Его Святой – человек с запятанными ногами. Логично, что потом из-за критичного реализма в священных сценах и нестандартности выражения сюжетов из Библии Караваджо был провозглашен апостолом бесчинства. Его произведения казались прегрешением перед святым духом искусства. Его стали именовать «художником запятанных ног». Джованни Бальоне — живописец позднего маньеризма и барокко в Риме – называл Караваджо разрушителем искусства, антихристом живописи.
Люди были шокированы увиденным «Святым Матфеем и ангелом», для их картина была абсолютным неуважением к святому. Картина не была принята, и Караваджо пришлось испытать снова. Сейчас он не стал рисковать и придерживался принятых представлений о том, как должны смотреться ангел и святой. Итог, естественно, оказался не таковым натуралистичным. И самое основное, 2-ой вариант священного сюжета не был настолько добросовестным и искренним, как 1-ый. Но он был принят церковью.

2-ой вариант Святого Матфея



Святой Матфей и ангел (2-ой вариант)

Итак, Караваджо все таки подготовил 2-ой вариант. Реализм мастера до сего времени проникает на этом полотне. Но оно, непременно, почти во всем уступает первой варианты. Матфей на картине смотрится не как близкий обычному народу персонаж. Это уже герой, напоминающий старого философа, в шикарных бардовых струящихся облачениях (красноватый тут – цвет почтения, респектабельности, богатства). В нем уже нет этого мастерского шока, изумления от произошедшего чуда, как на лице Матфея в первой работе. В этом варианте Матфей изображен будто бы в кино: он уже понимает сценарий, он готовился к происходящей ситуации. Ангел изображен в этом варианте в тени, он не учитель-наставник и не ассистент, он находится НАД святым. Он диктует ему слова, а Матфею приходится писать под диктовку. Строго и канонически.
Святой пишет сам, без помощи ангела, его ноги ориентированы вперёд, чтоб не вызвать вдруг вероятных оскорблений. И, что самое необычное, у изображенного Святого Матфея есть нимб – символ божественности. Он больше не связан с обыкновенными людьми. Эта версия св. Матфея, со всеми его заблуждениями и искажениями, вполне отражает каноны церковной контрреформации.

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

Невзирая на новейшие строгие правила в отношении религиозных образов, установленные Советом в Тренте, Церковь до сего времени не могла отпустить то, что считала «явлением святого». Для нее как и раньше не обязано быть опасности цензуры и скандала. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчеси (где помещалась картина «Святой Матфей и ангел») все еще считала, что изображения святых должны сохранять внутри себя элемент божественности. То, что отличало бы их от обыденных людей. Хоть какое отклонение, неважно какая попытка предложить связь меж обычным народом и святыми все еще не была применима. Караваджо был в некой степени ограничен идеологией. Конкретно потому 1-ая попытка Караваджо близко к реальности изобразить святого апостола не могла просочиться в эталоны Церкви и подверглась цензуре.

Добавить комментарий