Почему звезду «Большенный перемены» называли тераном с лицом малыша: Миша Кононов в кадре и за кадром — odnoklassniki-jl.ru



13 годов назад, 16 июля 2007 г. ушел из жизни актер театра и кино, народный артист Рф Миша Кононов. Для почти всех его уход остался незамеченным, ведь в крайние годы он не снимался в кино и не возникал на экранах. А ведь в 1970-1980-х гг. он был одним из самых известных актеров, популярность которому принесли роли учителя Нестора Петровича в кинофильме «Большая перемена» и галлактического пирата из «Гостьи из грядущего». В виде злодея он смотрелся смешно, ведь в его наружном виде не было ничего «пиратского». Но те, кто отлично его знал, гласили, что ангельская наружность Кононова была весьма обманчива…


1-ая роль Миши Кононова в кино – в кинофильме *Наш общий друг*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru

В первый раз на сцену Миша Кононов вышел в школьных спектаклях, и уже с того времени он был уверен в том, что непременно станет артистом. Опосля школы он закончил Щепкинское училище, где его называли самородком. Но при всем этом с ним фактически никто не общался – у Кононова был весьма непростой и запальчивый нрав, и отыскать общий язык у него выходило разве что с Олегом Далем, о котором гласили то же самое. Опосля окончания училища Кононов поступил в труппу Малого театра, где задержался всего на 5 лет. Еще в 21 год он дебютировал в кино и скоро начал получать столько предложений от кинорежиссеров, что принял решение уйти из театра. Согласно иной версии, из театра ему пришлось уйти из-за дерзких реплик во время репетиций.


Кадр из кинофильма *Доскорого свидания, мальчишки*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Первую известность Мише Кононову принесли главные роли в фильмах «Доскорого свидания, мальчишки», «Начальник Чукотки» и «На войне как на войне». А всесоюзная слава пришла через пару лет, когда актер снялся в фильмах «Здравствуй и прощай» и «Большая перемена». В 20 лет он смотрелся на 15, и даже в зрелом возрасте оставался таковым же субтильным, с теми же детскими чертами лица. Наружность актера диктовала и те роли, которые ему давали, – почаще всего это были бесхитростные, простоватые, время от времени восторженные трагикомические персонажи.


Миша Кононов в кинофильме *Андрей Рублев*, 1966 | Фото: 24smi.org


Миша Кононов и Инна Чурикова в кинофильме *В огне брода нет*, 1967 | Фото: az.sputniknews.ru

Навряд ли кто-то мог представить Кононова в виде романтичного героя, покоряющего дамские сердца. Режиссер кинофильма «Большая перемена» Алексей Коренев совместно с создателем повести «Иду к людям» Жорой Садовниковым писали сценарий под актера Евгения Стеблова, который уже играл юного учителя у Коренева в кинофильме «Урок литературы». Но он от роли Нестора Петровича отказался, и ее предложили Андрею Мягкову. Но тот поставил условие: будет сниматься лишь в этом случае, если на роль учительницы российского языка и литературы Светланы Афанасьевны возьмут его супругу, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер отказался выполнить это условие, и Мягков ушел из проекта.


Кадр из кинофильма *Большая перемена*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru


Миша Кононов в кинофильме *Большая перемена*, 1972 | Фото: aif.ru

Тогда роль учителя истории Нестора Петровича предложили Мише Кононову. Он согласился с неохотой – актер не горел желанием опять появляться на дисплее в трагикомическом виде, к тому же он не веровал в фуррор комедии о школьной жизни. Прочитав сценарий, Кононов заявил: «История глуповатая, сниматься в ней не буду». Его все таки удалось уверить, но с началом съемок режиссер о этом не один раз пожалел. Оказалось, что слухи о сложном нраве актера имели под собой основания. Кононов нередко спорил с режиссерами, по поводу всякого эпизода у него было свое мировоззрение, и он не только лишь постоянно высказывал его в достаточно непоколебимой форме, но даже шел на открытый конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) – мог заявить актеру либо режиссеру, что он бесталантный. Так было и сейчас.


Кадр из кинофильма *Большая перемена*, 1972 | Фото: 24smi.org

Дела Миши Кононова и Алексея Коренева не заладились с самого начала съемок. Актер отрешался делать требования режиссера и в один прекрасный момент даже ушел со съемочной площадки со скандалом и уехал из Ярославля в Москву. Дочь режиссера, актриса Лена Коренева, говорила: «Миша вёл себя на площадке как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Посиживал в сторонке, демонстративно читал журнальчик и всем своим видом подчёркивал, что он случаем попал в кинофильм». Его герой смотрелся доверчивым и по-детски трогательным, но за кадром актер вел себя совсем по-другому. В один прекрасный момент он довел до слез актрису Наталью Богунову, а позже растолковал это тем, что ощущал себя «как как будто сонным», и ему необходимо было себя «взвинтить».


Кадр из кинофильма *Большая перемена*, 1972 | Фото: stuki-druki.com


Народный артист Рф Миша Кононов | Фото: kino-teatr.ru

Невзирая на то, что роль Нестора Петровича стала визитной карточкой Миши Кононова и принесла ему всесоюзную популярность, собственного дела к данной нам работе он так и не изменил. Спустя годы актер написал в собственных воспоминаниях, что шедевром этот кинофильм стал лишь благодаря актерам, которые в нем снимались: «В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет 4 поколений актеров. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и непонятный текст. О кинофильме много гласили, писали, он с фуррором прошел за рубежом. Вот таковой силы таланты были в то время в Рф! Хоть какой абсурд в их выполнении смотрелся милым и очаровательным, а основное – искренним».


Кадр из кинофильма *Здравствуй и прощай*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru


Кадр из кинофильма *Здравствуй и прощай*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru

Почти все коллеги направляли внимание на противоречивость его натуры. Актер Евгений Стеблов гласил: «У него была страстная натура, но он постоянно себя прятал в оболочку такового милого мальчугана. У него было расхождение таковой мальчишеской наружности с его внутренним миром, довольно зрелым, определенным, время от времени жестоким». Но при всем этом немногие знали о том, что послужило предпосылкой таковой ожесточенности.


Миша Кононов в кинофильме *Красноватые пчелы*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru


Народный артист Рф Миша Кононов | Фото: az.sputniknews.ru

У Миши Кононова постоянно были весьма сложные дела с мамой – она добивалась завышенного внимания к для себя, но при всем этом повсевременно его отталкивала и была с ним холодна. Его супругу она не приняла и устроила юным бойкот. Когда актеру исполнилось 30 лет, его мама покончила с собой, прямо в его денек рождения. Опосля этого он замкнулся внутри себя, не стал разговаривать с друзьями. О собственном детстве и домашней катастрофы он никогда не гласил в интервью. Единственной отдушиной для него оставалась профессия, к которой Кононов относился весьма серьезно. Завышенные требования он предъявлял не только лишь к иным, но сначала к себе. Коллеги гласили, что он не попросту играл, а жил в кадре. Роли, подарившие ему звучную популярность, он не считал довольно суровыми – Нестор Петрович его раздражал, а Яшка-писарь из сказки «Финист – Ясный Сокол» казался взбалмошным. Сам он называл собственной наилучшей работой монаха Фому в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев».


Кадр из кинофильма *Финист – Ясный Сокол*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru


Миша Кононов в кинофильме *Комедия ошибок*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

В 1980-х гг. мир кино начал быстро изменяться, и эти перемены были не по нраву актеру. Он не раз гласил о том, что воспитан в другой системе ценностей и не может для себя дозволить сниматься в низкопробных фильмах. От почти всех предложений Кононов отрешался – не желал работать лишь ради вещественной выгоды. Из-за этого он скоро оказался за бортом профессии. Ему пришлось реализовать квартиру в Москве и переехать в деревню.


Кадр из кинофильма *Гостья из грядущего*, 1984 | Фото: fishki.net

Крайней киноработой Миши Кононова стала роль Спиридона Егорова в телесериале «В круге первом». Никто не додумывался о том, что на тот момент актер уже был серьезно болен, ведь он как и раньше не контактировал ни с друзьями, ни с сотрудниками, и вел затворнический стиль жизни. Инна Чурикова о этом кинофильме гласила: «Миша гласил там так, что каждое его слово пронзало сердечко, но, к огорчению, никто из кинокритиков не увидел и не отметил это… Он был гением, совсем неповторимым актером, которого я не могу ни с кем сопоставить. Кононов в российском кино –- одна из бесспорных величин». Незадолго до собственного ухода актер написал книжку, но у него не было средств ее опубликовать. 16 июля 2007 г. его не сделалось.


Народный артист Рф Миша Кононов | Фото: kino-teatr.ru

Незадолго до собственного ухода Миша Кононов написал: «Я полностью закрытый, как шкаф. Я – одиночка… Я жил и в искусстве, и в настоящей жизни круто, независимо. Хотя и робко. Посылал стршных нахалов и непрофессионалов вправо и влево. А люди меня помнят лишь за добрые роли в не плохих фильмах. Выходит, что прожил, как по Станиславскому – честно, правдиво и в согласовании с предлагаемыми обстоятельствами». И навряд ли кто-то имеет право его за это осуждать.


Миша Кононов в телесериале *В круге первом*, 2006 | Фото: kino-teatr.ru

О данной нам работе Кононова сейчас вспоминают довольно изредка, хотя за кадром кинофильма «Здравствуй и прощай» осталось много увлекательных моментов.

Ещё новости

Добавить комментарий