Константин Маковский — русский живописец, рожденный в семье художников, является одним из самых богатых, модных и успешных живописцев своего времени. Интересно, что Маковский был фаворитом женщин и любимым живописцем самого царя Александра II. Его работы раскупали как горячие пирожки. Маковский получил все возможные награды. Но почему же критики негодовали?

1. Родословная Маковского была полна художников


Инфографика: о художнике

Константин Маковский принадлежал к известной творческой семье. Его отец, Егор Иванович Маковский, художник-любитель и один из основоположников Московской школы живописи, ваяния и зодчества. Два брата и сестра Маковского, Владимир, Николай и Александра, тоже стали художники. Поэтому первые профессиональные навыки Маковский приобрел в семье, а позже брал уроки у Тропинина и Брюллова, учился в Московском училище живописи, где стал лучшим учеником, получив все награды заведения. Позже Маковский поступил и в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

2. Два брата Маковских на протяжении всей жизни находились в тени друг друга


Владимир и Константин Маковские

При жизни два брата и два художника Константин и Владимир Маковский частенько находились в тени друг друга. Хотя, надо сказать, что Константин пользовался несколько бОльшей популярностью и признанием. Его излюбленная тема — городские сцены — сегодня так же актуальны, как и более ста лет назад.

3. Маковский мог стать композитором


В.А.Тропинин «Портрет Л.К.Маковской» (1830)

Мать Маковского — Любовь Корнилиевна Молленгауэр – была композитором и очень надеялась, что сын пойдет по ее стопам. Молодой Константин одно время был не прочь стать композитором, он даже активно искал себе преподавателей, у которых мог бы профессионально обучиться музыкальному мастерству. Константин любил классическую музыку большой и искренней любовью. Временами Маковскому даже хотелось изменить ноты в услышанном произведении и сделать их более приятными на свой слух. Однако, талант и стремление стать живописцем стали доминирующими.

4. Маковский был награжден множеством наград и медалей


Картина Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862)

Маковский был усердным учеником и талантливым живописцем. В возрасте 18 лет он получил малую серебряную медаль от Академии Художеств. А в 1862 году Маковский был награжден еще и золотой медалью за свое полотно «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

5. Участвовал в «восстании четырнадцати»


«Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III» и «Портрет графини Софьи Илларионовны Строгановой, ур. Васильчиковой»

Идеальная учеба Маковского и статус лучшего ученика были несколько омрачены «бунтом четырнадцати». В 1863 году художник стал одним из участников «восстания» (когда группа молодых художников (студентов Академии) отказалась участвовать в конкурсе на большую золотую медаль). Причина – несогласие с академическими правилами учреждения и желание писать экзаменационную работу на свободную тему. Маковский ушел из Императорской Академии художеств, будучи классным художником II степени. Внушительное образование делает честь любому художнику и, безусловно, предполагает развитие своевольных тенденций в творчестве. Этим и обусловлено участие Маковского в «бунте». Позже Маковский и сам стал одним из основателей Общества передвижников.

6. Маковский искал вдохновения во время путешествий по всему миру


«Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир» (1875) / источник: bibliotekar.ru

В 1870-е годы Маковский много путешествовал по Европе. Он посетил Францию, Италию, Голландию, Германию, Болгарию и Сербию. А позже художник совершил поездку по Ближнему Востоку и Египту. Экзотика и восточный колорит вдохновляли художника. В его работах можно проследить, как остросоциальная направленность уступила место исключительно живописным задачам. Маковский стремился передать в своих работах роскошь и великолепие обстановки и нарядов. В этот период он писал преимущественно портреты и полотна на исторические темы.

7. Маковский был самым модным художником своего времени

Свое творческое направление Маковский начинал с крестьянской жанровой живописи (первое знаковое произведение периода — «Дети, бегущие от грозы»). Но позже Маковский предпочел создавать постановочные исторические картины, демонстрирующие быт старорусских бояр, создавать изящные композиции, в которых портретная живопись органично сочеталась с натюрмортом и интерьером. Особое место в творчестве художника занимал именно портретный жанр. Во многом благодаря портретным работам Маковский добился успеха, став модным художником своего времени. Его картины изобилуют красиво расписанной мебелью, одеждой, дорогими тканями и мехами. Художник старался показать предмет или героя в наиболее выгодном и идеализированном виде, придерживаясь сходства. Сам художник вспоминал об этом аспекте своего творчества слегка ироничными словами: «Лучшие красавицы позировали мне наперебой. Я зарабатывал огромные деньги, жил с царственным великолепием и писал много картин, декоративных панно, портретов, эскизы и акварели». Правда, со временем огромное множество типологически схожих работ, которые были написаны очень быстро и словно «под копирку», начали вызывать негодование критиков.

Работы Маковского: «За чаем» (1914) и «Боярыня у окна» (1885)

8. Маковский был самым дорогим художником своего времени


Портреты Александра II кисти Маковского

Известно, что в столь плодовитое на таланты время (XIX век) Маковскому удалось стать самым дорогим художником своего времени в России. А еще, он известен тем, что был необычайным любимцем у женщин. Счастливая зрелая жизнь – во многом дань счастливому детству. Его воспитали талантливый и успешный отец-художник и одна из самых красивых женщин Петербурга. Родители с особой любовью и заботой растили своих детей. Дом семьи Маковских был популярным культурным центром Петербурга. Его художника раскупали как горячие пирожки (и не только в России, но и за рубежом). Творчество было особенно близко Александру II, который без стеснения называл Маковского «любимым живописцем». Его работы часто сравнивают с портретами Ренуара, а сам Маковский называл себя «русским Рубенсом» и предшественником русского импрессионизма.

Добавить комментарий