Кадры из кинофильма *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru, fishki.net

Роман Р. Л. Стивенсона «Полуостров сокровищ» не раз становился материалом для сотворения мультов и экранизаций, и русская киноверсия 1982 г. стала одной из наилучших, самых полных и самых четких. Этот кинофильм воспользовался схожей популярностью и у взрослых, и у малышей, а ведь 1-ая его версия, по воззрению цензоров, вышла совершенно не детской, и почти все фрагменты пришлось вырезать при монтаже.


Режиссер Владимир Воробьев | Фото: kino-teatr.ru

Режиссером кинофильма был Владимир Воробьев – основной режиссер Ленинградского театра музыкальной комедии, узнаваемый по театральным постановкам мюзиклов и по киноработам в том же жанре – «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо». Вначале «Полуостров сокровищ» тоже думал как музыкально-танцевальный кинофильм, но позднее режиссер отказался от данной для нас идеи и решил снять трюковое приключенческое кино, рассчитанное на детско-юношескую аудиторию.


Владимир Воробьев в кинофильме *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

По словам режиссера, роман Стивенсона был в особенности дорог ему с самого юношества: «Идею поведать с киноэкрана о судьбе мальчишки, головного героя нашего кинофильма Джима Хокинса, признаюсь честно, я вынашивал с самого юношества, с того момента, когда прочел этот интересный роман. В пору военного лихолетья, когда Ленинград был в тисках блокады, а я, семилетний мальчуган, стоял рядом со своим дедом у токарного станка на Кировском заводе, в минутки отдыха, жертвуя сном, упивался историей, рассказанной Стивенсоном. Книгу эту, подаренную папой, погибшим в 1-ые деньки войны, я храню до сего времени».


Кадр из кинофильма *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru


Владимир Воробьев в кинофильме *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Съемки кинофильма проходили в Ленинграде и его округах и в Крыму, в Новеньком Свете. Работа над 4 сериями закончилась в рекордные для такового проекта сроки – всего за 9 месяцев. При всем этом Владимир Воробьев выступил не только лишь в качестве режиссера: он совместно с отпрыском сыграл эпизодические роли пирата Джорджа Мэрри и «пастора» Дика Джонсона, сам исполнил песню, звучавшую во время титров кинофильма, делал каскадерские трюки и даже время от времени заменял оператора. В одной из сцен, которую необходимо было снимать в раскачивающейся на волнах лодке, да к тому же под «обстрелом» пиратов, оператор отказался работать из-за опасений упасть за борт совместно с дорогостоящей аппаратурой. Тогда и режиссер снял этот эпизод без помощи других, подменив оператора в этих экстремальных критериях.


Кадр из кинофильма *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru


Владимир Воробьев в кинофильме *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kinoistoria.ru

Трудности появились и во время съемок на палубе «Эспаньолы», «роль» которой исполнила учебная шхуна «Кодор» из Ленинградской мореходного училища, курсанты которого снялись в массовке в видах пиратов. Дело в том, что на шхуне было навигационное оборудование, которое не обязано было попасть в кадр, но при всем этом необходимо было снять сцену, где Джим Хокинс управляет плывущим кораблем. Для этого из управляющий рубки вытащили «колесо» руля и поставили его на палубу. В итоге в кадре молодой актер Федор Стуков крутил ни к чему не прикрепленный руль, а в это время реальный капитан управлял шхуной при помощи разводного ключа. Позднее этот же «Кодор» стал «Дунканом» в кинофильме «В поисках капитана Гранта».


Кадр из кинофильма *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru


Федор Стуков в кинофильме *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kinoistoria.ru

На съемках кинофильма работала большая команда каскадеров во главе со известным постановщиком трюков в почти всех русских фильмах Николаем Ващилиным. О этих съемках в собственной книжке «Откровения каскадера» он писал: «Вечерком мы собирались в холле коттеджа Воробьёва и начинали репетировать, грезить и выдумывать. Опосля длительных дискуссий пришли к решению снимать трюки в стиле цирковой клоунады, детской гиперболы, утрирующей реальность и, делая деяния неописуемыми и даже мистическими. В этом ключе сняли встречу Чёрного Пса и мальчишки Хокинса у лодки на берегу. В руках у Караченцова возникла наизловещая и всевластная петля, со свистом поймавшая беглеца за ногу на большенном расстоянии… Приём штурма стенки с шестом смотрелся так красиво, что Владимир Воробьёв пожелал выполнить этот трюк сам. И хотя ему не хватило храбрости упереться ногами в край крыши, когда ребята толкали его сзаду на шесте и он повис на животике, а позже вскарабкался – смотрелось это лихо». К огорчению, неких сцен, которые каскадеры репетировали недельками, зрители так и не узрели.


Актер Владислав Стржельчик с группой каскадёров Николая Ващилина. Судак, 1982 | Фото: dubikvit.livejournal.com


Кадр из кинофильма *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Кинофильм был должен состоять из 4-х серий, по 55 минут любая. Но когда весь материал был уже отснят и смонтирован, цензоры два раза подвергли его сокращениям. Они востребовали вырезать те эпизоды, где пираты дрались с особенной беспощадностью, игрались в азартные игры и пьянствовали. Хотя сначала 1980-х гг. требования цензуры уже были не таковыми твердыми, как в 1960-1970-х гг., в кинофильме, рассчитанном на детско-юношескую аудиторию, это чудилось недопустимым.


Олег Борисов и Федор Стуков на съемках кинофильма | Фото: dubikvit.livejournal.com


Олег Борисов в кинофильме *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kinoistoria.ru

Зрители не узрели обезображенное лицо слепого Пью, когда у него заместо глаза торчала пробка, сцену целебного кровопускания, опьяненного дебоша Билли Бонса, Джима с бутылкой бренди и пистолетом в руках, рассуждения о Библии, бессчетные сцены с карточной игрой и т.д. Не прошедших цензуру эпизодов, которые могли бы испугать малышей либо просто не соответствовали идейным суждениям, оказалось настолько не мало, что в итоге заместо 4-х серий вышло 3. К огорчению, почти все авторские задумки из-за этого так и не дошли до зрителя.


Актеры на съемках кинофильма | Фото: dubikvit.livejournal.com


Кадр из кинофильма *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Хотя в итоге четверть отснятого материала не попала на экраны, режиссер считал «Полуостров сокровищ» одной из наилучших и самых возлюбленных собственных работ. «Если честно, из всего, что я сделал в кино, «Полуостров сокровищ» я выделяю особо, отношусь к нему с особой теплотой. Любой герой его – мой возлюбленный герой, они возвращают меня в детство», – признавался Владимир Воробьев.


Виктор Костецкий в кинофильме *Полуостров сокровищ*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Этот кинофильм стал классикой русского приключенческого кино и благодаря блестящему актерскому составу: Судьбы актеров «Острова сокровищ».

Добавить комментарий