В наши дни никого не удивишь солнечными и лунными затмениями, молниями, ветрами и другими природными явлениями. У всего этого есть простое научное объяснение. А вот на Руси это все считалось проделками дьявола, колдунов и гневом Всевышнего. Чтобы избежать непогоды и все уладить, крестьяне прибегали к особым обрядам.

Огонь небес

Гром и молнию на Руси сопоставляли с небесным огнем. Молнию считали мощнейшим орудием Господа, ведь она сверкает так, будто создана из металла. Молнию называли стрелой не только из-за цвета, похожего на металл, но и за ее стремительный полет, можно сказать, молниеносный. Считалось, что, когда Всевышний боролся со всякой нечистью, он озарял небо. Это нужно было для того, чтобы легче увидеть черта или дьявола, дабы поразить их своей горящей стрелой.


Славяне верили, что молния и горм — это Божий гнев

Существует даже легенда, где говорится о такой версии происхождения огня на нашей земле. Легенда гласит, что, когда Господь выставил из рая Адама и Еву, он разозлился и ударил в черта молнией, но случайно попал в дерево. Вот от этого и появился огонь на нашей планете. Считалось, что, когда Всевышний целился в черта, тот в ужасе прятался в теле людском или за каким-нибудь деревом. Поэтому от молний страдают многие деревья и гибнут люди. Кстати, если человека убивала молния, то он считался грешником, поэтому зачастую его не хоронили на кладбище, как и самоубийц.

Также считалось, что убить дьявола огнем небес мог не только Бог, но и его приспешники: архангелы, ангелы и различные святые, например, Илья Пророк, которого почитали на Руси. Во многих деревнях верили, что молния — это след от его колесницы либо же плеть, при помощи которой он подгоняет своих огненных лошадей. Существовала даже примета, что каждый год, в день памяти пророка Ильи, который отмечают и по сей день 2 августа, практически постоянно слышно гром. Но уж если его нет, то не миновать беды в этом году, например, из-за молнии может сгореть чей-то дом или и вовсе кто-то умрет от нее.

Гром на Руси был благоприятной силой для плодородия, ведь в основном после него шел дождь, который увлажнял и напитывал почву. Первая гроза в году означала наступление настоящей весны, а также начало пробуждения природы после зимней спячки.

Чтобы уберечь себя от грома и молний, в народе существовали особые ритуалы. Во время этих природных явлений необходимо на улице встать на колени и помолиться, затем зажечь свечу, обязательно освященную в церкви, обойти с ней все свои владения. Также было запрещено выполнять любые работы в большие церковные праздники, иначе могло убить молнией.

Еще существовали ритуалы, записанные в древних травниках, для борьбы с человеческими страхами пред грозой. Делали это при помощи различных окаменелостей и минеральных пород, так как считалось, что это и есть застывшая в земле огненная стрела Всевышнего. Суть была такая: застывшую стрелу небес необходимо опустить в сосуд с водой, если этот камень лежит в воде спокойно, не шевелясь, значит испуга и так нет у человека, а уж если он дрожит, то необходимо эту воду выпить.

Похищение небесных светил

Затмения небесных светил в те времена были дурным знаком, ведь считалось, что все это происки нечистой силы. Люди верили, что ведьмы и различные демоны желают уничтожить солнце и луну. А их свет прячут, чтобы им во тьме было удобнее похищать людей. Так что, когда происходило затмение или даже просто светило заходило надолго за тучу, то народ уже бил тревогу, что его украл злой колдун. Причем люди верили, что даже звезды с неба воруют ведьмы, потом складывают их в горшки из глины и убирают в погреб или колодец.

Существовало еще одно поверье, что небесные светила исчезают в наказание за бесконечные грехи человека. Считалось, что Господь Бог таким образом сеет в людях страх, чтобы они прочувствовали ношу своих грехов. Кстати, во многих селах солнце и луну представляли в образе парня и девушки, которые затмением как бы закрывали свое лицо руками, чтобы скрыть от своих глаз проступки и грехи людей.

Славяне верили, что любое затмение пагубно влияет как на людей, так и на скот. Затмению приписывали многие болезни и даже смерть. Считалось, что, если застать затмение в поле, то этого человека ждет скорая кончина. Одним словом, в те времена затмение было предвестником страшной беды. Болезни, смерти, эпидемии, войны, неурожай, голод — все это было итогом этого явления.

Цвет луны также был показателем некоторых событий. Багровый (кровавый) оттенок говорил о том, что где-то вдали сейчас идет страшная кровопролитная война либо совсем скоро начнется, а насыщенный желтый — предвестник тяжелых болезней и эпидемий.


Багровый цвет луны называли кровавым и считали, что она окрашивается из-за войны, которая где-то проходит в данное время

В своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» Александр Николаевич Афанасьев, русский собиратель фольклора и исследователь славянской культуры, писал, что во всех городах и деревнях во время затмений люди переживали, что солнце и луна могут когда-нибудь совсем исчезнуть и больше не вернуться. Многие думали, что таким образом приходит время Страшного суда, поэтому приходили к священникам покаяться в своих грехах. В своей книге Александр Николаевич описал пример, как однажды побывал на ярмарке в Чернигове. По его словам, как только началось солнечное затмение, люди побросали весь свой товар и убежали, куда глаза глядят. В этом переполохе слышались крики о последнем дне мира и призывы к покаянию в своих грехах. Но стоило солнцу опять показаться, все успокоились и продолжили заниматься своими делами.

Чтобы избежать затмений, люди пытались отгонять от небес нечистую силу. Для этого они начинали сильно шуметь. Люди сходились вместе в большую толпу, кричали, что есть мочи, топали, стреляли из оружия, хлопали в ладоши, стучали по различным предметам. В некоторых селеньях для защиты светил от недобрых духов, славяне надевали чистое одеяние светлых тонов, зажигали свечи, освященные в храме, далее окуривали себя и все вокруг ладаном.

Дождевая вода — панацея от всего

Дождь во все времена считался Божьей благодатью и силой, дарующей процветание. Александр Николаевич Афанасьев говорил в своей книге, что дождь, преимущественно весною, всем, кто им постоянно умывается, дарит крепкое здоровье, богатырскую силу, невиданную красоту, а также помогает с деторождением. Дождевая вода считалась лекарством от многих болезней. Ее давали пить больным, а также купали их в ней и делали компрессы. Также считалось, что, если в день свадьбы льет дождь, то молодых ждет жизнь полная счастья и достатка.


Дождь — настоящий помощник для людей во все времена

Если долго не было дождя, то считалось, что его не пускают колдуны. Существовало мнение, что они могут украсть облака или отогнать их своей силой. Еще было поверье, что грешные души утопленников и самоубийц были властны над осадками, так как они являлись хозяевами дождевых туч. Также считалось, что засуха наступает, когда земля не хочет принимать к себе усопших грешников. Либо еще была версия, что погребенных мучает жуткая жажда, поэтому они и выпивают всю влагу земли. Для улучшения ситуации с засухой, люди обращались с мольбами к утопленникам и самоубийцам, выпрашивая у них осадки или поливали их могилы водой, чтобы те могли напиться и не высасывали больше влагу из почв.

Также причиной длительного отсутствия дождей считали наказание Господа за грехи людей. Для того, чтобы побыстрее вызвать дождь, икону с изображением святого Ильи окунали в водоем, желательно не со стоячей водой. Его имя связывали не только с грозой, но и с ее спутником — дождем. По поверьям, вся вода на земле тесно сплетена с влагой небес. Считалось, что радуга набирает воду из земных источников, чтобы потом пролить ее дождем. К воде относились уважительно, поэтому молились святым у колодцев и водоемов, а также чистили заброшенные источники.

Нарушение запретов также связывали с засухой. К примеру, нельзя было прясть и шить на праздники. Если же кто-то был замечен за этим делом, то нарушительницу и станок, окатывали водой.

Испортить урожай может не только засуха, но и избыточные ливни. В этом винили женщин, которые убивали или подкидывали кому-то своих незаконнорожденных детей. Считалось, что, если найти этого дитя, то дожди успокоятся. Если же таких случаев не выявляли, то остановить дожди поручали знахарям с помощью предметов, которые были связаны с земным огнем, например, печь или обожженная посуда из глины.

Задабривание ветров

Ветер на Руси был мифологическим персонажем. Он был даже наделен неким людским обликом. Считалось, что он подобен громоздкому могучему старику с крупной головой и большим ртом. Многие представляли его как всадника на скоростном коне. По преданию, ветер обитал в лесных чащах, холмах, горах, оврагах и на верхушках деревьев.


Ветер у славян был наделен внешностью старика с большой головой и огромным ртом

Ветра делили на два типа: злые и добрые. Злые ветра были сильными, разрушающими, вызывающими шторм, вихрь, бурю и град. В общем все, что могло навредить домам и урожаю. Также люди верили, что ветра могут приносить всякого рода недуги, особенно душевные муки. Считалось, что колдуны насылают по ветру порчу, из-за которой начинаются различные эпидемии и несчастья. А вот добрые ветра были помощниками для людей, они приносили дождевые тучи во время засухи, а также давали немного прохлады людям, работающим на полях. А еще к ветру обращались с просьбами, чтобы он унес хворь или какую-нибудь беду.

Исходя из преданий, воздух всегда был тесно связан с душой человека. Люди верили, что ветер сопутствует всякой нечисти, а также духам умерших. Если ветер сильный, значит где-то убили человека либо где-то совсем рядом находятся духи злых и грешных людей. А вот спокойные ветра, напротив, приносили души добрых людей.

Чтобы задобрить ветер и обратить его себе в помощь, а не на беду, существовали определенные обряды. Например, моряки, чтобы раздуть их паруса, вызывали ветер свистом или пением, а затем в благодарность подкармливали его хлебом. В некоторых деревнях ветер задабривали остатками с праздничного стола, например, крупой, мясом или сладкой выпечкой.

Добавить комментарий