DJ Andron Q-zma: Еда и танцы не совместимы — odnoklassniki-jl.ru

Ровно 26 лет назад легендарный клуб «Планетарий» стал не только одним из ключевых летописцев российской рейв-культуры, но и выпустил не одну плеяду собственных диск-жокеев, получивших широкую известность в стране и за рубежом.

О развитии электронной сцены Петербурга, лихих 90-х и закрытии знаменитого клуба, DJ Andron Q-zma, он же Андрей Кузнецов рассказал журналистам musecube.org

МС: Говорят, среди промоутеров бытует такая закономерность, что в среднем ночные клубы живут не больше 2-х лет. «Планетарий» фактически уложился в этот промежуток, открывшись в сентябре 1994 и прекратив свое существование в 1996. Если можно, то пару слов о том, как ты впервые оказался в «Планетарии»и как стал его резидентом?

DJ Andron Q-zma: Изначально в «Планетарии» было два руководителя – Женя Каргополов и Евгений Финкельштейн, руководитель PMI и организатор всех великих концертов. Так же в «Планетарии» была своя звезда – DJ Грув, который открывал клуб вместе с Федей Бумером. И вот в какой-то момент, «Планетарию» понадобились новые диджеи и благодаря приглашению Миши Бархина – одного из арт-директоров «Планетария», мы все туда и пришли: Юджин, Серега Демидов, Леша Залогин, Леша Фрейд, я, как DJ Q-zma, Валера Сказочник и Федя Бумер. А поскольку некоторые из нас играли техно-минимализм, а формат «Планетария» подразумевал клубную культуру на подобии своих голландских родоначальников, тосо временем часть ребят отошла от «Планетария» и нас осталось четверо: Леша Фрейд, Леша Залогин, Валера Сказочник и я. Вот так мы и стали ведущими диджеями «Планетария».

МС: Насколько я знаю, к середине 90-х годов большинство электронных клубов стало делиться на идеологических последователей исконной электронной культуры и танцевально-развлекательные адепты. Как тебе кажется, существовало ли это деление на самом деле? И если да, то какое место в нем занимал «Планетарий»?

DJ Andron Q-zma: Тут нужно понимать, что в то время клубов было еще мало и основная кучка диджеев и промоутеров перетекала с одной площадки на другую, поэтому какого-то определенного деления на самом деле не было. В основном все вечеринки проходили под эгидой тех людей, которые несли эту культуру, за исключением каких-нибудь клубов типа «Candyman», располагавшегося, как нам тогда казалось на окраине города, в районе метро Ладожская. Вот там как раз были все зачатки танцевально-развлекательного сегмента. То есть столики стояли рядом с танцполом, хотя, лично я этого не понимаю – на мой взгляд еда и танцы не совместимы, особенно когда человек ест картошку, а на расстоянии пяти метров играет диджей. Как правило, мы в таком не участвовали, а играли там, где могли привнести в эту культуру что-то новое.

МС: Кроме расцвета клубного движения, это время запомнилось еще и огромным количеством ярких танцевальных вечеринок, одной из которых стал «Восточный Удар» промо-группы «КонтрФорс». Как и почему Одинг и Назаров покинули Тоннель» и как развитие российского промо-движения повлияло на рейв-культуру в целом?

DJ Andron Q-zma: На мой взгляд, разошлись они из-за каких-то внутренних событий связанных с руководством«Тоннеля». Хотя, возможно, там была еще какая-то причина. Когда ребята ушли, к ним присоединилась Маша Малос, которая достаточно быстро наладила выход на немецкую техно-сцену и «КонтрФорс» начал привлекать зарубежных звезд. Они стали пробовать делать вечеринки, приглашать диджеев, помню, им даже удалось договориться с директором «Юбилейного» о проведении своей какой-то дискотеки. В общем, у них стало получаться, поэтому уход из «Тоннеля» во многом поспособствовал тому, что у ребят появилась своя промо-компания. Естественно, то время позволяло делать такие вещи, поскольку у большинства площадок не было как таковой занятости и они просто простаивали. Плюс не было никакого контроля со стороны государства и все шло напрямую в карман тому же директору, который в свою очередь закрывал глаза на торговлю наркотиками и все прочее.

МС: То есть ускорило процесс коммерциализации?

DJ Andron Q-zma: Конечно. Да и сами диджеи уже стали играть за совершенно другие деньги, плюс приезжали иностранные артисты, которым нужно было платить гонорар, поэтому некая материальная подоплека потихоньку входила в жизнь. Все уже понимали, что на этом можно заработать, поэтому к этой истории стали подключаться и производители первых энергетических напитков, такие как «Red Devil», и крупные алкогольные компании типа голландской водки, которая разливалась здесь у нас. А потом пошла так называемая драг-стори – продажа наркотических веществ на этих вечеринках. Честно говоря, я до сих пор склоняюсь к тому, что некоторые электронные стили шли параллельно с производством определенных запрещенных препаратов. То есть это была типично американская история, когда под эгидой одного продавалось другое и на этом зарабатывались деньги. Тогда ведь никто не думал, что это крайне пагубно влияет на здоровье людей. И когда понимаешь насколько это страшно, выходит, что это была совершенно не нужная история.

МС: Тогда раз уж мы заговорили о вечеринках, не могу не спросить о том, какие музыкальные акции «Планетария» тебе запомнились больше всего, на каких из них играл сам, а на каких присутствовал в качестве зрителя?

DJ Andron Q-zma: Наверное, самым ярким был приезд голландцев. В свое время был такой знаменитый клуб «It». Он считался гей-клубом, но там собирались все мировые звезды – Джордж Майкл, «2 Unlimited» и многие другие ребята. Оформление там, конечно, было шикарное и вообще вся атмосфера с танцующими на кубах трансвеститами в каких-то невероятных костюмах просто завораживала. И вот однажды Женя решил сделать в «Планетарии» нечто похожее и пригласил шоу-группу из Голландии. А поскольку сам «Планетарий» был сделан на подобии этого клуба, у нас тоже были похожие кубы, на которых можно было танцевать, то большинство посетителей воспринимали этих двухметровых мужчин на каблуках, как девушек. В тоже время на вечеринки приходили ребята из мафиозных структур, которым и в голову не могло прийти, что это мужчины. И вот один из них подумал, что это девушка, забрался на этот куб и начал с ними танцевать откровенные танцы. Одни, конечно, просто смеялись, понимая абсурдность ситуации, а для собратьев по группировке это был нонсенс!

МС: Но ведь помимо голландцев в стенах «Планетария» проходил и «Рейв-монтаж» – прямой потомок «Восточного Удара», и даже какие-то поп-концерты?

DJ Andron Q-zma: Из серьезных ребят к нам приезжал Роберт Маилс, мы с ним вместе играли. А вообще «Планетарий» славился тем, что приглашал не только европейских, но и российских звезд – «Иванушки Int.», Лика МС, «Чугунный скороход» у нас в свое время начинал. То есть именно в стенах нашего клуба впервые произошло некое сращение техно-хаус культуры и попсы, что приумножило количество посетителей.

МС: Ну, на посещаемость тогда мало кто жаловался, взять тот же «Восточный Удар», к примеру. Вообще, какие впечатления остались от этого рейва?

DJ Andron Q-zma: Что касается «Восточного Удара», то у меня остались очень яркие впечатления от этой вечеринки. Это было как раз в «Юбилейном», где я играл последний сет с 7 до 8 утра. И вот в 8 утра нужно было уже заканчивать, там даже вышла на сцену полковник милиции, подошла ко мне и говорит, все, типа, закругляйся. И вот ты смотришь со сцены в зал, а там пять тысяч человек смотрят на тебя, кричат твое имя и просят поставить еще один трек. И когда ты ставишь пластинку и видишь, как взрывается весь этот танцпол – тебя захлёстывают нереальные эмоции!

МС: Тем не менее, все это обилие вечеринок не уберегло многие клубы от закрытия. Причем, если первому закрытию «Тоннеля» поспособствовали проблемы с помещением, то с «Планетарием» была совсем другая история…

DJ Andron Q-zma: Что касается закрытия «Планетария», то история этого клуба завершилась в 96-м. После того как на Женю Финкельштейна было совершено покушение на клуб началось давление со стороны органов МВД, в частности налоговой полиции. А потом, спустя какие-то время к Жене пришли люди с предложением внести определенную сумму для продолжения работы «Планетария». Он отказался и тут началось самое интересное: к нам тут же подъехал автобус, от куда выскочили люди в масках с автоматами и встали на кассу. Как только вечеринка прошла и вся выручка была в кассе они эти деньги взяли, сложили в мешок и уехали. На следующей вечеринке было тоже самое – приехали ребята, встали на кассу и забрали деньги. Вот так прошло еще три-четыре вечеринки и денег в «Планетарии» не осталось. Поэтому, когда у «Тоннеля»начались первые проблемы с помещением, там еще можно было как-то побороться.

МС: Кстати, давно хотела спросить,так повелось, что музыкой перемен принято считать рок, а музыкой свободы по праву стал рейв. Тем не менее, в 90-х годах рок был сильно дезориентирован, чего не скажешь про электронику. То-есть, рейв оказался сильнее рока?

DJ Andron Q-zma: На мой взгляд, рок-волна была более растянутой во времени, начиная с конца 60-хи почти до конца 80-х годов, а вот рейв-культура случилась за такой короткий период и не просто случилась, а получила свое развитие и достигла кульминации. Поэтому по насыщенности, по мощности, по своей энергии я бы поставил рейв на первое место. Хотя сейчас уже нет всего того, что было в 90-х. Еще как-то развивается транс-музыка, поскольку там используются звуки природы, которые в принципе необъятны, но вот техно, хаус – эти композиции уже вливаются в ухо как единый трек. Ну, и люди, они конечно ходят на вечеринки, но уже непонятно зачем. У меня такое ощущение, что поставь сейчас картонного чувака за вертушки, включи кассету и шевели ему ручками, никто даже не обратит внимание, что этот парень делает настроение. Конечно, есть узнаваемые диджеи – тот же диджей Лис, но вот так, по-большому счету, играй музыку хоть с телефона люди будут балдеть.

МС: Но ведь люди балдеют не только от электроники. Начиная с 2010 года в российском музыкальном пространстве стал закрепляться реп, однако сами нулевые прошли под совершенно другую музыку. Насколько я знаю, популярность стали приобретать ломанные ритмы. Тогда если можно, то пару слов о том, как изменились твои стилистические пристрастия с приходом 2000-х?

DJ Andron Q-zma: На самом деле, все просто: меняется твой внутренний мир и тут же меняется твой стиль. Когда настали 2000-е я начал много путешествовать по Индии и, естественно, у меня изменился внутренний мир и мне захотелось поиграть транс-музыку. Я даже участвовал там в нескольких вечеринках и играл уже притрансованные сеты. Конечно, они были не такие жесткие, как чистый транс, но это был уже такой хаус-техно с трансовыми звуками.

МС: А что скажешь про реп?

DJ Andron Q-zma: Про наш российский реп я ничего сказать не могу. Для меня его просто нет. Я его не слушаю, а если и узнаю о каких-то музыкантах типа Басты, то только из-за того, что на фоне пандемии случился скандал в Ледовом. Может быть молодежи это сейчас интересно, но судя по тому, как наша молодежь разговаривает – три слова связать не могут, вряд ли даже реп на них хоть как-то влияет с точки зрения развития языка.

МС:А вот если говорить о сегодняшнем дне, что нового происходит на электронной сцене Петербурга? Есть ли новые звезды и кого бы из них ты отметил больше всего?

DJ Andron Q-zma: Из новых интересных артистов я бы выделил Lady Waks. Человек просто живет этим: пишет музыку, поет, рисует флаеры, выступает как диджей. Она всегда собирает полные площадки и много гастролирует за рубежом. Тем более, в отличие от многих российских диджеев у нее совершенно другой подход. Она очень долго жила в Германии, объездила весь мир, поэтому имеет самое полное представление о том, что происходило и происходит в электронике. Поэтому, я считаю, что Саша Waks – это наш петербургский ТОП. Вот, Арам Мантана тоже классный, но у него уже такой возраст не совсем молодежный. К нему наоборот ходят именно бывалые ребята, которые, как и мы прошли «Планетарий». Они конечно уже более спокойные, поэтому приходят не за трешем, а за музыкой, за атмосферой. А вот такое прямо молодежное… Ну, Слон собирает танцполы, молодец, не останавливается. А так, по-большому счету все разбежались по частным вечеринкам. Как-то наоборот разделились, а не сплотились как раньше. Но мы уже в таком возрасте, что в праве сами выбирать с кем нам отдыхать, а с кем играть на одной площадке.

Беседовала Наталья Бартош специально для musecube.org

Фотография из личного архива Андрея Кузнецова

Ещё новости