Исторически сложилось так, что в некоторых постсоветских странах сохранилась нефтедобыча и нефтепереработка – и эти республики позволяют своим жителям покупать топливо за относительно небольшие деньги. Россия тоже добывает нефть, но цены на бензин принято скорее ругать. Мы собрали полную статистику по постсоветским странам и готовы ответить на вопрос – где бензин все-таки дешевле, в России или в других странах СНГ.

Содержание статьи

    1 Цены на топливо в бывшем СССР2 Где в СНГ самый доступный бензин?3 Где он самый недоступный?4 Насколько дорогое топливо в России?

Цены на топливо в бывшем СССР

В советское время бензин стоил примерно одинаково во всех союзных республиках. Так, за литр 72-го бензина в 1970 году просили всего 7 копеек, в 1978-м цены выросли вдвое. К концу 1980-х годов бензин подорожал еще сильнее – 76-й стоил уже 30 копеек за литр. Но самое главное – эти цены были актуальны почти по всему СССР. Топливо стоило дороже лишь в самых отдаленных регионах большой страны.

После распада СССР власти республик начали вести собственную политику. В большинстве было решено «отпустить» цены в свободное плавание – как результат, они стали сильно расти. А бензин и дизельное топливо – настолько востребованный товар, что их практически во всех странах обложили дополнительными акцизами, чтобы пополнять бюджеты и строить дороги.

В результате к 2022 году бывшие советские республики подошли с совсем разным уровнем цен на топливо. Для наглядности мы собрали их по рейтингу – от стран с самым дешевым топливом к странам с самым дорогим, и перевели цены в российские рубли:

Страны АИ-95 Дизельное топливо Туркменистан 32,02 28,82 Казахстан 34,92 42,77 Азербайджан 43,87 35,09 Россия 51,50 52,99 Киргизстан 56,72 51,44 Беларусь 61,22 61,22 Таджикистан 68,89 81,35 Узбекистан 70,82 66,92 Грузия 76,74 74,50 Армения 81,10 76,41 Украина 82,55 80,34 Молдова 89,53 74,52 Литва 118,37 110,78 Латвия 123,50 110,02 Эстония 127,80 112,72

Как видно, на первых позициях с самым дешевым бензином и дизельным топливом оказалась Россия и другие нефтедобывающие республики, при этом входящие в ЕС страны Балтии по понятным причинам показывают самые высокие цены на топливо среди всех.

Кроме бензина и дизельного топлива, для дешевизны эксплуатации транспорт может использовать газ или электроэнергию. В случае с газом более экологичный и дешевый вариант – компримированный (сжатый) природных газ, но для дешевизны большинство водителей предпочитают сжиженный углеводородный газ (СУГ). Вот цены на СУГ и электроэнергию в России и ряде других республик бывшего СССР:

Страна Цена 1 кВт*ч электроэнергии Цена 1 литра СУГ Россия 4,62 30,67 Казахстан 3,10 12,94 Беларусь 6,09 35,86 Латвия 13,06 66,98 Украина 4,59 52,03 Азербайджан 3,07 28,51

Стоит, однако, учитывать: в России цены на электроэнергию достаточно сильно зависят от местности. Самая дешевая энергия – в сельской местности в Иркутской области (86 копеек за 1 кВт*ч), и похожие различия могут быть и в других странах. Что касается автогаза, его продают независимые компании, поэтому цены достаточно сильно подвержены колебаниям (что в очередной раз подтвердила ситуация в Казахстане).

Тем не менее, на первый взгляд, в России не самое доступное топливо – по крайней мере, в странах бывшего СССР. Но какой будет ситуация, если сравнить цены со средними зарплатами?

Где в СНГ самый доступный бензин?

В РИА Рейтинг в середине 2021 года составили рейтинг стран Европы по доступности бензина. Эксперты сравнили цены на топливо со средними зарплатами, и так посчитали – сколько литров бензина может себе позволить на среднюю зарплату обычный европеец в разных странах. Россия заняла не первое место (16 место из 32 стран), но среди постсоветских стран лидирует.

Мы дополним имеющийся рейтинг (он касается лишь стране Европы), добавив в него и другие страны бывшего СССР.

Итак, среди постсоветских стран с самым доступным бензином лидируют:

Таким образом, Россия лидирует среди всех стран бывшего СССР – на среднюю зарплату в 2021 году можно было купить чуть больше тысячи литров бензина марки АИ-95. При этом на втором месте стоит Казахстан – несмотря на гораздо более низкие цены на топливо (порядка 35 рублей за литр), за счет низких зарплат жители республики могут позволить себе даже меньше, чем россияне.

Туркменистан – нефтедобывающая республика с закрытой экономикой, поэтому цены на топливо там относительно низкие. Но даже при бензине по 32 рубля за литр жители Туркменистана могут позволить его себе меньше, чем россияне с ценами под 50 рублей – все снова упирается с низкие зарплаты.

Дальше идут три страны с самыми высокими ценами на топливо – причем Эстония с бензином по 127,8 рублей за литр лидирует среди них как страна с самым доступным топливом. Дело в том, что средняя зарплата в Эстонии составляет около 1500 евро в месяц – даже с учетом налогов эстонцы могут себе позволить заправить более 800 литров бензина в месяц.

Беларусь – республика с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, что сформировалась на базе дешевой нефти из России, поступавшей ранее вообще без какой-либо налоговой нагрузки. Сейчас ситуация постепенно меняется, но в Беларуси по-прежнему относительно недорогое топливо, которым республика снабжает и соседние страны.

А Азербайджан – исторически страна с сильной нефтедобычей, что позволяет удерживать цены на бензин на уровне примерно в 43 рубля за литр. Но низкие зарплаты (около 280 долларов в месяц в среднем по экономике) не дают жителям республики жечь топливо без оглядки на цену.

Где он самый недоступный?

В рейтинге стран с самым доступным топливом за июль 2021 года лидируют Люксембург, Норвегия и Австрия, у России 16 место, а последнее, 32 место занимает Украина. Но если расширить рейтинг на страны бывшего СССР, то Украина окажется ближе к середине, а аутсайдерами будут уже другие республики.

Вторая часть рейтинга выглядит так:

Таким образом, жители Украины могут себе позволить лишь 380 литров бензина в месяц – но это ненамного меньше 485 литров в Азербайджане (при том, что Азербайджан сам добывает и перерабатывает нефть).

Но другие страны бывшего СССР оказались в еще более сложной ситуации:

    Киргизия – при средней зарплате в 233 доллара в месяц (17,5 тысяч рублей) жители платят за бензин дороже, чем россияне – 56,72 рубля за литр в среднем. Как итог – владение автомобилем в республике становится непозволительной роскошью для многих семей; Узбекистан – там зарплаты чуть выше (250 долларов или 18,8 тысяч рублей), но бензин еще дороже – более 70 рублей за литр; Грузия – при средних зарплатах порядка 20 тысяч рублей в месяц многие выживают на меньшие суммы (особенно когда из-за пандемии туризм оказался в сложной ситуации), но бензин на рубли стоит более 76 рублей за литр из-за того, что экономика республики вынуждена импортировать топливо; Армения – даже будучи в составе ЕАЭС, жители республики платят за бензин более 80 рублей за литр. При зарплатах около тех же 20 тысяч рублей в месяц автомобиль вновь становится роскошью, а не средством передвижения; Молдова и Таджикистан – аутсайдеры рейтинга. Средние зарплаты там составляют, соответственно, 15 и 10,3 тысяч рублей, а бензин на АЗС стоит, соответственно, под 90 и около 69 рублей за литр. И на среднюю зарплату средний житель республик может купить столько же бензина, сколько некоторые россияне расходуют за неделю.

Стоит понимать, что сложившаяся ситуация связана с обеими частями уравнения: в постсоветских странах по-прежнему сохраняются огромные экономические проблемы и дисбалансы, но при этом их экономики вынуждены импортировать топливо из других стран. К тому же в составе цены на топливо почти всегда огромную долю занимают налоги – это и стандартный НДС, и акцизы.

В результате все более беднеющее население вынуждено платить на заправках все больше и больше с каждым годом. И это, наравне с другими проблемами лишь подстегивает миграцию рабочей силы в другие страны – в том числе и в Россию.

Насколько дорогое топливо в России?

Резкий рост цен на бензин и дизельное топливо в середине 2018 года был одной из причин массового недовольства населения – наряду с повышением пенсионного возраста и увеличением ставки НДС. Тогда власти смогли погасить проблему – заключив соглашение с нефтяными компаниями, которые пообещали не поднимать цены на оптовом рынке.

Тем не менее, основная причина недовольства никуда не девается. Цена на бензин в России, по разным оценкам, на 70-80% состоит из налоговой нагрузки. Это налоги, начиная с НДПИ на добычу нефти, налог на прибыль участников производственной цепочки, НДС и акциз на топливо. Производитель топлива и АЗС делят между собой оставшиеся проценты, а сами заправки порой работают в ноль или в минус, зарабатывая лишь на продаже еды, напитков и сопутствующих товаров.

Слишком высокие налоги на топливо кажутся несправедливыми. Дело в том, что государство так или иначе облагает автомобилистов несколькими налогами:

    акциз в составе цены топлива. Как считается, чем больше автомобиль расходует топлива, тем больше он эксплуатирует дороги и тем больше водитель должен платить; ежегодный транспортный налог. Его забирает себе бюджет региона – вероятно, компенсируя так расходы на создание парковок и другой инфраструктуры; платные дороги. Строго говоря, деньги берет оператор дороги, но, например, крупнейшая компания по управлению дорогами – «Автодор» – принадлежит государству; платежи с грузоперевозчиков в рамках системы «Платон». Плату в 2,34 рубля за километр пускают на строительство дорог и мостов.

Так что владение автомобилем в России – тоже достаточно дорогое, хотя в соседних странах оно обходится еще дороже.

Сделать его дешевле можно – и этим уже достаточно давно занимаются соседние страны. Например, это может быть льготное налогообложение для владельцев электромобилей (Украина обнулила все импортные платежи для них), запрет на выпуск не-гибридных автомобилей (что уже долго обсуждается в ЕС), право на парковку только для экологичного транспорта.

В России все в основном сводится к переходу на газомоторное топливо – причем на сжатый газ (то есть, метан). Пока на газовое топливо переводят парк городского транспорта, но по линии Минпромторга существуют субсидии за переоборудование автомобилей на газовое топливо. Такие автомобили заправляются на АГНКС (автогазонаполнительные компрессорные станции), но их в России пока очень мало – это тормозит развитие топлива.

Ещё новости

Добавить комментарий