Уход французской компании с отечественного рынка и реинкарнация бренда «Москвич» породила тысячи шуток и мемов. Но есть в этой ситуации люди, которым не смешно – владельцы новеньких автомобилей Renault. Сервисное обслуживание и гарантийный ремонт – именно то, что делает свежие машины столь привлекательными.

Уже сейчас ходят слухи о том, что дилеры готовят коллективный иск к заводу Renault, а многие салоны ждёт неминуемое банкротство. Что же делать владельцам свежих машин? К кому обращаться при поломке в гарантийный период? Разберёмся в теории и попробуем предвосхитить практику.

Немного теории

Между покупателем машины и продавцом (это либо дилер, либо производитель) заключается договор купли-продажи. В этой схеме может присутствовать банк (кредитование или лизинг). Но всё равно в основе остаются отношения между продавцом и покупателем, урегулированные гражданско-правовым законодательством России.

Согласно ст.470 ГК РФ, гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором. Из ч.1 ст.471 ГК следует, что если стороны не договорились об ином, срок гарантии исчисляется с момента передачи товара.

Не стоит забывать о правах, которые гарантированы ст.475 ГК. При выявлении недостатков товара покупатель может требовать как соразмерного уменьшения цены, так и безвозмездного устранения недостатков. Если же необходимый ремонт произведён своими силами, продавец должен компенсировать расходы.

Дополнительные права предоставлены Законом РФ «О защите прав потребителей». Статьёй 6 оговорено, что изготовитель обязуется обеспечить возможность использования товара в течение срока службы, включая ремонт и техническое обслуживание, выпуск и поставку необходимых запчастей. Да и ст.25 Закона (право на обмен товара надлежащего качества) никто не отменял.

Важно! Об уходе с российского рынка компания Renault объявила в мае 2022 года. Но если завод в Тольятти (Логан, Ларгус, Сандеро, X-Ray) в теории могут вернуться к французам, то московские мощности (Дастер, Каптур, Аркана) – нет. О том, что столичное предприятие продолжит работать под брендом «Москвич», сообщил С.Собянин. Но что конкретно будут собирать в бывших французских цехах – непонятно. Пока неизвестен объём обязательств, которые принял на себя «Москвич».

Какова практика?

Споры с дилерами давным-давно идут в российских судах. Исход кейса зависит от конкретных обстоятельств и «аппетитов» истцов. К примеру, решением Вологодского райсуда от 17.09.2020 отклонены исковые требования О. к автодилеру – ООО «Магнум». В деле фигурирует новый автомобиль «Автоваза» за 1,15 млн. рублей.

Покупателю не понравилась работа двигателя: он несколько раз глох по пути из СПб в Вологду. Впрочем, дилер сослался на то, что машина проходит обкатку и такие неисправности допустимы. Эксперт указал, что неисправность, вероятнее всего, связана с катушкой зажигания, а стоимость ремонта не превышает 3500 рублей. Требуемая замена машины признана необоснованной.

Решением Яровского райсуда от 02.11.2020 отклонены исковые требования Т. к ООО «УАЗ» и дилеру компании. Истец приобрела машину «УАЗ Патриот», в процессе эксплуатации которой выявлялись дефекты (главным образом – переднего моста). Т. просила признать недостатки существенными и заменить бракованную машину на новый автомобиль.

Тщательно исследовав доказательства, суд пришёл к выводу, что недостатков действительно немало. Однако ни один из них не проявился повторно. Между строк читается, что истцу не хватило опыта, чтобы правильно сформулировать требования. «Истцом в части дефекта переднего моста выбран ненадлежащий способ защиты права».

Решением Ставропольского райсуда от 05.10.2020 требования К. к ООО «УАЗ» удовлетворены частично. Истица купила «УАЗ Пикап» (за 718,9 тыс.руб., между прочим!), но машина изобиловала недостатками. Вот лишь некоторые: коррозия между капотом и стойками, многочисленные вздутия ЛПК, разрывы уплотнителей, разрушение чехлов жгутов, проблемы с сальниками коленвалов и патрубками…

В результате в пользу истицы были взысканы деньги, уплаченные по договору купли-продажи, убытки в виде разницы стоимости аналогичного автомобиля на день приобретения и на день вынесения решения, убытки за уплаченный кредит, неустойка и многое другое. В общей сложности – свыше 1,36 млн. рублей.

Показательно решение Ленинского райсуда от 24.07.2020. Здесь фигурирует и салон (ООО «АЦ-Бренд») и завод (ООО «ЗОТИ МОТОРС РУС» – машины Zotye). Истец С. купил новый автомобиль за 1,03 млн. руб. В процессе эксплуатации обнаружились дефекты, которые он потребовал устранить у дилера, в чём ему было отказано. Замена машина на новый аналогичный автомобиль была признана необоснованной. Но в части несвоевременного ремонта доводы истца подтверждение нашли.

Суд удовлетворил требования следующим образом: с дилера (продавца) взыскал неустойку за нарушение срока устранения недостатков и штраф (в общей сумме 87420 руб.), с завода – материальную компенсацию морального вреда и штраф (всего – 3000 руб.). По такой же схеме, вероятнее всего, будут удовлетворяться иски владельцев автомобилей бренда Renault, который ушёл с российского рынка. Но лишь в том случае, если требования основаны на законе.

Резюме. Ремонтировать должен дилер. Но не всегда

Итак, пусть владельцев автомобилей, которые заключили договор купли-продажи с салонами, не смущает уход с российского рынка бренда Renault. Юридически большинство покупателей не были связаны с этой компанией из солнечной Франции. Всю ответственность за надлежащее техническое состояние несёт дилер (автосалон), продавший машину в России.

Правда, есть нюанс: в ст.6 Закона «О защите прав потребителей» заложены и обязанности изготовителя. Он должен обеспечить возможности для ремонта и техобслуживания товара (в нашем случае – машины), наличие деталей. Юристы дилеров вполне могут сыграть на этом в судах, пытаясь избежать дополнительных расходов.

Главные проблемы, с которыми столкнётся покупатель Renault в будущем – это невозможность заменить товар аналогичным (многие модели пока не выпускают) или бракованный узел – оригинальным (запчасти пока есть, но надолго ли?) Искать правды придётся в судах, либо дилеры предложат другие решения.

Беспокоиться об отсутствии запчастей не стоит: азиатский рынок их выпустит, да и «параллельный импорт» не подведёт. Но в такой ситуации гарантия качества – под ещё большим вопросом. Одно можно сказать: отечественный потребитель уже никогда не откажет себе в удовольствии побаловать себя новой машиной. А значит, пустовать этому святому месту недолго. Что касается грядущих судов – будет наблюдать.

Добавить комментарий