Дефицит и ажиотажный спрос преследовали российский авторынок весь 2021 год. В условиях, когда дилеры навязывали покупателям доплаты на сотни тысяч рублей, россияне особенно активно интересовались еще и вторичным рынком. Мы проанализировали, какие модели были самыми популярными в прошедшем году у дилеров и на вторичном рынке и попытались понять, что из всего этого могут вынести простые россияне.

Содержание статьи

    1 Что из новых авто покупали россияне?2 Вторичный рынок – почти в 4 раза больше3 Когда закончится дефицит?4 Что все это значит для простых россиян?

Что из новых авто покупали россияне?

Российский авторынок продолжает лихорадить уже третий год подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2021 году по стране продали 1 666 780 новых легковых автомобилей (включая сегмент коммерческих авто). Это оказалось примерно на 4,3% больше, чем в самом кризисном 2020-м, однако значительно меньше, чем годом ранее.

Причина известна всем, это дефицит электронных компонентов, используемых при производстве автомобилей. При этом с проблемами в производстве столкнулись все страны – но Россия, как показывают данные импорта, пострадала сильнее:

    в 2019 году авто российской сборки составляли 83% рынка в 2020 году доля автомобилей российской сборки выросла до 85% (в основном, за счет снижения импорта из-за локдауна и закрытых границ); в 2021 году доля российских авто снизилась до 82%, а импорт составил 18% от всех продаж.

Больше всего продажи импортных авто нарастили китайские бренды – Chery и Geely, а вот российский АвтоВАЗ несколько раз уходил на вынужденный простой.

Как это отразилось на статистике продаж новых авто? По данным Autospot.ru (автомобильный онлайн-агрегатор), в 2021 году больше всего продавались такие модели автомобилей, как:

Как видно, на российском рынке традиционно доминировали корейские марки, но, как сообщает Autospot, в лидеры начали вырываться китайские марки – в частности, Haval F7 и Chery Tiggo 7 Pro. Что интересно, если Haval производит свои автомобили в Китае и на заводе в Тульской области, то Chery пока только пытается найти завод, и все автомобили импортирует в Россию.

Еще можно заметить, что продукция АвтоВАЗа большим спросом не пользуется – Lada Vesta заняла лишь седьмую строчку рейтинга. Это можно объяснить тем, что завод достаточно часто останавливался на простой из-за нехватки комплектующих. Но есть и еще одна возможная причина – учитывая изначально невысокую стоимость авто, дилеры начали «навешивать» на продукцию АвтоВАЗа дорогие и ненужные дополнительные опции. И в процентном отношении они стоят намного больше, чем «допы» к более дорогому автомобилю.

Что же касается лидеров рейтинга, то Hyundai Creta и Solaris занимают верхние строчки уже не первый год. Более дорогой кроссовер Santa Fe за год поднялся с 15 на 10 место в рейтинге, а на 5 место вернулся Kia Rio. Кроме того, корейская марка заняла и 9 место – это новичок рейтинга, бизнес-седан Kia K5.

По регионам ситуация может отличаться, говорят в Autospot:

    в Санкт-Петербурге особенно популярен Renault Duster, который и в регионах занял 4 место (хотя в Москве он не очень популярен); в регионах популярным оказался Volkswagen Tiguan, хотя в Санкт-Петербурге его почему-то не покупают вообще.

Тем не менее, рынок продолжает находиться в кризисе – абсолютное преимущество все еще у продавца, и рынок принадлежит ему. Поэтому изменения в рейтинге самых популярных моделей связаны скорее с доступностью предложения (тех же Creta и Solaris смогли произвести больше), с ценами и «допами», чем с изменением потребительских вкусов и предпочтений.

Вторичный рынок – почти в 4 раза больше

Из-за дефицита новых автомобилей, их дороговизны и негуманной политики автодилеров россиянам пришлось активнее осваивать вторичный рынок. Многие из-за значительного роста цен вместо новой иномарки предпочли подержанный автомобиль – поэтому вторичный рынок даже вырос.

Всего в 2021 году россияне купили чуть больше 6 миллионов подержанных автомобилей – 4,3 миллиона иномарок и 1,7 миллиона отечественных машин. Эти данные собрал «Автостат инфо» – там проанализировали данные о регистрации транспортных средств в ГИБДД.

И среди самых популярных моделей в 2021 году есть те, которые уже давно считаются устаревшими:

Как видно, в рейтинг попали как минимум три модели, которые в России купить новыми невозможно: Ford Focus не продается с 2019 года (хотя в свое время был одной из самых доступных иномарок), вместо Lada 2114 выпускалась Priora, которая тоже снята с производства, а Lada 2107 устарела как физически, так и морально (причем еще в годы выпуска).

Что интересно, присутствующие в рейтинге Ford Focus, Hyundai Solaris и Kia Rio прошли не один рестайлинг и обновление, тогда как модели АвтоВАЗа принципиально не менялись. Поэтому можно сказать, что именно 2114 и 2107 могло быть продано больше отдельных поколений иномарок.

Кроме того, в рейтинге самых популярных моделей вторичного рынка есть еще три авто от АвтоВАЗа – Priora, Granta и Niva, а из иномарок там представлены также Toyota Corolla и Renault Logan.

Тем не менее, из брендов на вторичном рынке России лидирует все еще Lada – в 2021 году было перепродано 1,5 миллиона ее авто, что даже на 19% больше прошлого года. Также популярны Toyota, но их продали чуть больше полумиллиона, Kia сменили владельцев 350 тысяч раз, а Nissan и Hyundai – чуть больше 300 тысяч раз каждый. Продажи всех марок в 2021 году выросли – сильнее всего Toyota (на 84%), стали популярнее Nissan (на 36%) и Kia с Hyundai (по 20%).

Если рассматривать сегмент легкого коммерческого транспорта, то 42% рынка ожидаемо занимает ГАЗ, который продали в 2021 году более 190 тысяч раз.

Всего же вторичный рынок в 2021 году (легковые авто и LCV) вырос до 6,55 миллионов единиц – что почти в 4 раза больше рынка новых авто. Почему так происходит, понятно – цены на новые авто из-за дефицита становятся совершенно негуманными, поэтому рациональные покупатели переключаются на подержанные авто. Увы, с ценами и тут не все гладко – они выросли за год в 1,5 раза. В среднем подержанный автомобиль в России стоит 1 050 000 рублей – и цифра впервые в истории перешагнула за миллион рублей.

Правда, стоит учитывать, что далеко не все автовладельцы перерегистрируют автомобили на себя – некоторые авто не могут пройти осмотр у инспектора, другие – техосмотр (теперь это обязательно), а для кого-то это дорого и сложно. Но даже официальный вторичный рынок в размене более 6 миллионов единицы – это очень большие цифры.

Когда закончится дефицит?

Основная причина дефицита новых автомобилей – нехватка электронных компонентов у автопроизводителей. Проблемы с чипами напрямую связаны с последствиями пандемии – из-за введенных разными странами локдаунов производители микросхем были вынуждены прервать производственные процессы. Однако процесс производства может длиться несколько месяцев – поэтому предложение и восстанавливается так медленно.

Проблема еще и в том, что автопроизводители использовали относительно дешевые компоненты, выполненные по не самым современным техпроцессам. Производители чипов же остались перед выбором – производить более дешевую электронику для автомобилей или более дорогую для смартфонов и компьютеров. И выбор, как несложно заметить, оказался очевиден.

Меньше других пострадали китайские автопроизводители – за счет прямого доступа к поставкам электроники проблем с дефицитом у них было меньше, и поэтому импорт авто в Россию (в том числе из Китая) удалось нарастить.

В России же проблемы никуда не деваются. Из-за нехватки комплектующих несколько раз останавливался АвтоВАЗ, то же коснулось и других производителей. В 2021 году в стране выпустили на 10% больше авто, чем в 2020-м, когда производство просело на 17%. Автодилеры, не будучи в состоянии продавать столько же автомобилей, что и раньше, начали «навешивать» покупателям ненужные дополнительные опции, навязывать кредиты, страховки, а также поднимать базовую цену авто относительно рекомендованной розничной цены (РРЦ).

Купить «голый» автомобиль по РРЦ в 2022 году невозможно, но как долго это продлится?

В Минпромторге России настроены оптимистично – там рассчитывают, что дефицит пойдет на спад уже в первом квартале 2022 года. По словам источника в министерстве, дешеветь начнут автомобили с высоким уровнем локализации (то есть, продукция АвтоВАЗа и других российских заводов). Правда, первый квартал закончится через полтора месяца, а ажиотаж все никак не спадает.

Независимые эксперты и представители АЕБ оптимизма не высказывают – по их данным, говорить о преодолении дефицита можно будет лишь не ранее 2023-2024 годов. Как ожидается, проблема с микрочипами может быть решена к концу лета 2022 года, соответственно, в производство автомобили пойдут осенью, а насыщаться рынок будет еще несколько месяцев. И все это – при самых благоприятных прогнозах, которые могут и не оправдаться (если, например, у производителей чипов начнутся новые проблемы).

Есть еще один момент – автомобили дорожают из-за роста цен на металл и другие комплектующие (помимо чипов). Поэтому цены на них могут расти и дальше даже после преодоления дефицита. Правда, тогда помочь сможет тот же Минпромторг – ведомство планирует снова запустить программу стимулирования спроса.

Что все это значит для простых россиян?

Дефицит автомобилей и рост цен на них непосредственно касается двух категорий россиян – тех, кто планирует покупку и тех, кто хочет продать свой автомобиль на вторичном рынке. Часто это один и тот же человек – продав старое авто, обычно взамен него приобретается что-то новее.

Тем, кто планирует покупку или продажу на вторичном рынке, стоит учитывать следующее:

    цены на вторичном рынке выросли на 50% вслед за новыми авто, но это не означает, что конкретный автомобиль подорожал в полтора раза. Такой рост цен связан с более активными продажами, когда на вторичном рынке появлялись более дорогие модели. Без них средний рост цен – около 20-30%, что примерно соответствует ситуации с новыми авто; рынок все еще принадлежит продавцу – и выставленный по адекватной цене автомобиль без очевидных недостатков «уйдет» значительно быстрее, чем еще пару лет назад. То есть, если при нормальной цене никто не обращается по объявлению, нужно все перепроверить – возможно, переснять фото или исправить ошибки по описанию; в этом ажиотаже не стоит терять бдительности. Например, дилеры заманивают клиентов, предлагая принять их старое авто по трейд-ин и дать за это скидку на новый автомобиль. Это рискованно для обеих сторон – дилеры обычно сильно занижают стоимость таких авто (хотя скидка частично перекрывает разницу с рынком), при этом не очень тщательно проверяют их состояние; с 2022 года за переоформление автомобиля старше 4 лет нужно обязательно пройти техосмотр. Кроме того, что это стоит 700-800 рублей, некоторые автомобили могут его не пройти из-за состояния. Поэтому проверять машину по всем основным пунктам нужно до покупки – и просить продавца устранить самые очевидные проблемы (с которыми ТС точно не пройдет техосмотр); проблемы есть и со страхованием. Так, многие пишут, что на «классику» от АвтоВАЗа стало практически невозможно оформить ОСАГО – хотя модель 2107 занимает пятое место по продажам на вторичном рынке. Покупая такую модель, нужно готовиться заплатить за страховку больше, чем обычно.

Сложившаяся на авторынке сложная ситуация явно продлится еще не меньше года, и в этой реальности у россиян выбора немного – либо согласиться заплатить за автомобиль больше, либо вообще отказаться от идеи покупки. Проблема настолько глобальная, что найти какие-то обходные пути практически невозможно.

Добавить комментарий