Популярная версия: мол, в нынешней трудной для него ситуации Лукашенко станет "податливее" и пойдет "на уступки в вопросах интеграции".

Путин указал определить сроки поставок вакцины от коронавируса в Беларусь

Но результаты переговоров вроде бы про другое. Как известно, фактически единственный определенный итог: Беларуси выделен кредит в 1,5 млрд долл. (Это то, о чем еще недели две назад говорил Лукашенко. Теперь его слова окончательно подтверждены.) 1 млрд — до конца 2020 года, 500 млн — в 2021-м. Такие действия никогда не пользуются популярностью в стране, которая дает деньги. Понятно, "нам самим не хватает, а тут…". Но такова уж роль ("бремя") государства, претендующего на роль Великого: быть "Старшим братом" (напомнил Лукашенко) — значит помогать младшему. Народное самоощущение любит погордиться Величием, да не любит за это удовольствие платить. Оба чувства понятны, политики ищут компромисс. В данном случае он достаточно прост: основная часть денег пойдет на "реструктурирование долга". То есть Беларусь полученными от России деньгами вернет свои прежние долги России, а также "Газпрому". Обычная мировая практика с "проблемными" (а попросту — невозвратными) долгами. Так действуют и все международные организации и страны-кредиторы.

Но куда интереснее другой момент. Чем, собственно, Беларусь заплатит политически за реструктуризацию? "Ни о каких дополнительных условиях, кроме коммерческих, речи идти не может" (Песков).

Кто-то увидит тут "слабость" российской политики: как же так, имели "все козыри на руках" — и не воспользовались?!

Интеграция двух стран возможна только абсолютно добровольно

На самом деле если это условие ("никаких дополнительных условий") будет выдержано, то станет победой здравого смысла.

Да, есть естественное желание что-то получить взамен, "по-справедливости закрыть гештальт", это почти инстинкт, рефлекс. Но сила политики не в том, чтобы всегда давать волю рефлексам, а в том, чтобы уметь когда надо их педалировать, а когда надо — разумно сдерживаться, не брать "все, что плохо лежит". Потому что после того как "взял", оно может лечь "еще хуже" — но уже "на твоем балансе"!

В СССР говорили: "колхоз дело добровольное". Бог с ними, с колхозами. Но вот интеграция двух стран возможна только абсолютно добровольно. На спокойную, холодную голову. По однозначному обоюдному желанию.

Есть ли оно? Вот опрос ВЦИОМ от 9 сентября. На вопрос о желательных перспективах отношений с Беларусью 22% опрошенных сказали — "объединение двух государств в одно на равноправной основе", 17% — "вхождение Беларуси в состав России на правах одного или нескольких субъектов", 43% — "объединение не нужно, нужны просто хорошие отношения как с другим государством", остальные 18% не дали ответа.

Силуанов рассказал о выгодах предоставления кредита Беларуси

Конечно, настроения могут меняться — под влиянием событий, того, как эти события подают СМИ, и т.д. Но во всяком случае единства и энтузиазма по поводу интеграции (ср. "Крымский синдром") в России нет.

Еще интереснее отношение Беларуси к этой проблеме. Начать с того, что сейчас трудно говорить о единой Беларуси. Министр иностранных дел Беларуси повторил слова Лаврова: "выборы были неидеальны". Эту округлую дипломатическую фразу можно расшифровывать совершенно по-разному. Лукашенко сказал "любимую не отдают", сняли одноименный белорусско-российский клип. Но что на душе у самой Любимой? Какая-то часть населения, очевидно, недовольна, если безрезультатные протесты продолжаются уже почти полтора месяца, и хотя движение возможно идет на убыль (последний их марш в Минске 20 сентября значительно меньше прежних), но настроения-то никуда не испарились.

Лукашенко закрыл границу с Литвой и Польшей, говорит о геополитике и внешних врагах. Но его противники, хотя их лидеры и правда находятся в Литве, Польше, повторяют, что проблемы страны — сугубо внутренние, связаны просто с "нечестными выборами" и "желанием народа" сменить президента.

Конечно, Лукашенко удержал ситуацию под административным контролем. Позиция России однозначна: выборы так или иначе состоялись, Лукашенко — абсолютно легитимный президент, все прочее — внутренние дела суверенной Беларуси.

Позиция России однозначна: выборы так или иначе состоялись, Лукашенко — абсолютно легитимный президент

Но при такой ситуации в стране любые попытки "углубить интеграцию" углубили бы только дезинтеграцию белорусского общества, поставили бы уже не отношения "Лукашенко — оппозиция", а отношения Беларуси с Россией в центр политического противостояния в Минске. Заинтересована в этом Россия?..

Так обстоит дело "в моменте".

Неясны и стратегические цели. Например, в 2019 году ВВП на душу населения (интегральная характеристика экономики) в РФ — около 29 000 долл., в Беларуси — около 20 000 долл. Понятно, что при таком соотношении "углубленная интеграция", пусть не "единое государство", но хотя бы объединение экономик, приведет для России к большим расходам — просто по закону сообщающихся сосудов. Не самое подходящее время: в 2021 году Россия планирует сокращение бюджетных расходов на 927 млрд руб., в 2022-м — на 970 млрд. Причем подрезать будут даже "священных коров" — скажем, на 5% уменьшат госпрограмму вооружений. Одновременно повышают налоги на металлургов, горняков, акциз на сигареты…

Зачем же в такой ситуации добиваться "геополитического продвижения", которое может стать движением в ловушку? Куда "дешевле" — во всех смыслах — если уж дали Беларуси новый кредит, им и ограничиваться, не добиваясь "политического сыра из мышеловки".

Ещё новости

Добавить комментарий