Эксперты сравнивают нынешнее снижение потребительской активности с летним периодом. По их оценкам, расходы россиян с 3 по 9 августа упали на 2,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Но август-сентябрь, когда граждане стали тратить на отпуск и подготовку к новому учебному году, дали некоторый подъем. Не все потеряно и сейчас, считает заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов: «Несмотря на кризисы, мы видим, что продолжается рост номинальных заработных плат у работающего населения. Они растут достаточно равномерно по федеральным округам. Даже если учитывать инфляцию, то прирост реальной зарплаты в регионах составит от 3,5 до 5 процентов. Конечно, это создает некоторые убытки для компаний, потому что зачастую они выручку не получают, но зарплаты вынуждены выплачивать, чтобы получать антикризисную поддержку. Но это и поддержало отложенный спрос». Следующий рост покупок может произойти перед Новым годом, если ситуация будет нормально развиваться, полагает Миронов, однако, по его мнению, остается угроза финансового кризиса. «В настоящее время, — говорит он, — мы наблюдаем пятую глобальную рецессию в реальном секторе начиная с 70-х годов. Но все предыдущие четыре рецессии сопровождались второй волной, связанной с финансовым кризисом. Если это произойдет, то будет новое падение цен на нефть и прочие проблемы для российской экономики. Вряд ли люди это понимают, но все равно чувствуют ситуацию неопределенности. И опросы это показывают».

Потребительские расходы россиян стали снижаться и вернулись к уровню первой волны пандемии

Экономический кризис, вызванный пандемией, заставил граждан не только меньше тратить на одежду, путешествия и развлечения, но и экономнее питаться. Многие переходят на более дешевую еду, не обращая внимания на ее качество. В рационе питания среднего потребителя теперь доминируют хлеб, картофель и молочные товары, вытеснив овощи, рыбу, морепродукты и качественный алкоголь. Эксперты прогнозируют дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара. То же касается непродовольственных товаров и вообще бытового комфорта: потребление снижается, дорогое вытесняется дешевым. По данным глобальной компании Nielsen, отслеживающей потребление товаров повседневного спроса, доля низкого ценового сегмента в продуктах питания и товарах сейчас составляет 17,7 процента — на 0,8 процента выше среднегодового. А доля товаров премиального ценового сегмента, наоборот, сократилась с 35,8 процента до 34,4. Заметнее всего это коснулось мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий. Если раньше в низком ценовом сегменте доля макаронных изделий составляла 18,7 процента, то теперь она выросла до 22,8, в продаже шоколадных конфет на развес — с 14 процентов до 15,7, в продаже майонеза — с 7,3 до 9,5. Директор по работе с ретейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев сказал, что почти четверть респондентов отмечают влияние пандемии и мер, которые были приняты для борьбы с ней, на доходы населения. Он также сообщил, что 66 процентов потребителей заметили повышение цен, а 30 процентов опрошенных стали чаще искать товары со скидкой. Эксперты прогнозируют развитие собственных торговых марок (СТМ): потребители будут отдавать предпочтение дешевым товарам и меньше обращать внимание на бренд.

Новый расчет прожиточного минимума поднимет доходы

По данным другого исследования (его провели «Работа.ру» и сервис доставки продуктов «Самокат), из тех респондентов, кто экономит на питании, 42 процента сократили свои расходы более чем на половину, 27 процентов — на четверть, и всего 8 процентов отметили незначительную разницу. Большинство опрошенных (72 процента) сообщили, что стали чаще готовить еду дома, а 64 процента граждан планируют брать еду из дома с собой на работу после окончания пандемии. Активней всех сокращают расходы пожилые люди и граждане с низкими доходами. Более половины россиян сообщили, что выросли их расходы. Среди причин 33 процента опрошенных назвали рост цен. Выросла также с 28 процентов до 44 доля тех, кто пытается сократить расходы, снизив потребление привычных товаров и услуг.

Декабрь станет месяцем активного потребления. А после новогодних праздников граждане снова начнут экономить

По прогнозам экспертов, до уровней 2019 года потребительский спрос будет восстанавливаться еще очень долго и восстановится не раньше 2022-го.

Как бы то ни было, декабрь станет месяцем активного потребления. А после новогодних праздников поиздержавшиеся граждане снова начнут экономить.

Добавить комментарий