Одна из самых ожидаемых: впервые представлен многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал", создающийся на замену легендарному Ан-2. До конца года машина должна совершить свой первый полет. И специалисты единодушны: значение этого взлета переоценить трудно.

Почему? На протяжении многих лет стопорится замена "кукурузника", как когда-то за неприхотливость окрестили Ан-2. Тридцать метров для разбега с колхозного поля — и он летит. Эти самолеты и сегодня поднимаются в небо. Но факт остается фактом: при всех своих преимуществах, такая техника устарела морально. Кроме того, большая часть машин вскоре выработает свой ресурс.

Новый "Байкал" создается по заданию Минпромторга России. Победителем конкурса на его разработку стал Уральский завод гражданской авиации. А созданием самолета занялась компания "Байкал-Инжиниринг".

Главный конструктор Вадим Демин нарасхват. Журналистов интересуют общие данные. Специалисты докапываются до деталей.

По сравнению со своим предшественником, "Байкал" будет обладать меньшими габаритами, большей скоростью, и возможностью дольше летать без дозаправки. При этом, разработчики обещают: надежность и универсальность никуда не денутся.

По сравнению с самолетом Ан-2 "Байкал" будет обладать меньшими габаритами, большей скоростью и способностью летать на протяженных маршрутах без дозаправки

— Используя современные методы весовой, цифровой оптимизации, мы постарались сделать самолет, который можно эксплуатировать с тех же площадок, что и Ан-2. Но при этом "Байкал" имеет крейсерскую скорость в полтора раза выше: вместо 200 — 300 км в час, — говорит Вадим Юрьевич. — Материалы все отечественные. Портфель заказов формируется. Мы надеемся, что на МАКС подпишем какое-то количество.

На МАКС показали экспортный вариант системы РЭБ "Рычаг"

К работе новым самолетом активно привлекалась молодежь. Так, огромная роль принадлежит Отраслевому специальному конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ, обладающему ключевыми компетенциями в создании образцов легкой и сверхлегкой техники: начиная с 1990-х здесь был создан целый ряд самолетов этого класса.

Какие требования предъявляются к "Байкалу"? Основных несколько. То, что машина должна изготавливаться из агрегатов отечественного производства, понятно. Пассажирская кабина должна вмещать 14 человек или 1500 кг груза. Необходима возможность переоборудования самолета для выполнения разных задач. Дальность полета — не менее 1500 км.

Самолет должен работать при температурах от -50°C до +55°C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега / пробега — 250 м. С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий "внедорожник" должен работать до 73° северной широты. Стоимость машины ограничили 120 млн руб., стоимость летного часа — 30 тыс. руб.

С учетом таких требований "Байкал-Инжиниринг" предлагает турбовинтовой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом. Планер выполняется из алюминиевых сплавов, что снижает стоимость и трудоемкость его изготовления, а также обеспечивает выгодное сочетание эксплуатационных и технических характеристик. От композитных агрегатов отказались ввиду высокой сложности изготовления и ремонта.

Новая машина будет монопланом. Длина — примерно 12,2 м при размахе крыла 16,5 м и высоте 3,7 м. Максимальный взлетный вес — 4,8 т. Летно-технические и иные характеристики соответствуют требованиям заказчика или превышают их.

Разработчики отмечают, что "Байкал" отличается от Ан-2 уменьшенным поперечным сечением фюзеляжа. А это — плюсы аэродинамических и летных показателей.

На авиасалоне МАКС-2021 представили сенсации российского авиастроения

Впрочем, все эти "размахи" — для спецов. А пассажирам интересны другие размеры: салона, в котором им придется лететь. Так вот его длина 4,9 м, ширина около 1,5 м и высота 1,67 м. Можно прикинуть, насколько будет комфортно.

Говорят о разных модификациях машины. Скажем, с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси она очень нужна в удалённых российских регионах и Арктике. В перспективе возможны беспилотная версия, а также версия с гибридной силовой установкой.

Как заявил вчера журналистам генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха, спрос на самолеты "Байкал" до 2030 года оценивается от 500 до 650 единиц.

Новый многоцелевой ЛМС-901 должен приступить к летным испытаниям в четвертом квартале нынешнего года. Второй летный образец планируется построить в феврале 2022 года. Программа сертификационных летных испытаний предположительно оценивается в диапазоне от 500 до 700 полётов. Сертификация самолета ожидается к концу 2022 года, а поставка заказчикам начнётся в 2023 году. Вот такой расклад.

На МАКС впервые показали прототип скафандра для нового корабля «Орел» Текст: Наталия Ячменникова В каких скафандрах будут летать космонавты на новом пилотируемом корабле «Орел»? Прототип «звездной одежки» — «Сокол-М» впервые показало на МАКС Научно-производственное объединение «Звезда». О важнейших новациях корреспонденту «РГ» рассказал его генеральный директор — главный конструктор Сергей Поздняков.

— Мы разрабатываем скафандр в рамках программы перспективного пилотируемого транспортного корабля «Орел». Какая основная задача? Сделать скафандр многоразовым и с большим сроком службы, — поясняет Сергей Сергеевич. — Поэтому у него абсолютно новая герметичная оболочка из современных тканей. Сейчас скафандры делаются индивидуально для каждого космонавта. Новый же будет рассчитан на десятикратное применение. И он позволяет проводить подгонку в самом широком диапазоне. То есть будет как бы набор скафандров — нескольких типоразмеров. Космонавт подбирает для себя, а дальше идет простая регулировка под рост, длину рук и т.д. Это принципиальное отличие.

Летные гибриды и стеклянные фюзеляжи: какой авиация будет завтра

Чтобы было понятно: скафандры «Сокол» не для выхода в открытый космос — они аварийно-спасательные. Нужны, чтобы защитить жизнь экипажа в случае разгерметизации кабины корабля, и используются на опасных участках полета: старт, стыковка, расстыковка, спуск. Костюм космонавта представляет собой двухслойную оболочку с мягким шлемом, мягкой обувью и съемными перчатками. Внутри — герметичная, из армированного полиуретана. Оболочка максимально упрощена.

На МАКСе скафандр представлен в двух версиях. Один — когда герметизацию распаха скафандра обеспечивает гермомолния. Другой — со специальным выносным разъемом. Здесь основное отличие — жесткое кольцо на талии, которое соединяет нижнюю и верхнюю части костюма. Такая конструкция упрощает систему входа в скафандр. Система вентиляции с разъемом вынесена на специальный вентиляционный комбинезон: он работает по принципу конвекционного теплообмена.

— Мы склоняемся к версии с жестким разъемом, — замечает главный конструктор. — Это более надежная конструкция, что с учетом необходимости обеспечения многоразовых применений очень важно.

Естественно, трудно было не задать вопрос: чем наши скафандры отличаются от скафандров Илона Маска?

— На наш взгляд, скафандр должен быть предельно функциональным и простым, — говорит Поздняков. — Скафандры Маска мы глубоко не знаем. Только сейчас появилось видео, как его надевают. Мне непонятно, например, зачем нужен шлем. Но Илон Маск — человек творческий, и он увидел скафандр для своего корабля именно таким.

Кстати, вес двух версий скафандра «Сокол-М» пусть ненамного, но различается: с быстроразъемным соединенеием — не более 8 кг, с гермомолнией — не выше 10. После авиасалона прототип отправится на конструкторско-доводочные испытания.

Напомним: надевать скафандры при старте и посадке стали после того, как в 1971 году из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж корабля «Союз-11». В то время космонавты взлетали и спускались на Землю без скафандров, а надевали их только для выхода в открытый космос.

Справка «РГ»

Первый испытательный запуск нового российского пилотируемого космического корабля «Орел» ожидается в конце 2023 года. Старт с космодрома Восточный на ракете-носителе «Ангара-А5». В 2024 году намечается беспилотный полет, а в 2025 году — с первым экипажем.

Добавить комментарий