Чудилось бы: где Воронеж и где Владивосток! Даже если прямиком, не выбирая дорог и переправ, это 6 с половиной тыщ км через реки, горы и тайгу. Но в стапельном цехе «Севмаша» они оказались рядом — многоцелевые атомные субмарины «Воронеж» и «Владивосток» проекта 08551 «Ясень-М».

Правда, не корабли в уже готовом к спуску виде, а лишь их закладные секции. Но факт все равно приметный: на северодвинской верфи уже не достаточно кто из ветеранов помнит, чтоб в один денек закладывали на стапеле сходу две атомные подводные лодки. И какие!

Владимир Дорофеев, генеральный директор питерского МБМ «Малахит», где эта серия кораблей проектируется, не стал в присутствии телекамер живописать их боевые способности и задачки. А гендиректор «Севмаша» Миша Будниченко на правах принимающего кое-что решил для себя дозволить.

— Сейчас мы закладываем корабли с гиперзвуковым орудием, за которыми будущее подводного русского флота, — произнес он, обращаясь по видеосвязи к президенту Рф Владимиру Путину и к участникам церемонии, которые находились в том момент в стапельном цехе «Севмаша».

Какую флотскую технику проявили на Главном военно-морском параде

А таковых из-за коронавируса в сей раз было незначительно. Не считая упомянутого главы «Малахита» в закладке новейших субмарин приняли роль командующий Краснознаменным Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский, представители Беломорской военно-морской базы, администрации Северодвинска и работники самой верфи. Почтенное право закрепить на штатном месте закладные доски АПЛ «Воронеж» и АПЛ «Владивосток» предоставили электросварщикам Юрию Коробову и Николаю Панасенко.

— Впереди семь лет строительства: срок сдачи — 2027-й, 2028-й годы, — добавил подробностей Миша Будниченко уже за пределами того, что попало в эфир. И заверил, что «Севмаш» в тандеме с «Малахитом» и иными предприятиями научно-производственной кооперации выполнит поставленные задачки. Гарантия тому — уже построенные на верфи и переданные флоту 133 атомные субмарины.

Та, что стала 133-й, носит имя «Князь Владимир» и принадлежит семье стратегических подводных ракетоносцев проекта 09552 «Борей-А». Сиим в летнюю пору, в Денек Рф, экипаж Владислава Дружина поднял военно-морской флаг, что означало вступление новейшего корабля в боевой состав. Спустя две недельки он сделал межбазовый переход из Северодвинска в Гаджиево и 3 июля прибыл к месту неизменного базирования. И сейчас, уже по плану боевой подготовки 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, отрабатывает учебно-курсовые задачки для ввода в состав сил неизменной готовности. А 26 июля, в Денек ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства), головной «Борей-А» принял роль в военно-морском параде в Североморске.

Тем временем в Северодвинске, как «Князь Владимир» покинул заводскую акваторию, к достроечной набережной встал «Князь Олег» — уже 5-ый по счету «Борей» и 1-ый серийный, построенный, как и «Князь Владимир», по модернизированному проекту 09552 «Борей-А». Его вывели из эллинга 16 июля и в этот же денек командир экипажа капитан II ранга Игорь Голубев, по традиции, разбил бутылку шампанского о кормовой стабилизатор атомохода.

На данный момент уже начались заводские, а впереди — муниципальные тесты. Совместно с кораблем и экипажем их будет держать сдаточная команда «Севмаша» под управлением Миши Ползикова. Задачка — достигнуть, чтоб на передаваемом флоту новеньком корабле все работало «как часы», а он в целом, как боевая единица, подтвердил заявленные ТТХ.

Как сложна и объемна эта задачка, объясню на цифрах. Атомная подлодка серии «Борей», по открытым данным той верфи, где они их строят, — это 1,3 миллиона (!) узлов и устройств. А протяженность трубопроводов и кабельных трасс, на которых установлено большущее количество клапанов, задвижек, насосов, фильтров, переключающих, регулирующих и блокирующих устройств, добивается, соответственно, 109 и 600 км. Вся субмарина от носовых отсеков до кормы, снутри и снаружи крепкого корпуса, сиим пронизана и переплетена. На стройку 1-го «Борея» уходит 17 тыщ тонн сплава, а его наружный шумопоглощающий «обвес» — это 10 тыщ особых резиновых пластинок, кропотливо подогнанных и особенным образом закрепленных.

Тесты гиперзвуковой ракеты "Циркон" удачно заканчиваются

По словам генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита и его коллег-проектировщиков, от первых 3-х «Бореев» («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», построены по проектам 09550, 09551) модернизированные ракетоносцы (начиная с «Князя Владимира») различаются «наименьшей шумностью, наиболее совершенными системами маневрирования и удержания на глубине, также управления орудием». За этими обтекаемыми формулировками — большая, но не видимая сторонним долголетняя работа научно-исследовательских, конструкторских и производственных обществ по созданию и внедрению на строящихся подводных лодках новейших комплексов вооружения и общекорабельных систем, включая сильную ядерно-энергетическую установку в модульном выполнении.

В том же ряду — новейшие корпусные, амортизирующие и снижающие шумность материалы, цифровые умственные системы управления орудием, системы целеуказания, гидроакустики, инноваторские способы подводной коммуникации и поддержания связи с командными центрами при несении боевого дежурства в далекой морской зоне.

Фото: Максим Воркунков

При постройке серии кораблей на любом последующем заказе таковых инноваций становится больше. И далековато не каждое приживается с первой пробы. Что-то приходится исправлять и доводить создателям новейшей разработки. В остальных вариантах, чтоб «вписать» многообещающую систему в сложившуюся архитектуру корабля, приходится разламывать голову его генеральному конструктору.

В случае с «Бореями» это ответственность ЦКБ «Рубин», а по всем «Ясеням», как уже сказано, ответ держит «Малахит».

Основным образом по данной для нас неафишируемой причине практически на два года растянулись тесты — поначалу заводские, позже муниципальные — ракетоносца «Князь Владимир». Он, напомним, строился как головной, другими словами 1-ый, по модернизированному проекту «Борей-А». Фактически та же ситуация и с многоцелевой АПЛ «Казань» — это головной корабль, построенный по улучшенному проекту 885 «Ясень-М».

Сначало «Казань» намеревались передать флоту в 2018-м, но тесты затянулись, и ввод корабля в боевой состав перенесли на год. Но и прошлой в осеннюю пору что-то не срослось. Может быть, у экипажа и госкомиссии остались вопросцы по некий системе либо оборудованию подводной лодки. А может быть, программку испытаний преднамеренно усложнили «сверху». К примеру, пробным запуском гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты 3M22 «Циркон», что вначале не предполагалось…

В ОСК поведали о тюнинге АПЛ "Князь Владимир"

Гадать не будем, но факт остается фактом: «Казань» все еще в Северодвинске, временно приписана к бригаде строящихся кораблей Беломорской ВМБ. Хотя ее издавна ожидают в 11-й дивизии подводных сил Северного флота — в том же самом гарнизоне Гаджиево, куда сначала июля пришел «Князь Владимир».

Ракетоносец «Князь Олег», который вывели со стапеля 10 дней вспять, считается кораблем серийным — он 5-ый по счету в линейке «Бореев» и 2-ой по факту закладки «Борей-А». И на его тесты — швартовные, заводские, муниципальные — осталось всего ничего — один месяц лета, осень, начало зимы. Уже в этом году, согласно договору с Минобороны, боеготовый корабль должен быть передан ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства). Но эпидемия коронавируса принудила почти все отсрочить и пересмотреть. С высочайшей толикой вероятности будут скорректированы планы и в отношении «Князя Олега».

В очереди за ним, на различной стадии постройки по проекту «Борей-А», еще три серийных атомных подводных крейсера с баллистическими ракетами: «Генералиссимус Суворов», «Правитель Александр III», «Князь Пожарский». Глава Объединенной судостроительной компании Алексей Рахманов в денек подъема флага ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) на «Князе Владимире» отдал осознать журналистам, что на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» в августе этого года ожидается подписание договора с Минобороны еще на два корабля в той же линейке стратегических «Бореев» — девятого и десятого. Их наименования официально пока не оглашаются. По неофициальным данным, эти две подводные лодки могут быть названы «Маршал Жуков» и «Маршал Рокоссовский».

К слову сказать, на форуме «Армия» в прошедшем году был подписан договор на те два «Ясеня» — восьмой и девятый, что были заложены недельку вспять под именами своими «Воронеж» и «Владивосток». В постройке, напомним, на данный момент сразу 6 многоцелевых АПЛ улучшенного проекта 885 «Ясень-М». По времени закладки они идут в таковой последовательности: «Красноярск» (июль 2014), «Архангельск» (март 2015), «Пермь» (июль 2016), «Ульяновск» (июль 2017), «Воронеж» и «Владивосток» (оба — июль 2020).

Заложенный под именованием «Новосибирск» в июле 2013-го 1-ый серийный «Ясень-М», как уже говорилось, в декабре прошедшего года выведен из эллинга и спущен на воду. К этому деньку на нем обязана быть введена ядерная установка и проведены швартовные тесты. А не сегодня-завтра — в море, где предстоит широкая программка промышленных и муниципальных экзаменов. Согласно ранее озвученным планам Минобороны, 1-ый серийный «Ясень-М» должен войти в боевой состав русского ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) в 2021 году и, предположительно, будет нести службу в составе Тихоокеанского флота.

В сдаточной программке «Севмаша» на вторую половину 2020 года кроме уже нареченных многоцелевой АПЛ «Казань» и ракетоносца «Князь Олег» числится субмарина специального предназначения «Белгород» — носитель подводных беспилотников, включая ядерный «Посейдон».

Из достоверного про «Белгород» понятно то, что эта субмарина, заложенная на рубеже 90-х годов прошедшего века по проекту 949А «Антей» как подводный крейсер с крылатыми ракетами (типа погибшего «Курска»), была заморожена на стапеле из-за заморочек с финансированием. С 2000-го по 2006-й работы, по сведениям из неофициальных источников, длилось, а позже опять были остановлены.

В Сирии состоялся парад в честь денька ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства)

В 2012 году долгожителю на стапеле под заглавием «Белгород» изменили предназначение и достраивали-перестраивали уже по проекту 09852 как АПЛ специального предназначения. 23 апреля 2019 года под объективом телекамер подлодку спустили на воду и официально окрестили носителем подводных беспилотных аппаратов «Посейдон».

В воскресенье, 26 июля 2020 года, пресс-служба Минобороны официально известила, что Военно-морским флотом вместе с предприятиями оборонной индустрии уже проводятся тесты «первой атомной подводной лодки-носителя морских беспилотных подводных аппаратов «Посейдон». Как говорится в том же сообщении, «экипаж корабля продолжает практическое освоение новейшего орудия на штатном носителе».

Где конкретно осваивает — в море либо лишь еще у промышленного причала — в сообщении военного ведомства не уточняется. А в ОСК и на самой верфи данную тему не комментируют. Да и не скрывают того факта что в спину «Белгороду» дышит и готовится к спуску на воду еще одна атомная подводная лодка со похожим предназначением — «Хабаровск»…

Из всего перечисленного навязывается вывод: с начала сегодняшнего лета «Севмаш», «Рубин» и «Малахит» прогуливаются, образно говоря, в именинниках. И глава страны, приветствуя участников Военно-морского парада в Петербурге 26 июля, это косвенным образом подтвердил.

«Неповторимые достоинства и увеличение боевых способностей флота, — заявил президент Рф, — будут достигаться за счет широкого внедрения передовых цифровых технологий, не имеющих аналогов в мире гиперзвуковых ударных комплексов, беспилотных подводных аппаратов, за счет самых действенных средств обороны».

Фото: Олег Кулешов

Добавить комментарий