Сейчас рассказ о том, что летчики могли из-за навигационной ошибки перепутать советский и северокорейский аэродромы, расположенные в сотнях километров друг от друга, кажется фантастическим. Тем не менее именно так звучит официальная версия случившегося.

Напомним, Корейская война началась 25 июня 1950 года. Американцы поддерживали в конфликте Республику Корея: так можно объяснить появление двух истребителей Lockheed F-80C Shooting Star, принадлежащих ВВС США, вблизи советского аэродрома. За штурвалами были летчики Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф. По воспоминаниям пилотов можно восстановить цепь событий 8 октября 1950 года. Они указывали на то, что из-за отсутствия радионавигации расчеты делались исходя из направления ветра и его силы.

В тот день полет проходил сначала над облаками, а затем два самолета снизились, увидели дорогу, по которой двигался грузовик, и по ней вышли на аэродром. Там были выстроены порядка 20 самолетов, на зеленых фюзеляжах которых были звезды. Недолго думая пилоты выпустили по ним несколько очередей, развернулись и улетели. Позже они признавались, что были уверены в том, что находятся над корейским аэродромом Чхонджин, а советские звезды спутали с северокорейскими опознавательными знаками. Правда, на обратном пути рядом с побережьем пилоты разглядели остров и удивились: возле Чхонджина такого не должно было быть. Вернувшись, они доложили обо всем командованию.

Что происходило в этот день на советском аэродроме? Во время налета командир полка полковник Савельев на месте отсутствовал, готовясь к учениям, вместо него остался подполковник Виноградов, заместитель командира. Он не дал сигнал на вылет дежурных истребителей. Обоих позже отдали под трибунал и понизили в должности.

В результате налета были повреждены семь советских самолетов, один из них полностью сгорел. Это были Bell P-63 Kingcobra, поставленные в СССР по ленд-лизу. Из личного состава аэродрома не пострадал никто.

— Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что один самолет взорвался, и еще шесть самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более двадцати самолетов, а в полку по штату всего сорок самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали два захода. Расстреляли самолеты "Кингкобры", стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких "МиГов" там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли, — позже вспоминал бывший начальник службы безопасности полетов 76 воздушной Армии полковник Владимир Забелин, участник Корейской войны. Интервью опубликовал портал airforce.ru.

Боевое крещение: как С-75 впервые сбил американский самолет над Китаем

На следующий день после случившегося министр иностранных дел СССР Андрей Громыко выступил с протестом в ООН. Объяснения от американской стороны последовали лишь спустя 11 дней после случившегося. Президент Гарри Трумэн признал вину США, выразил готовность возместить причиненный ущерб и заявил о дисциплинарных мерах, принятых по отношению к командиру полка ВВС США на Дальнем Востоке и к провинившимся летчикам.

Полковник Забелин уверен в том, что случившееся — не ошибка, а провокация. "Они прекрасно знали, куда летят. Пролетели сто километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились, и прочее, ерунда", — рассказывал он. После этого случая был создан 64-й авиационный корпус, почти всю авиацию Дальнего Востока переучили на новую технику, было также введено боевое дежурство в полках.

Добавить комментарий