Как лицезрели светлое будущее писатели-фантасты в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии): три модели.

В Русском Союзе было много дискуссий о будущем – его строили, и непременно светлое, коммунистическое, с высочайшей культурой быта и притом без мещанского комфорта. Практически вся русская научная фантастика была посвящена вопросцу, как смотрится это светлое будущее и, основное, чем все-таки будет заниматься человек, которому не нужно зарабатывать средства и стоять в очереди за колбасой.

Светлое будущее не показать без тёмного реального


Когда речь идёт о русских писателях, смогших сделать своё собственное объёмное видение грядущего, вперёд выходят четыре. Братья Стругацкие, создавшие теорию светлого завтра, которую сейчас именуют Миром Пополудни, по наименованию 1-го из их романов. Иван Ефремов, певец превосходных задумок. Кир Булычёв – фактически создатель 2-ух параллельных будущих: игрового, детского, где живёт Алиса Селезнёва и есть путешествия во времени, и взрослого, с покорением вселенной.

Если поглядеть пристально, то почти во всем мир грядущего у этих писателей передаётся через столкновение русской утопии с пользующимися популярностью во глобальной научной фантастике антиутопии. В особенности это приметно в книжках Булычёва. Время от времени кажется, что вся книжка написала для того, чтоб придумать антиутопичный мир, а позже в него в один момент, с небес, падают прогрессивные коммунисты-земляне и всех быстренько выручают.

Обычно, в противопоставленных светлому коммунизму антиутопиях инопланетяне либо, время от времени, обитатели пока ещё сохранившихся капиталистических государств мучаются от всего того, что уже было в двадцатом веке: милитаризм, разрушение сферы обитания из-за экологической несознательности, кризис перепотребления и тому подобные. Сиим русская фантастика различалась от западной, где нередко антиутопия базировалась на научно-техническом прогрессе, который обязательно попадал не в те руки либо вначале концентрировался на изобретениях, которые помогали элите получать неограниченную власть.


Кадр из кинофильма *Обитаемый полуостров* по книжке Аркадия и Бориса Стругацких.

Русского человека воспитывают с пелёнок


Начиная с самого возникновения СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) официальной позицией относительно того, откуда возьмётся новейший, незапятнанный душой русский человек основным ответом было воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) коллектива. Вопросец был в том, как конкретно коллектив это сделает. У Ефремова и Стругацких вопросец решён через системы интернатов, Кир Булычёв тут выделяется: его Алиса Селезнёва много времени проводит во содействии со взрослыми рабочими коллективами (отца и его друзей) и со школьными товарищами (Аркадием и Пашкой), но, тем не наименее, она растёт до этого всего дома. Правда, как и детки в романах Ефремова и Стругацких, разговаривает с родителями чуток ли не в большей степени по видеосвязи.

Естественно, интернаты грядущего, в каких люди светлого завтра будут оставлять на воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) собственных малышей, корифеи научной фантастики не лицезрели в точности таковыми, как в своём реальном. Во-1-х, научно-технический прогресс дозволит детям грядущего разговаривать с родителями так же нередко, как, к примеру, общались воспитываемые няньками дворянские детки прошедшего. Во-2-х, приметны и различия к подходу в воспитании.


Кадр из кинофильма *Туманность Андромеды* по книжке Ивана Ефремова.

У Стругацких в интернатах (в которые, к слову, отдавать малышей необязательно) быстрее домашняя атмосфера. У малышей есть наставники, с которыми они, похоже, состоят в тёплых чувственных отношениях, и их жизнь полна неформальными тёплыми отношениями со сверстниками, похожие на дела братьев и сестёр. В их мире вероятны приключения, жизнь не состоит из одной лишь дисциплины. У Ефремова воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) малышей описано приметно меньше и упор делается на привитии чувства красивого, практически во всём – даже в позах. Правда, по итогу человек грядущего по Ефремову склонен совершать быстрее прекрасные, чем разумные поступки…

Детки грядущего у Кира Булычёва весьма самостоятельны, пытливы, отзывчивы (к слову, как и у Стругацких). Они вырастают активными людьми, готовыми проявить инициативу – даже «ботан» Аркаша, друг Алисы Селезнёвой, без усилий перебегает к действиям, когда находит это нужным. И, к слову, похоже, в их школах быстрее проектное образование, чем обыденное урочно-часовое – и результат можно счесть классным. Естественно, Алиса и Аркадий в принципе детки с «подарочным» нравом, потому они могут быть так успешны в учёбе (а они успешны), да и гиперактивный, очень увлекающийся и иногда забывающий о логике Пашка тоже показывает способность учиться и недюжинную эрудицию.


Коллективизму детки грядущего по Булычёву обучаются, работая с товарищами над научными проектами.

Уже на данный момент некие предположение этих фантастов реализовались, невзирая на то, что коммунистическое будущее поближе не сделалось. Так, видеосвязь вправду облегчила детям возможность разговаривать даже с весьма занятыми родителями, а предки почаще стали работать если не на другом конце вселенной, то в остальных краях страны и мира. Финляндия перебежала на проектное образование, отказавшись от обыденных школьных программ. А вот самостоятельность малышей не попросту не стала выше в мире в целом – она, напротив, уменьшилась по сопоставлению с возрастом, когда писатели творили светлое завтра в собственных книжках.

Вопросцы быта и увлечений


Герои всех четырех писателей по-своему презируют быт и моду… Весьма по-своему. У Ефремова, к примеру, люди грядущего живут в большей степени во временных квартирках, фактически не задумываясь о том, как возить за собой скарб – ведь он состоит лишь из нескольких памятных вещей. Всё остальное – посуду, одежку, книжки, да что угодно совершенно – можно получить на месте. Все дома строятся правильно, с самой нужной мебелью и ровно той техникой, которая дозволяет не тяготиться бытом, обустроенным не очень трудно. Невзирая на то, что Ефремов провозглашает подчёркнутый эстетизм грядущего, по быту ясно, что в нём фактически нет места маленьким творческим хобби. Даже кулинарии.

В неком роде с бытом Ефремов угадал. Современные юные люди из развитых ужас нередко делают выбор в пользу жизни с ранцем, разъезжая по хостелам либо коливингам (что-то вроде продвинутого общежития с услугой уборки, включённой в оплату жилища). Они раздают либо реализуют вещи перед переездом и приобретают либо берут в дар на месте новейшие, сохраняя в неизменной принадлежности лишь некие девайсы и памятные вещицы. Современная техника дозволяет им не мыслить очень много о бытовых вопросцах. Атмосфера и отношение к быту весьма похоже на то, что ведали о собственной юности в 20-х почти все учёные и приключенцы: когда работа захватывает, когда ты делаешь что-то неописуемо крутое, тебя не весьма смущает аскетичность твоей жизни.


Иллюстрация к роману Ивана Ефремова.

У Стругацких в дальнейшем люди, похоже, сумеют выбирать, жить ли им в комфортных малеханьких домиках (из которых отлично получаются уединённые рабочие лаборатории) либо в современных городках. А может, не заводить неизменного жилища и бродить по Земле, планеткам и просто космосу. Быт всё так же не достаточно занимает героев светлого завтра, пока они не сталкиваются с кое-чем мерзким, оказываясь в пространстве антиутопии – к примеру, Макса Камеррера тяготит необходимость мытья под струями не весьма незапятанной воды. Одежка людей грядущего, в главном, удобна и не стесняет движений – ведь в хоть какой момент может захотеться поиграть в волейбол либо пробежаться по росе. Движение совершенно весьма принципиальная часть жизни людей грядущего.

Булычёв еще больше уделяет внимания бытовым деталям в детских повестях, чем во взрослых. К примеру, там мы лицезреем пневмопочту – трубы, по которым приходят посылки, либо роботов-домработников. Жизнь Алисы переполнена бытом, поэтому что детям, что ясно осознавал создатель, любопытно как раз то, как будут жить люди грядущего, а не то, как они будут работать. Летя на галлактическом корабле с друзьями, она по очереди дежурит по хозяйству – что даёт возможность показать нрав безалаберного и незначительно эгоистичного друга Пашки, который, в отличие от Аркаши, задумывается лишь о величавых вещах, а не о завтраках и уборке. На корабле отца она ухаживает за внеземными созданиями. И так дальше – нет книжки о Алисе без увлекательных деталей обыкновенной жизни. Тем не наименее, в романах Булычёва фактически нет особенных находок, он практически пользуется при описании быта уже существующими представлениями о том, как продвинутся техники грядущего.


Иллюстрация Евгения Мигунова к повести Кира Булычёва.

Мир светлого завтра по Булычёву – это как раз мир хобби, которым уделяется много времени, которые помогают обучаться за счёт мотивации и с течением времени преобразуются в возлюбленную работу. Так, Аркадий увлекается генетикой, Павел – тайнами и секретами, Алиса – путешествиями в мироздании (и ситуациями, в каких можно проявить свои лидерские свойства). Просто представить, какой набор профессий может вырасти из этих увлечений. И это весьма похоже на жизнь новейших поколений в продвинутых странах: глубочайшее увлечение тем либо другим занятием и преждевременное проникновение в секреты связанной с ним профессии встречается сейчас весьма нередко.

Русские писатели предвещали не только лишь не плохое: 3 литературные русские антиутопии, которые предсказали будущее поточнее, чем хотелось бы.

Текст: Лилит Мазикина.

Добавить комментарий