«Сумасшедшая Грета» — одно из самых фантасмогоричных красочных полотен Питера Брейгеля Старшего, до сего времени вызывающее много споров в художественной среде. Одни изобличают создателя в плагиате, позаимствовавшего у Босха его вычурных персонажей, остальные — объявляют Брейгеля чуток ли не первым сюрреалистом. Но и те и остальные полностью согласны с тем, что это произведение является одним из самых ужасающих картин нидерландского мастера. При всей собственной фантастичности оно наполнен трагизмом настоящей, современной художнику жизни. Какой смысл заложил, что желал сказать и, что зашифровал в собственной работе гений, дальше — в обзоре.

Сказка о Сумасшедшей Грете


Сказка о Сумасшедшей Грете, предпринявшей воинственный поход в Ад за собственной сковородкой, была очень популярна в Нидерландах в 16 столетии. Свидетельством этому является огромное количество народных пословиц и поговорок, дошедших до нашего времени: «похитить сковороду из ада», «быть в собственных латах», «взять судьбу в стальные рукавицы» и «броситься в преисподнюю со шпагой наголо».

Кратко эта сказка говорит, что в один прекрасный момент бедная старая дама, доведенная до полного отчаяния нищетой и разрухой, которую принесла в ее дом война, решила объявить сама войну собственной судьбе. А судьба у дамы была вправду незавидная… Пьющий супруг, бросивший ее смолоду с кучей малых детей на руках. Потом, как удар судьбы, она приняла и смерть 1-го за остальным — собственных малышей, которые сражались с захватчиками-испанцами.


«Сумасшедшая Грета». Создатель: Давид Тенирс.

Так, в слезах и нужде прошла ее безотрадная жизнь, пока одна бытовая, чудилось бы, совершенно незначимая ситуация совсем не вывела ее из себя. В один прекрасный момент Грета по утру не смогла отыскать сковороду, чтоб приготовить для себя пищу. И здесь, все накопившееся в ее душе за почти все годы, прорвалось наружу. Дама решила возвратить для себя не только лишь сковороду, которую по всей видимости украли, да и все то, что недодала ей жизнь.

Не на шуточку разозлившаяся Грета, решительно облачившись в латы, вооружившись тем, что было под рукою, бросилась в преисподнюю. Она как-то слышала в церкви проповедь, что там черти поджаривают на огромных сковородах грешников. Решимости Грете было не занимать! Вооруженную старуху в латах не стращали ни картины ужасных схваток — в жизни она навидалась всякого, ни ужасные морды бесов — ее опьяненный супруг когда-то смотрелся не лучше! Она высматривала только сковороду для жарки грешников, а когда увидела, то силой отобрала у чертей и, завладев настолько вожделенным трофеем, победоносно отправилась назад. Но, поход в Ад не прошел даром — по возвращении дама лишилась остатков разума. Такой грустный конец данной для нас древней притчи.

Необходимо отметить, что сами голландцы постоянно к поступку Греты относились с драматичностью, называли воинственную даму колдуньей, мегерой, злым привидением, но все таки от всей души соболезновали и даже гордились ее решительностью.

Так что все-таки заложил Брейгель в смысл собственной картины «Сумасшедшая Грета»


Но совсем иную историю мы лицезреем на картине нидерландского мастера… Брейгель не был бы Брейгелем, если б не занес в свое произведение свою трактовку.


«Сумасшедшая Грета» (1563год). Дерево, масло. Музей Майер ван дер Берг. Антверпен.

Понимание неизбежности судьбы и времени, чувство большого мироздания и осознание настоящего места человека в нем, сделали Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Основная мысль картины заключена в том, чтоб вызвать чувство омерзения не настолько к магическим созданиям, населяющим Ад, а быстрее к безумию людей, которые потеряли контроль над своими действиями.


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент. (Магические существа, населяющие Ад.)

Мысль написания этого произведения появилась у Брейгеля в те буреломные времена, когда разгоревшийся военный конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж Испанией и подчиненной ей Фландрией (земля современной Бельгии и Нидерландов), достигнул собственного апогея. Террор, чинимый испанцами на захваченных землях, достигнул наивысшего предела.

Заглавие картины также имеет некоторый символизм. В те времена Большенный Гретой была названа большая пушка, потому стоит представить, что Брейгель употреблял ее как аллегорию на мотивы войны, которая охватила его страну. В доказательство всему этому мы лицезреем полуразрушенные стенки крепости, горящее зарево пожара и отряд рыцарей, вооруженных целым арсеналом орудия.


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент.

Обилие разных строений и предметов на картине, людей и умопомрачительных созданий, пожара и всецело атмосфера безумия делают у зрителя чувство трагизма и драмы. Использовав образ одержимой Греты, живописец смог передать устрашающую силу сумасшедшей всеразрушающей энергии. Таковым образом, Брейгель в первый раз в нидерландском искусстве сделал композицию, которая в косвенной форме отражала определенный военный конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж государствами. В картине в целом весьма много намеков на настоящую войну тех пор, кутузку, присутствие неприятельских войск.

Обзор картины

Отойдя от традиционной манеры передачи атмосферы хаоса и ада, где главными персонажами постоянно являлась всякая нечисть, живописец изобразил самих людей с их пороками, используя аллегории и метафоры. Так, красноватое зарево, полыхающее на горизонте, и нашествие бессчетных чудовищ совершенно точно гласит о том, что действие происходит в Аду. В центре изображена старая дама в латах и шлеме – это и есть сумасшедшая Грета, узнаваемый персонаж фламандского фольклора.


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент. (Грета, бегущая грабить пекло Ада).

Так как образ безумной дамы, с вытаращенными очами и глупо раскрытым ртом, выполнен создателем так внушительно, то у зрителя не возникает даже колебаний в том, что основная героиня вправду одержима и безрассудна. Вооруженная клинком, она быстро бежит прямо в саму пасть Сатаны, который уже с нескрываемым испугом глядит на нее. Живописец наделил отчаявшуюся Грету грешными чертами: безумством, жадностью и злостью. При чем желание возвратить свое и недоданное ей жизнью, завладевает дамой до таковой степени, что она решается ограбить само пекло Ада, где черти поджаривают грешников на сковородках. И это притом, что ее руки уже заняты добытыми трофеями.

Вслед за спиной бегущей Греты зритель верно может разглядеть на картине массу дерущихся дам. Что все-таки вышло на мосту такового, что вызвало бурный конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия)? Если перевести взор выше, то увидим существо, которое спровоцировало данный инцидент.


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент. (Колдунья сидя на крыше пылающего каменного дома, черпаком на длинноватой ручке выгребает монеты из собственного зада и сыплет их вниз, в массу маленьких дамских фигурок…)

Почти все искусствоведы трактуют ее как колдунью: «Фигура эта еще наиболее затейлива, нежели Грета. Это обоеполое существо с телом дамы и мужской головой. Колдунья посиживает на крыше пылающего, каменного дома… Сзаду платьице откинуто, обнажая зад с огромным отверстием, через которое показывается груда монет. Правой рукою черпаком на длинноватой ручке она выгребает монеты из собственного зада и сыплет их вниз, в массу маленьких дамских фигурок, представленных в бурном движении. » Мы ясно лицезреем как одни дамы на мосту отчаянно мутузят кулаками и палками жителей ада и пробуют сбросить в реку. Остальные же пробуют вынести из пылающего дома мешки с хорошем. Третьи пробуют ловить падающие монеты с «неба». Одним словом полнейший хаос и путаница в действиях, но символика полностью понятна: в аду приходится рассчитываться сторицей за неправедно нажитые земные богатства.


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент. (Дамы, отчаянно мутузящие кулаками чудовищ.)

Как недозволено к слову по этому поводу можно привести нидерландскую пословицу, отвечающую духу картины Брейгеля: «Одна дама производит шум, две – кучу проблем, три – каждогодний рынок, четыре – ссору, 5 – армию, а против 6 у самого Беса нет орудия».


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент. (Дамы, отчаянно мутузящие кулаками чудовищ.)

Интересно, что парней на картине не много и они в главном делают пассивную роль, к примеру, отряд рыцарей, укрывшийся под мостом. Здесь у Брейгеля прямой намек на партизанскую войну, разгоревшуюся в тылу испанских неприятельских войск.

Но, подытоживая вышеупомянутое, хотелось бы отметить, что по большенному счету символический смысл, который вложил Брейгель в эту фантастическую композицию, совершенно точно объяснить совершенно тяжело. Тут и олицетворение зла, и воплощение порочности человечьих страстей, и даже аллегоричное изображение лжи. Но вроде бы там ни было, на собственном полотне, выполненном в неспокойно красно-коричневых красках, Брейгель потрясающе смог передать устрашающую силу энергии разрушения, которая повсевременно нависает над миром в качестве войн, конфликтов, противостояния и вражды.


«Сумасшедшая Грета». Фрагмент.

А именно в виде Греты живописец замыслил показать бесстрашие фламандцев, которое граничит с безумием. Ведь для того, чтоб выступить против всевластного правителя, было надо в реальности лишиться рассудка, так силы были не равными. Ведь не напрасно у классика есть такие слова: «Безумству храбрых поем мы песню». И как показала история всех войн, в этом есть большая правда, невзирая на всю свою кажущуюся абсурдность.

P. S.


И очередное. Шедевр Брейгеля «Сумасшедшая Грета» опосля его написания некое время заходил в коллекцию картин правителя Священной Римской империи Рудольфа II. В 1648 году полотно было вывезено шведскими войсками, и возникло в Стокгольме в 1800-м. Практически спустя столетие, собиратель предметов искусства Фриц Майер ван ден Берг нашел его на аукционе в Кёльне и приобрёл за сущие копейки. Через некоторое количество дней он к собственному удивлению узнал имя создателя. С того времени эта картина заходит в собрание Музея Майера ван ден Берга в Антверпене.

У Брейгеля еще есть одно полотно, авторство которого из-за схожести манеры написания длительное время причисляли Босху. Это картина «Падение мятежных ангелов», иллюстрирующая битву ангелов с уродливыми мутантами и чудовищами преисподней.

Добавить комментарий