В 17 веке важные внешнеполитические и объективные внутренние причины побудили царя Алексея Михайловича реформировать Церковь. Государь хотел воспользоваться ситуацией, когда у России появилась возможность стать оплотом мирового православия. Из-за старых многовековых обрядов русские церковные традиции шли в разрез с каноническими греческими, что нужно было срочно исправлять. Вот только радикализм реформаторов и грубые методы нововведений породили небывалый до той поры раскол, эхо которого не молчит и сегодня.

Последствия Смуты и нарастание противоречий


Никон и старообрядцы. /Фото: mtdata.ru

С 988-го, когда Русь приняла от Византии христианство с его богослужебными книгами и обрядами, русская православная церковь старалась сохранять это наследие в исходном виде. Но по ряду причин, в том числе связанных с периодом Смуты, в обществе появилась весомая прослойка неграмотного населения, повлекшая засилье некомпетентных священнослужителей. К началу 17 века в рукописных церковных книгах в процессе переводов и переписываний появилось множество ошибок и неточностей. Да и богослужебные обряды России сильно отличались от общемировых, идя в разрез с основополагающими греческими обычаями.

Попытки исправить книги по греческому образцу предпринимались и веком ранее. Но несмотря на господдержку, начинания не отличались последовательностью и массовостью. А тотально растущее число церквей по России лишь усугубляло ситуацию. Данью нового времени была также необходимость централизации церковного управления, оптимизация степени власти патриарха и, чего греха таить, увеличение взимаемых с духовенства налогов.

Политические векторы


Принятие решения о присоединении Украины к России. /Фото: mtdata.ru

При анализе приведшей к церковному расколу реформы прагматичные историки делают упор на то, что в преобразованиях нуждалось не только духовенство и паства. В первую очередь государь Алексей Михайлович делал упор на политические цели. В сложившихся реалиях царь увидел возможность укрепить и возвысить положение России, которая в силу старых обрядов была в религиозном контексте отделена от остальных христианских стран. На поверхность всплыла перспектива о выступлении Москвы как Третьего Рима. Алексей Михайлович, судя по всему, решился выводить Москву на уровень Константинополя. Россия вполне могла стать преемницей Византийской империи, для чего потребовалось усовершенствовать и довести до нужного уровня религиозную сторону жизни русского народа, исправить несоответствия с классическим укладом греков.

Параллельно ситуация требовала укрепления внутренней власти, для чего необходимо было унифицировать все сферы общественной жизни, ввести единый свод неприкасаемых требований. По этой причине и появилось одобренное царем «Соборное уложение» от 1649 года. Не последним побудительным поводом к эскалации реформ стало присоединение к России в 1645-м левобережной части Украины. Для грамотного воссоединения нужно было исключить все возможные конфликты и, в первую очередь, религиозные. Ведь до того момента украинская церковь существовала в подчинении Константинопольскому греческому патриарху, проведя необходимые реформы. И обрядовые толки русских заметно отличались от украинских.

Некомпетентность Никона


Черный Собор противников реформы. /Фото: regnum.ru

По решению царя возглавить духовенство поручено было патриарху Никону. Именно он отвечал за ряд реформ, направленных изменить некоторые аспекты церковной жизни. Причем, сам Никон авторитетом у священников не пользовался, не имея и достаточного опыта для масштабной деятельности. Основными нововведениями имени Никона стали замена двуперстия на наложение крестного знамения тремя пальцами, скорректированное направление крестного хода, отмена земных поклонов в пользу поясных, новый порядок славословий в ходе службы и некоторые другие.

Несмотря на чисто внешнюю, не затрагивающую суть православия природу новшеств, простой набожный люд взбунтовался. Реформы воспринялись как посягательство на веру предков. Некоторые старообрядцы даже увидели в царе пришедшего Антихриста. Главным идеологом протестного движения стал протопоп Аввакум, нашедший множество последователей. Население России в 17 веке было поистине верующим. Атеистов в тот период попросту не существовало. Монархическая власть шла рука об руку с Церковью, что было абсолютно естественно. В то время идти против царя означало то же, что взбунтоваться против бога. По этой причине и противники церковных нововведений с ведома Алексея Михайловича и патриарха Никона считались вероотступниками. Позже, высказываясь о церковной реформе и Никоне, Екатерина II признавалась, что последний вызывает в ней отвращение. По мнению императрицы, неумелые, грубые и жестокие действия патриарха повергли Отечество во мрак, а царь-отец с легкой руки высшего священника превратился в тирана.

Благие цели и трагические следствия


Реформа церкви обернулась лишениями жизней несогласных. /Фото: i.pinimg.com

Никон не просто отверг вековые традиции русского народа, оказалась поруганной вся культура. При этом никакой разъяснительной работы с людьми не проводилось. Насильно насаждаемые новые обряды привели к расколу не только в церковной среде, но и во всем обществе. О необходимости экстренного реформирования православной церкви в 17 веке все еще спорят. Причем, оппоненты аргументируют свои позиции убедительными доводами. С одной стороны, нововведения несомненно имели благие цели, но преподнесены оказались резко и неграмотно. Итоги неразумно проведенных реформ доказывают, что важным неучтенным аспектом была техника их реализации.

Радикальные методы Никона стали катастрофическими для России. Старообрядцы, по сути, не расходились с православной церковью в догматах. Они лишь в силу объективных причин не признавали резкую отмену некоторых вековых обрядов, инициированных Никоном. Правительство, встречая повсеместное сопротивление утвержденной реформе, пошло на репрессии против староверов. Не поддержавших нововведения преследовали и заставляли в один момент отказываться от закостенелых в веках убеждений. Самых непокорных пытали, отправляли в ссылки, вырывали языки и казнили. Была сформирована даже специальная «инквизиция», занимавшаяся делами «вероотступников». Так, попытка создать вторую Византию закончилась для России расколом, гонениями и насилием.

Добавить комментарий