Голосование через веб может решить массу заморочек, в том числе и сделает вероятным голосование в период эпидемий. К тому же в Рф интенсивно внедряются цифровые сервисы, а у портала «Госуслуги» уже наиболее 100 миллионов юзеров. Но будет ли такое голосование добросовестным и прозрачным? О этом нашим читателям поведал политолог Артем Косоруков.

Практические шаги по внедрению процедур электрического голосования в современном мире осуществляются уже наиболее 15 лет. Так, в Эстонии еще в 2005 году граждане получили возможность голосовать на выборах с внедрением собственных личных электрических профилей, а на выборах в Европейский Парламент в 2011 году любой 4-ый избиратель проголосовал в электрическом виде, не выходя из дома.

При всем этом в Рф процедура электрического голосования до недавнешнего времени применялась лишь в Москве, а именно, на выборах в Мосгордуму в сентябре 2019 года, но в наиблежайшие годы данная процедура может показаться и на выборах в Муниципальную Думу, а в перспективе и на выборах Президента Рф. Совместно с возможностью голосования по почте, расширением периода голосования от 1 до нескольких дней – данная инициатива может стать новейшей вехой в развитии избирательного процесса в современной Рф, содействуя наиболее удобному и технологически продвинутому роли людей в выборах всех уровней.

Согласно крайним поправкам в статьи 37 и 38 Федерального закона «О главных гарантиях избирательных прав и права на роль в референдуме людей Русской Федерации», голосование на выборах и референдумах, в том числе, федерального уровня, может проводиться по почте либо в формате дистанционного электрического голосования, под которым понимается «голосование без внедрение бюллетеня, сделанного на картонном носителе, с внедрением специального программного обеспечения», к примеру, на базе портала муниципальных услуг.

При всем этом порядок голосования и случаи, когда оно может проводиться, устанавливает Центризбирком (зависимо от уровня организационной и технической подготовки определенного субъекта федерации).

Одной из предложенных поправок стала норма, предусматривающая сбор подписей избирателей с внедрением «Одного портала муниципальных и городских услуг (функций)» (любой субъект Русской Федерации для этого должен принять надлежащие поправки в региональное законодательство). При всем этом при помощи «Одного портала госуслуг» быть может собрано не наиболее половины подписей избирателей, которые нужны для регистрации кандидата либо перечня кандидатов (чего же в принципе недостаточно, потому что даже в самом менее интернетизированном регионе Рф процент людей, имеющих доступ к сети Веб и порталу госуслуг, превосходит 68%).

Беспристрастными ограничителями по внедрению процедуры дистанционного электрического голосования выступает все еще недостающая распространенность портала госуслуг посреди русских людей (103 млн аккаунтов на 109 млн избирателей), технологическая неготовность и отсутствие даже пилотного опыта в сфере электрического голосования у большинства регионов, отсутствие нужных и достаточных методов контроля процедуры дистанционного голосования как со стороны избирательных комиссий, так и со стороны правоохранительных органов, в первый раз сталкивающихся с схожими вызовами (начиная с нелегального доступа к аккаунтам избирателей и заканчивая кибератаками на портал госуслуг).

Даже в пилотном столичном голосовании на базе портала mos.ru избиратель еще пока не имеет способности проверить, подан ли его глас за того кандидата, за которого он в реальности проголосовал.

Кроме остального, ряд профессионалов задаются вопросцем, как в случае проведения дистанционного электрического голосования обеспечить прозрачность и общественную подотчетность данного процесса, организовывать работу независящих наблюдателей и фиксировать вероятные нарушения, надзирать правильность занесения данных в протоколы голосования и оговаривать их в досудебном и судебном порядке.

Для всего этого будет нужно принятие значимого количества поправок в действующие нормативно-правовые акты, также обкатка и улучшение правоприменительной практики в данной области, сопряженные с неминуемой политизацией данного вопросца (чего же стоит хотя бы демонизация вышек мобильной связи 5-го поколения и фейки о «чипизации» под видом антивирусной вакцинации).

Невзирая на то, что новейшие технологии обычно вызывают неприятие со стороны определенной части населения, начиная с британских луддитов начала XIX века и заканчивая современными критиками биометрической идентификации и аутентификации, дистанционное электрическое голосование является знаковым достижением цифровой эры начала XXI века, очень приближающим избирательный процесс к рядовому гражданину и позволяющим ему в период голосования в любом месте и с помощью хоть какого присоединенного к Вебу устройства – избирать и быть избранным, другими словами реализовывать свои конституционные права.

Наиболее того, в критериях различного рода глобальных флуктуаций, к примеру, распространения COVID-19 и остальных био угроз, дистанционные технологии, возможно, продолжат свое масштабное распространение поверх обычных институтов и процедур общественного управления.

Добавить комментарий