Ещё год-два назад виртуальные иностранцы с виртуальным восхищением рассказывали виртуальным авторам разительное отличие ночной России от ночных Штатов, Британии, Франции etc. Умиляло таких иностранцев вот что: в России круглые сутки «всё открыто». А примером такой «всёоткрытости», помимо, конечно, клубов и ресторанов служили бесчисленные магазинчики «во дворах».

В них действительно можно было в любое время купить продукты, батарейку на пульт для телевизора, перчатки и даже (из-под полы) запрещённый законом от 2013 года алкоголь после 23:00 (в регионах, что «святее Папы римского» – уже после 22600).

Сейчас таких магазинчиков, над дверью которых в те времена обычно красовалась вывеска «продукты круглосуточно» всё меньше. Скоро, похоже, не будет совсем.

В связи с появлением такой тенденции к очередному массовому вымиранию в России очередного массового бизнеса не могут не возникнуть вопросы. Почему так происходит? И – есть ли у таких магазинчиков будущее?

Содержание статьи

    1 …и катарсис…2 Без водки ночью много не наторгуешь3 Диктат собственника и абсолютная уязвимость4 Закон суров… и неадекватен5 Все-в супермаркет!

…и катарсис…

Собственно, о небольших не сетевых магазинах речь идёт просто потому, что они у всех на глазах. И да, они закрываются. Только вот сама тенденция охватила все российские предприятия малого и среднего бизнеса. А небольшой магазин почти в 100 процентах случаев – в этой категории.

Так вот,

ещё весной минувшего года счёт закрывающимся МСП (малым и средним предприятиям) пошёл на тысячи по всей России. Эксперт «Ъ», президент Ассоциации малоформатной торговли и член «Опоры России» Владлен Максимов в марте 2020 года заявил: обстановка критическая: «Деловое объединение проводит собственные опросы, которые показывают – предприниматели уже на грани. Ситуация близка к катастрофе, особенно несетевых продавцов по торговле продуктами. Магазины закрываются сплошь и рядом, некоторые даже не закрыты административно, просто они не выдерживают конкуренции, потому что нишевые продукты, сейчас людям не до этого, они готовы экономить и ради этого там дальше проехать, то есть маленькие магазины закрываются».

Прогнозы юристов той весной тоже оптимизма не прибавляли.

управляющий партнёр Адвокатского бюро «Бишенов и партнёры» Алим Бишенов рассказывал «Ъ-FM»:

«В последние дни число консультаций по поводу ликвидации ИП резко выросло. И это только начало. Думаю, что эта волна будет нарастать. У малого бизнеса подушка безопасности достаточно маленькая».

И прогнозы, и смутные предчувствия оправдались.

Россия к августу 2020 года потеряла 1 миллион 95 тысяч 423 микро, малых и средних предприятия (МСП), или почти каждый пятый бизнес в этом секторе,

подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Эти данные растиражировали все серьёзные и даже лишь претендующие на серьёзность российские СМИ. Правда, интерпретировав цифры каждый по-своему.

«2020 год стал одним из самых тяжёлых для бизнеса, особенно для малых предприятий. В ситуации карантина и тотального падения спроса многие небольшие компании не смогли пережить кризис», – констатировала весной президент FinExpertiza Елена Трубникова. Кульминация…

…и катарсис: параллельно закрытию миллиона с лишним МСП в России появилось 848,5 тысячи новых. В результате общая цифра уменьшения количества МСП за восемь месяцев 2020 года составила 240 тысяч, или на 4,2 процента.

А начиная с сентября, по данным единого реестра субъектов МСП, количество предприятий малого и среднего бизнеса увеличилось на 100 тысяч после резкого падения. По информации ФНС, на 10 декабря 2020 года в России численность микро, малых и средних предприятий составляет 5,7 миллиона. А год назад их было чуть более шести миллионов.

Без водки ночью много не наторгуешь

Среди безвозвратно закрывшихся малых и средних предприятий, надо полагать, несомненное большинство – именно не сетевые, компактные, работавшие круглосуточно магазинчики. Причин их закрытия несколько. Это

    Конкуренция со стороны расплодившихся сетевых гипермаркетов
    Законодательный запрет на ночную торговлю алкоголем
    Высокая арендная плата
    Отсутствие «подушки безопасности»

Разумеется, не обошлось и без вездесущей пандемии, но своё влияние вирус на исследуемую сферу деятельности малого и среднего бизнеса оказывает так же, как и на остальные. Следовательно, на факт безусловного лидерства маленьких магазинов по количеству разорившихся в сравнении с остальными МСП этот аргумент не влияет.

Итак, конкуренция.

Елена Делянкина, хозяйка небольшого (около 100 кв.м) помещения, где прежде располагался её же продуктовый магазин, сейчас просто сдаёт всю его площадь в аренду:

– В нескольких сотнях метров от моего магазина два года назад открыли гипермаркет. И люди со временем перестали заходить ко мне, даже те, что живут поблизости. Они предпочитают больший выбор, их радуют всякие интересные акции, которые предпринимают крупные маркеты, постоянные скидки, да и реклама свою роль играет. На всё это я пойти не могу. Кроме того, в конечном счёте, цены у меня подчас ниже, чем даже на товары со скидкой в этом супермаркете. Но ведь не встанешь же у дверей и не будешь каждому прохожему кричать: «Заходите, у меня дешевле!» Правда, дешевле ненамного, и мы ведь не на базаре… В общем, сейчас у меня косметикой торгуют. И уже жалуются на запредельно высокую арендную плату, будут уходить. Так что и помещение я выставляю на продажу. Конец бизнесу.

Мощный удар по маленьким магазинам нанесло государство, законодательно запретив продавать алкоголь ночью. Напомним, что с 1 января 2013 года вступили в силу изменения к Федеральному Закону № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В результате продажа алкоголя в России запрещена с 23:00 до 08:00. По решению местных властей этот временной промежуток может быть изменён, но лишь в сторону увеличения.

Аминат Лайманова – директор небольшого круглосуточного продовольственного магазина. Здесь можно (но лишь за наличные, и если ты уже примелькался) взять водку, вино или пиво в любое время.

– Наш магазин принадлежит начальнику райотдела полиции, – усмехается Аминат,– поэтому пока не трогают. А клиентура наша ни за что не сдаст, и свидетелями никто не пойдёт, если вдруг какая несанкционированная хозяином проверка случится. Мы ведь для ночных покупателей – как колодец в пустыне, в округе нет больше никого. И, кстати, ночная выручка на алкоголе порой вдесятеро превышает дневную по всему ассортименту.

(Ремарка для правоохранительных органов: если что, этот магазин и его директора автор полностью придумал, в нашей стране ФЗ № 171 никто, даже под «крышей» полковников полиции, не нарушает, нет, нет! – авт.)

С вступлением в силу закона о запрете ночных продаж алкоголя закрылись не тысячи – сотни тысяч маленьких магазинчиков во дворах городов и в сёлах. Но кто их считал, и кто о них сожалеет – чиновничьи понты в стране рулят. Или зафиксированная законодательно возможность монополизировать ночной рынок спиртного

Диктат собственника и абсолютная уязвимость

Приведённые в пример бойцы торгового фронта не имеют проблем с помещением – и всё равно, Елена Делянкина сворачивает бизнес, а магазин Аминат Лаймановой давно закрылся бы, имей он другого хозяина.

В том числе и по следующей причине: арендная стоимость коммерческой недвижимости почти в любом городе России выше, порой в разы, даже арендной стоимости жилья. И растёт – не угнаться. 20-метровая квартира, например, В Екатеринбурге сдаётся за 16 тысяч рублей (инф – сайт MILTAR), в то время как аренда коммерческой недвижимости в этом славном городе колеблется от 25 до 50 тысяч рублей за сравнимую площадь. То же в южном Ставрополе: 8-10 тысяч рублей за 30-метровую однушку – и 15-20 тысяч за сравнимое по площади коммерческое помещение (инф – агентство недвижимости «Феникс»).

Ещё одна из наиболее весомых – но далеко не последняя причина разорения малых и средних предприятий в России, и, в частности, маленьких магазинов – уязвимость МСП перед внешними вызовами, в том числе, искусственными.

Марк Гойхман, эксперт «TeleTrade групп» так определил этот фактор в беседе с журналистом РБК:

«Специфика малого и среднего бизнеса состоит в том, что он, как правило, ориентирован на те сферы, которые более всего страдают от ограничений на передвижение людей… Малые и средние предприятия обычно уязвимы и в том, что имеют меньше резервов и возможностей выживания по сравнению с более крупными компаниями, меньший доступ к кредитам, госзаказам».

Закон суров… и неадекватен

Коммерческий директор компании «Невада» Михаил Конов (Группа компаний «Невада Групп» осуществляет свою деятельность на рынке продуктов питания Дальнего Востока) в интервью корреспонденту ИА РЕГНУМ рассуждает:

«…Существующая налоговая политика значительно снижает свободу маневрирования для предпринимателя, а это ключевое условие существования малого и среднего предпринимательства (МСП), и оно утрачивается… Если говорить о главных врагах МСП сегодня, то в настоящее время тормозят рост занятости в секторе МСП зарплатные налоги.

[]… Налоговая нагрузка на зарплату – это примерно 50 процентов от чистой суммы, которая выплачивается работнику, и многим работодателям становится невыгодно брать людей официально на работу. Такой бизнес начинает искать обходные пути, например, держать работников за штатом, и искать другие уловки.

Мешают росту занятости и высокие ставки кредитов на развитие для малого и среднего бизнеса. Банки боятся потерять деньги».

Чтобы занятость в секторе МСП начала интенсивно расти необходимо снижение зарплатных налогов, прозрачная фискальная политика с низкой налоговой нагрузкой для предпринимателей, льготные ставки кредитования».

Но приведённое мнение эксперта – лишь банальная надводная часть айсберга.

Со следующего года будет отменён Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). В результате налоговая нагрузка на МСП, по разным оценкам (это зависит от сферы деятельности предприятия) вырастет от 1,5 до 10 раз. Или вот – онлайн-кассы.

«Введение касс-онлайн – вспоминает бывший мэр Нижнего Новгорода, председатель нижегородского регионального отделения «Опора России» Владимир Панов в своей статье, опубликованной в нескольких российских СМИ, – преподносилось как освобождение от сдачи отчётности в налоговую инспекцию. В итоге за приобретение самих касс, пост-систем, 2D сканеров штрих кодов, за установку и обслуживание всего этого пришлось заплатить десятки тысяч рублей. Кроме того – ежегодная плата за фискальные накопители (8000 рублей), базовую лицензию для сдачи отчётности (7000 рублей), электронный ключ (рутокен) – 1500–3000 рублей».

Установка системы ЕГАИС (это единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), тоже обязательна для магазинов, торгующих алкоголем, с 2015 года.

Вот расчёт того времени (суммы в рублях):

    2D-сканер – около 10 000
    ПК – 10 000-15 000
    Фискальный регистратор – от 22 500
    JaCarta – 5 000
    Программа 1С – 4000-5000
    Апгрейд программы 1С – 3 000

Все цифры – по минимуму. Всего – более 60 тысяч рублей. Сейчас эту сумму можно смело удваивать.

Сопоставимо со всей месячной прибылью среднестатистического маленького магазинчика в селе или возле дома.

Продажа сигарет – ещё одна статья, безусловно стабильного, казалось бы, дохода маленького магазина. Но и здесь российский закон – враг предпринимателя. С 1 июля 2020 года введён запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий, а весь учёт маркированного товара должен вестись через системы электронного документооборота. Для этого ранее каждой пачке сигарет присвоен свой уникальный QR-код, который сканируется при приемке сигарет и должен сканироваться при продаже. Оборудование, необходимое для такого сканирования, стоит десятки тысяч рублей.

Готов ли хозяин маленького сельского или городского магазина к таким тратам?

Все-в супермаркет!

Все эти частности, по отдельности цивилизующие и осовременивающие продуктовую торговлю в стране, объединившись, становятся невыносимым грузом для хозяина маленького магазина. А ко всему этому присовокупляется пониженный спрос, обусловленный снизившейся покупательской способностью населения.

Маленькие магазины, уже закрывшиеся, разорённые «оцивилизовыванием и осовремениванием», не вернуть. Есть надежда на возникновение в описанных условиях новых? Судя по всему вышенаписанному, нет. Слишком уж их государство, как видно, ненавидит. А вот не столь ненавидимые нашим государством малые и средние предприятия других сфер деятельности, по мнению эксперта «TeleTrade групп» Марка Гойхмана, «полностью смогут восстановить обороты не ранее, чем к 2022 году».

Не ранее, но всё же смогут. А за хлебушком? Все – в супермаркет.

При подготовке статьи использованы изображения, представленные в свободном доступе, а также материалы ИА Регнум, ИД «Коммерсант», ИА РБК.

Добавить комментарий