Через 20 дней опосля памятного схватки у Рябой Могилы, которое различалось не масштабом, но примененными тактическими новаторствами, генерал Румянцев одержал еще наиболее эффектную победу у реки Ларга. Еще две недельки спустя его ожидает звучная победа в сражении под Кагулом: эти три битвы положили начало использованию нелинейной стратегии и дозволили Румянцеву встать в один ряд с Суворовым в качестве отца российской военной доктрины.

В чем состояло то самое тактическое новшество Румянцева, которое в итоге принесло ему победу? Он отказался от построения войска в одно огромное каре, разбив его на несколько дивизионных и полковых, которые были наиболее мобильны и могли действовать автономно друг от друга. Граф сделал ставку на выучку боец, предоставив им возможность проявлять инициативу. Перед фронтом каре на передовых позициях действовал рассыпной строй егерей.

Численность войска врага к началу битвы при Ларге составляла 80 тыщ человек. Они расположились на укрепленных позициях за рекой, участок находился довольно высоко и дозволял отлично просматривать округи.

Под командованием Петра Александровича Румянцева было 38 тыщ боец. Российские превосходили только количеством артиллерийских орудий. Невзирая на значимый перевес противника, Румянцев решил штурмовать первым. Нападение было нежданным: российское войско начало пришествие с фланга в ночь (то есть темное время суток) на 18 июля. Генерал отдал приказ не тушить костры, разведенные с вечера в лагере. Это позволило усыпить внимательность врага, полагавшего, что российские находятся на собственных позициях.

10 на 1-го: как российский гарнизон отстоял крепость Баязет

Увидев русскую армию, неприметно переправившуюся через Ларгу к флангу, командование турков начало спешно перекидывать войско и артиллерию с фронта на атакующих. Это позволило 6 отдельным каре из российских боец ворваться в лагерь неприятеля прямо с фронта. Турки пробовали подключить артиллерию, но оккупированные врасплох артиллеристы действовали неэффективно. В схватка двинулась 2-ая линия российских: сила удара существенно возросла. Ошарашенные турки к полудню 18 июля бежали, бросив всю артиллерию и обеспеченный обоз. В сражении погибло выше тыщи боец врага, в два раза больше оказались в плену, утраты российской армии — 29 убитых и 61 раненый.

— Враг с такими величавыми силами имел лагерь на превысокой и неприступной горе с широким ретраншаментом, и его канонада командовала всею окрестностию. Но что не может преодолеть воинство, усердствующее к славе собственной монархини! Мы, невзирая на все сии прибыльные позиции, на рассвете с различных сторон поведши атаку, вышыбли штурмом врага из всего его лагеря, поражая сопротивляющихся и брав одно за остальным укрепления, коих было в оном четыре, — писал граф в реляции императрице Екатерине II о сражении.

Битва при Ларге подкосила моральных дух турецкой армии и укрепила веру российских в свои силы. В сочетании с новейшей стратегией это заложило базу для удачного финала 1-го из главных схваток русско-турецкой войны 1768-1774 годов: битвы при Кагуле, которая стала наикрупнейшей победой над турецкой армией в Европе.

Добавить комментарий