Мама Лена

У Лены Камбуровой умопомрачительный дом. Как как будто огромная птица присела посреди кустов, не успев сложить крылья. Его спроектировали монахини Ново-Голутвина монастыря. Странноватая история, вообщем, как и все вокруг. «Ты хочешь, чтоб я был гибкий, как ветла. Чтоб я мог не разгибаясь, гнуться. Но я другое дерево», как поет Камбурова.

«Я дружу с ними, подворье монастыря находится рядом. Желала маленький домик. Но монахини размахнулись. Мама Лена, на все руки мастер, фактически выстроила этот дом. Я поначалу ужаснулась такового большого, но позже привыкла», — ведает актриса с таковой знакомой по тону, кажется, неуверенной, застенчивой интонацией.

Сруб из темного, как как будто ему 100 лет, дерева собственной простотой и распахнутостью никаким боком не устанавливается к архитектуре холеных, обнесенных глухими заборами особнячков дачной деревушки Воловичи. Дому глядеть окнами в поле ничего не мешает: нет даже виртуальной рабицы, которая хотя бы наметала межу хозяйства. Бескрайняя природа впереди.

Певица Любовь Казарновская высадила деревья в роще под Ярославлем

«Тут так тихо. Ничто не принудит меня создать мощнейший высочайший забор. Вытерпеть не могу, когда отгораживаются», — гласит хозяйка. Мы идем мимо гамака на открытой террасе («Мое пространство, тут люблю читать»), через гостиную, где в углу возлюбленная икона Ксюши Петербуржской, поднимаемся на 2-ой этаж. Там все устроено для друзей. Светло и прохладно. Стол большенный, древесный, авторский. «Не Рядинского ли?» — спрашивает фотокорреспондент. — «Буквально», — прямо зажигается хозяйка. Зодчий, создатель старой российской деревни «Былина», Анатолий Васильевич дружил со почти всеми известными людьми. К нему приезжали и Алла Пугачева, и Борис Ельцин, и Джим Керри. А Камбуровой он привез этот изготовленный по древним техникам стол прямо домой. В подарок. Завтра за ним просто разместится большая компания из театра. Позже сумеет и переночевать: топчанов в доме тоже хватает.

На стенке символическая и весьма возлюбленная фото: посреди именитых французских шансонье — обожаемый Жак Брель. Она случаем попала на его концерт в театре Эстрады. Сплав актерского мастерства и вокала так потряс молоденькую Камбурову, что одним из первых спектаклей ее театра стала через много лет постановка «Здрасти, Жак Брель!», где она соединила Бреля и Высоцкого.

Как выражается Лена Антоновна, дом полон клоуноподобными созданиями. Посреди их роскошный Пьеро — цитата из еще 1-го известного спектакля «Игра снов», нескончаемый спутник и альтер эго певицы.

— Чем для вас так близок этот бледнолицый француз?

— Пьеро способен на все. Он быть может и таковым, и сяким. Это — человек, который открыто гласит то, что он желает. Смелый и трогательный.

Владимир Дашкевич написал целый цикл песен на стихи Мандельштама. Они меня потрясли. Когда выступала, постоянно задумывалась: в зале какой-либо стукач да найдется. И находился…

Также смело и трогательно Камбурова во время вручения Госпремии попросила президента посодействовать слабеньким. «Я посиживала и ожидала собственной очереди. Не задумывалась, что это скажу. Слушала, как люд славословит, — вспоминает уже давнишнюю историю Лена. — И вдруг решила, что самое основное в нашей жизни зависит от того, как общество относится к беззащитным людям и звериным. Вышла и произнесла. У президента мои слова не вызвали недопонимания. А вот у неких коллег — да. Я лицезрела их лица: на их не было сострадания…»

У Лены Камбуровой умопомрачительная дача. Ее спроектировали монахини примыкающего монастыря. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Мальчишки

Цокая когтями по лестнице, в комнату ворвался юный радостный пес, черномазый, с желтоватой бляхой в ухе. Такие вешают бескровным и привитым от заразительных для человека заболеваний собакам. «Мальчишка?» — вырвалось от нежданности.

— Мы зовем его Чернышом, он ничей и весьма к нам привязан. Да и «Мальчишек» в моей жизни было много, — осознав намек, разъясняет Лена Антоновна. — Мальчишка-первый — это существо, весьма любимое Фаиной Раневской. Он, на самом деле, сделал мне протекцию. Когда я пришла впервой к Фаине Георгиевне, он так ко мне по-доброму отнесся, что даже изумил хозяйку. Пес далековато не всех привечал. Потому Раневская произнесла: «Приходите!»

Народный артист Жора Штиль поведал, как поменялся театр

Совершенно это волшебство, что мы с ней повстречались. Мне было лет 20 5, когда, уже будучи актрисой, я читала на радио «Молодость» горьковскую «Нунчу». Раневская услышала запись и отреагировала письмом, которое начиналось словами: «Никогда не писала на радио… А далее всякие комплименты. Я тогда не поразмыслила, что нужно ее отблагодарить, мне не приходило в голову ее сиим тревожить. Но как-то один знакомый, который знал о письме Раневской, сказал: пищу к Фаине Георгиевне, если хочешь, давай со мной. Мы приехали и были встречены весьма сердито. Но позднее она смягчилась. Я скромненько посиживала в углу, Раневская спросила: «Кто вы таковая?» Я говорю: «Камбурова». Тогда и она изрекла: «Деточка, отлично, что вы не фифа!» А здесь к тому же Мальчишка мне службу сослужил. Меня до сих поражает, что она запомнила мою фамилию.

История Мальчугана-второго стала монументом брoдячим звериным «Сострадание».

— Эту собаку все весьма обожали. Она жила при метро «Новослободская», там ее прикармливали, а позже юная женщина ее уничтожила, — гласит Лена Антоновна весьма буднично и от этого делается не по для себя. — Подошла и стукнула ножом… Это нас всех потрясло. Собрались сделать монумент. Сделали совет попечителей, куда не считая меня входили Белла Ахмадулина, Элина Быстрицкая, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер и почти все остальные деятели искусства. Тяжело было достигнуть, чтоб монумент поставили в переходе метро. Но на данный момент медная голова Мальчугана поблескивает, поэтому что все его гладят.

Камбурова ведает и ничего не замечает, уповает трехцветная кошка Паша. Можно прыгнуть на колени и свернуться клубком. Не неудача, что наряженное, шоколадного цвета платьице певицы будет в шерсти.

— Мне предки никогда ничего не внушали, — хозяйка делает вид, что ничего не замечает. — Но я с юношества безрассудно обожала животинок — и кошек, и собак. Постоянно соображала, как им тяжело живется, в особенности бескровным. И позже тот, кто способен оскорбить бессловесное существо, не задумываясь обидит и унизит человека… Люблю вспоминать историю, как в Нью-Йоркском зоопарке стояло зеркало, а под ним надпись: «Самое опасное существо на Земле»…

2-ая кошка Камбуровой Люсик (сокращенно от Львусик) — персиковый лохматый зверек, только мелькнул собственной гривой и скрылся в холодной тени вишен.

Дом полон клоунов. Посреди их и куколка Пьеро. Этот бледнолицый француз — альтер эго певицы. Трогательный и смелый. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

И цветочки, и шмели, и травка

Солнце в зените. В теплице буйствует капуста, на клумбе совместно с цветами — картошка, пышноватый кустик чертополоха на скошенном хозяйском поле — краса летней дачи! «И цветочки, и шмели, и травка, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…» — приходит на разум Иван Бунин в выполнении Камбуровой.

Она любит лето за то, что зацветают ромашки, «божественные глаза», совершенно благоволит к полевым цветам, которые вырастают сами по для себя. Но вот летним человеком, ни по духу, ни по темпераменту и эстетическим предпочтениям, Лену Антоновну именовать тяжело. В ее пикантном и тихом искусстве пушкинская осенняя глубина и поэзия. «По красе, естественно, ничто не сравнится с в осеннюю пору, — актриса замечает, что находит полное осознание. — Такое обилие красок, мерклых, мягеньких. В особенности неплохи в осеннюю пору деревья. Вот у меня тут перед крыльцом — 5 березочек. Ничего нет трогательней. Деревья для меня — удовлетворенность земли. Они тоже живы. К слову, не так давно выяснила, что Антон Павлович Чехов старался всюду, где бывал, высадить кустик, дерево».

Худрук "Сатирикона" Константин Райкин празднует 70-летний юбилей

«Остальные деревья» — это совершенно тема творчества. К примеру, нужно быть «остальным деревом», чтоб начать петь Гумилева, которого расстреляли за антисоветский комплот, и Мандельштама, который поставил диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании): «Мы живем, под собою не чуя страны…»

— Я как-то с самого начала сообразила, что песни со средними стихами меня не устраивают. Владимир Дашкевич написал целый цикл песен на стихи Мандельштама. Они меня потрясли. Когда выступала, постоянно задумывалась: в зале какой-либо стукач да найдется, чего-нибудть куда-нибудь напишет. И вправду, писали. У меня с репертуаром бывали трудности. Весьма рано сообразила, что в стране происходили страшные вещи. Не только лишь поэтому, что родственники репрессированы. По стихам сообразила. «Реквием» Ахматовой, который я исполняла, не мог на меня не подействовать. Окуджава умопомрачительный. Это для меня таковой вот самый-самый дорогой человек, поэтому что он писал лишь о доброте, о красе. По его песням можно обучаться жить. «Совесть, благородство и достоинство. Вот оно святое наше воинство! Протяни ему свою ладонь, за него не жутко и в огнь». Это программка жизни.

Про совесть и достоинство ранее гласили на кухнях, сейчас вот на дачах. Тихий глас поколения, предпочитавшего стихи остальным видам искусства, не расслышать из личного авто, на котором из-за коронавируса глядят концерты звезд на стадионах. Либо: «Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладошки со лба»?

— Попса, к счастью, не все убила. Когда я начинала, студенческая молодежь весьма интересовалась поэзией. Вообщем, были встречи и с иной аудиторией, когда люди недоумевали: «Я такое дерево»? Что это? Про что это?» Привыкшие к русской эстраде, они не представляли, что можно выражать себя в песне и по-другому. На данный момент смотрю в совсем иной прагматичный зал. О вырождении песни не много кто гласит, а ведь мы такие, какую музыку слушаем.

Но вот нежданность: в Краснодаре появился фан-клуб Лены Камбуровой. Группа мальчишек и девченок, которым по 14-15 лет, изучают ее записи, отлично знают песни. Быть может, мир еще оборотится к иной музыке на величавые стихи?

Блиц-опрос

Тени звука

Про вас молвят: Камбурова — это искусство тишины…

Лена Камбурова: У меня есть песня, которую я пою не звуком, а «тенью звука». Без микрофона это нереально. Песня Окуджавы «Опосля дождичка». Если я ее буду петь звучно, она пропадет. Крупно звучит лишь шепот.

Ваша возлюбленная военная песня?

Лена Камбурова: Если выбирать одну, то это «Простите пехоте» Булата Окуджавы. Но у нас есть спектакль «Победа-реквием». Я весьма его люблю и сама в нем участвую.

Откуда родом ваши предки?

Лена Камбурова: Мои корешки в Донецкой области. Там со времен Екатерины Величавой было много греческих поселений.

Добавить комментарий