Кажется, о романе «Лолита» общие представления имеют почти все. Кое-кто лицезрел экранизации, и много человек прочитали саму книжку. И всё же большущее количество людей на самом деле пропустило те детали, которые молвят о том, что основному герою веровать недозволено и «Лолита» — книжка не о любви.

Рассказ Гумберта навряд ли полон искренности


Если взять книжку в руки и перечитать, видно, что он обращается к присяжным перед трибуналом. Почти все из того, что он написал, ориентировано на его оправдание: ведь он убийца (и это не единственное его грех, как надо из его же рассказа). Потому лучше глядеть на его дела, а не на слова. Создатель ловко пользуется противопоставлением первого и второго, создавая резкий контраст.

Это видно, в главном, на сценах с Лолитой (но они составляют огромную часть книжки). Всякий раз, как Гумберт выдаёт свою интерпретацию происходящего, рассуждает о собственных тонких и трепетных эмоциях, Набоков немедля выдаёт конкретную реакцию Лолиты на происходящее, от непроизвольной физиологической до поступков и слов, произнесенных ею вслух. Стоит начать уделять свое внимание на это противопоставление, и та иллюзия, которую пробует сделать Гумберт вокруг собственной личности и собственных отношений с падчерицей, рассеивается.


Кадр из кинофильма *Лолита* 1997 года.

Гумберт управляется по жизни желаниями, а не эмоциями


Большая часть помнят лишь первую злосчастную любовь Гумберта и, через много лет, Лолиту – которая будто бы стала его шансом обожать ту же девченку опять. По сути, межде первой любовью и Лолитой была ещё супруга. Гумберт заключил с ней брак, когда ему показалось, что она довольно похожа на девченку, но когда сообразил, что она половозрела по всем признакам, начал её унижать и избивать. Хотя довольно было развестись, раз она его так не устраивала. В конце концов, естественно, дама отыскала для себя заступника – мужчину, который полюбил её как даму, а не как заменителя ребёнка. Гумберт весьма сожалел, что из-за этого мужчины не сумел уничтожить свою супругу.

Не считая того, кроме Лолиты он повсевременно удовлетворял свои желания за счёт деток. Он повсевременно посиживал на детских площадках с той же целью, с какой в наше время посещают «взрослые» веб-сайты. Подсматривал за соседскими детками с биноклем. Посещал сиротские приюты, используя для этого свои связи. Находил для себя несовершеннолетних продаваемых взрослыми девченок. Набоков откровенно указывает, что детки для Гумберта – это о желаниях, а не о эмоциях.


Кадр из кинофильма *Лолита* 1997 года.

Совращение Лолиты спланировано


С мамой Лолиты Гумберт познакомился практически случаем. Он собирался тормознуть у знакомых, у каких была дочь младшего подросткового возраста, и по дороге к ним строил планы, как воспользуется девченкой. Но в итоге дом сгорает. Гумберту ни на миг не жаль оставшихся на улице знакомых, он досадует лишь о том, что план сорвался. И в итоге находит даму с ребёнком тех же лет, что дочь знакомых, к которой и применил план. Мало непохоже на нежданную, спонтанную влюблённость, с которой он ничего не мог поделать.

Далее он приступает к выполнению плана без колебаний. Женится на мамы Лолиты, чтоб получить к девченке неизменный доступ, и подвергает здоровье и жизнь супруги угрозы, тестируя на ней различные дозы снотворного. Его цель – усыпить и супругу, и падчерицу, чтоб завладеть падчерицей против её воли и ведома. Это конкретное уголовное грех, и он его готовит. Как его игры с лекарствами и недобровольное соитие скажутся на даме и девченке, его совсем не тревожит.

Наиболее того, позднее он планирует завести от Лолиты ребёнка, которого также совратит. Его порочные намерения полностью хладнокровны, а то, как он претворяет в жизнь свои планы, указывает нам, что это не попросту отвлечённые размышления.


Кадр из кинофильма *Лолита* 1997 года.

Лолита лишь раз соглашается на близость добровольно


Она идёт на близость из любопытства, которое разожжено эпизодом с её ровесником. Этот эпизод меж 2-мя детками взрослый дядя употребляет как оправдание для всего, что вышло позднее меж ним и девченкой. Лолита мгновенно соображает, что ей не нравится близость с отчимом (ей поначалу откровенно больно, а позже она его терпеть не может из-за его тиранических замашек). Она то хворает, то начинает удивительно себя вести (это типично для деток, переживших насилие).

В конце концов, Гумберт понимает, что Лолита хочет совершить побег и потому просит с него средства (практически копейки) за близость. А он не только лишь тихо покупает её тело, да и позже находит и цинично конфискует средства назад, чтоб девченка оставалась у него в рабстве. Ведь, кроме самой Лолиты, ему нужна будущая игрушка, которую Лолита ему в один прекрасный момент родит.


Кадр из кинофильма *Лолита* 1997 года.

Приз


Схема, по которой действует Гумберт, и поведение Лолиты совпадают с тем, как обрисовывают в памятках по опознанию насильника деток и жертв таковых насильников. Что умопомрачительно, во времена Набокова таковых памяток нет, но его писательский талант и, видимо, аналитический дар дают возможность передать обыденные сценарии весьма буквально.

Так, насильники деток весьма нередко подыскивают для себя одиноких матерей (вдов, разведённых, вначале растивших ребёнка без отца). Они прибегают к снотворным, подсыпая его и жертвам, и жёнам. Они могут играться на детском любопытстве. Они отрезают ребёнку контакты, в том числе увозят далековато от знакомых мест, ставят его в очень зависимое положение, и так дальше.

Малыши, ставшие их жертвами, нередко чувственно нестабильны, прибегают к продаже собственного тела, склонны в ранешном возрасте сбегать замуж – в общем, часто ведут себя как Лолита и притом посторонние быстрее примут это поведение как признак личной распущенности, а не как символ того, что им нужна помощь.

И, хотя Набоков опровергал, что пишет по настоящей истории, есть возможность, что он это делал лишь из этических суждений. 9 фаворитных книжных персонажей, за которыми прятались настоящие люди: От барона Мюнхаузена до Лолиты.

Текст: Лилит Мазикина.

Добавить комментарий