Священнослужителей, как, вообщем, и монахов, не спутаешь ни с кем, так самобытен их наружный вид, в протяжении веков воплощающий традиции православной церкви. Создается воспоминание, что только из рвения отличиться от обыденных людей, от мирян, церковь сохраняет незыблемыми правила облачения диаконов, священников, епископов, монахов, не признает новшества в данной для нас области, по этому современные представители православного духовенства смотрятся практически в точности как их предшественники 100, двести, даже тыщу годов назад.

Ежедневные облачения

То, что веяния моды фактически никак не затрагивают священнослужителей, не случаем. Дело не в том, что православные священнослужители не присваивают значения тому, во что облачаются – даже напротив. Ношение всякого предмета строго регламентировано церковными нормами, как и порядок надевания, места, в каких полагается появляться в том либо ином облачении. Сам процесс облачения сопровождается особой молитвой – все, что носит священник, приближает его к Богу и сразу отдаляет от обыденного мира.

Традиции, связанные с облачением монахов и священнослужителей, появились еще при апостолах, а какие-то – даже в ветхозаветные времена. Связь с теми дальними эрами выражается во наружном виде духовенства и в незыблемых правилах, которые касаются одевания.


Христос Пантократор. Икона VI века

Посреди огромного количества облачений, предписываемых к ношению православной церковью, есть такие, которые надеваются только во время литургий и по особенным случаям, а есть те, что носят повсевременно – в том числе и дома либо в келье, если идет речь о монахе. К ежедневным одеждам священника относятся подрясник и ряса. Подрясник – нижнее облачение, он сшит из сукна, шерсти, сатина, льна либо шелка и представляет собой длинноватое, до пят, облачение с узенькими рукавами. Монахам полагаются темные подрясники, священники могут также носить синие, карие, сероватые либо белоснежные. Поверх подрясника надевается поясок.


Ряса XIX века

Сверху надевают рясу – это верхнее облачение. Слово происходит от греческого «расон», другими словами «поношенная одежка». Ряса тоже длинноватая, рукава ниже ладоней, широкие. В зимнюю пору носят утепленные рясы, похожие на пальто. До XVII века рясы были не неотклонимы. Большенный Столичный Собор 1666-1667 годов, тот, что назначил борьбу с раскольниками, благословил для монахов и священнослужителей облачения, которые носили на православном Востоке. А темный цвет рясы символизирует, на самом деле, отсутствие цвета, а вкупе с ним – покой и отрешение от мира.

Подрясник и ряса представляют собой облачения Христа – такую одежку, длиннополую с широкими рукавами, носили в Иудее начала эпохи.


Скуфья

Головной убор монаха и священника – скуфья. Когда-то это была маленькая круглая шапочка, ею прикрывали выстриженные на маковке волосы – гуменцо. Скуфья имеет четыре складки, которые образуют крест. Заместо скуфьи священники могут носить камилавку – в этом случае, если были награждены ею. Это головной убор синего, фиолетового либо темного цвета, по форме напоминающий цилиндр. Темная камилавка, покрытая темной тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы), стала частью облачения монаха, этот головной убор именуется клобук. К слову, слово «нахлобучивать», другими словами надвигать низковато на лоб, уши, образовано конкретно от наименования этого головного убора.


Из кинофильма «Полуостров»

Православные монахи носят мантию – длинноватую накидку без рукавов, с застежкой у ворота. Мантия покрывает подрясник и рясу, достает до земли. В 1-ые века христианства мантия была обыденным облачением для всех верующих, отрекшихся от язычества, оставивших в прошедшем свои звания и чины. Монашеская мантия постоянно темного цвета, епископы носят фиолетовые, митрополиты – голубые, а патриарх – зеленоватую.

В котором облачении полагается служить


Богослужебные облачения содержат в себе доп облачения. Они именуются ризы. Их недозволено носить в быту, за пределами церкви. Опосля проведенного богослужения они остаются в храме. Традиции относительно ношения ризы уходят корнями еще во времена ветхозаветных священников, ризы носили апостолы. Сам канон сложился в VI веке.


Стихарь

Диаконам во время богослужения полагается только стихарь – он надевается на подрясник. Это длинноватое облачение с широкими рукавами, белоснежное – символизирующее чистоту души.

На левом плече носят орарь – широкую и длинноватую ленту. Священникам полагается носить двойной орарь, либо епитрахиль – она символизирует две цели священника – служить церкви и совершать таинства. Без епитрахили священник не может проводить богослужение. В случае некий чрезвычайной ситуации он может благословить хоть какой длиннющий кусочек материи, веревки и применять его как епитрахиль. Потом следует или сохранять за сиим предметом облачения его функцию, или убить его.


Поручи носят в символ того, что через священнослужителя действует сам Господь

Дьяконам, священникам и епископам во время богослужений надлежит носить поручи. Это полосы плотной материи с изображением креста, их надевают на руки. Таковым образом подчеркивается, что через священнослужителя действует сам Господь. Поручи также отсылают к узам на руках Христа.

Что представляет собой риза и что еще положено носить священникам и епископам


Священники и епископы на стихарь, который в этом случае носит заглавие «подризник» и шьется из тонких тканей, надевают фелонь. Этот предмет облачения весьма старый; согласно изображениям на древних иконах, Христос тоже носит нечто схожее на фелонь, а не считая того, она припоминает багряницу, в которую был облачен Спасатель перед казнью.


Богослужение

Фелонь представляет собой плащ без рукавов с прорезью для головы. Епископы носят похожую на фелонь ризу – саккос, это накидка уже с рукавами. Саккос возник благодаря тому, что когда-то византийские цари стали жаловать епископам предметы королевского облачения. Саккос шьют из дорогой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), на нем имеются 33 пуговицы – по числу земных лет Христа.
Полное священническое облачение включает пояс с нашитым крестом, он надевается поверх подрясника и епитрахили и завязывается сзаду, на пояснице. В случае, если у священнослужителя имеются такие заслуги, он надевает еще несколько предметов облачения – набедренник и палицу, представляющие из себя плат на длинноватой ленте.


Четырехугольный плат — палица на иконе V века

Головной убор епископов – митра. Это высочайшая жесткая шапка, она обычно украшена бархатом, парчовым шитьем, бисером, драгоценными камнями. В качестве заслуги митру может получить и священник. Посреди предметов облачения епископа – широкая длинноватая лента, омофор, которая спускается одним концом на грудь, иным – на спину либо же обоими концами на грудь, сшита либо закреплена пуговицами. С сиим предметом облачения связана легенда, согласно которой в 910 году Матерь Божия накрыла своим омофором Константинополь, защищая его от разорения варварами.


Патриарх Столичный Иоаким

Отличительный нагрудный символ епископа – панагия, на которой запечатлен образ Богоматери. Когда-то панагия содержала внутри себя ковчежец с мощами, на данный момент это уже необязательно.

Гуменцо, выбривание волос на маковке, — вариант церковной стрижки тонзура, а вот как смотрятся остальные мужские прически в различных конфессиях.

Добавить комментарий