Хильма аф Клинт и одна из ее работ.

Абстрактная живопись возникла больше 100 годов назад, но вызывает бурю обсуждений и сейчас. Длительное время искусствоведы гадали, кто стал ее первооткрывателем – Пит Мондриан либо Василий Кандинский. Сейчас этот спор разрешен, хотя имя создательницы абстракционизма и не настолько обширно понятно. Хильма аф Клинт подарила населению земли новейший метод гласить о собственных эмоциях. А ей о этом поведали… призраки.


Эволюция, №16.

Хильма аф Клинт родилась в 1862 году, неподалеку от Стокгольма, в протестантской семье. Ее отец был картографом, и жили они в замке Карлберг – там размещалась военно-морская академия. Отец Хильмы был весьма многосторонним человеком и смог привить дочери любовь как к наукам, так и к искусству. Они совместно предавались занятиям музыкой и читали вслух друг дружке труды Чарльза Дарвина. В десятилетнем возрасте Хильма начала брать уроки живописи.
Приблизительно в те же годы она познакомилась с Анной Кассель. Хрупкая рыжеволосая Анна стала близкой спутницей Хильмы на долгие годы. Возлюбленной игрой девченок было вызывать духов – малыши обожают защекотать нервишки. Очевидно, никакие духи им не являлись. По последней мере, тогда.
В восемнадцатилетнем возрасте Хильма пережила тяжелое потрясение — от гриппа погибла ее младшая сестра. Женщина так и не смирилась с данной утратой, но жизнь шла своим чередом.


Хильма была неплохой академической художницей.


Такие работы принесли ей признание и доход.

Хильма аф Клинт стала одной из наилучших учениц Царской Академии художеств (там же обучалась и ее возлюбленная подруга Анна Кассель). Она получила огромную стипендию на открытие своей мастерской, отлично зарабатывала – писала портреты и грозные, энергичные пейзажи. Финансовая независимость позволяла ей не хлопотать о замужестве – и, в общем-то, мужчины Хильму не много заинтересовывали.


Прибрежный пейзаж.

Она отлично разбиралась в четких и естественных науках, интересовалась эволюционными теориями и любила арифметику, интересовалась современными течениями в искусстве – в особенности ей нравился экспрессионизм Эдварда Мунка, участвовала в спорах и баталиях юных живописцев. Все, кто ее знал, восторгались ее умом и широкими заниями в самых разных областях. Она постоянно одевалась в темное и придерживалась вегетарианской диеты (Диета — совокупность правил употребления пищи человеком). Хильма была коммерчески удачной академической художницей, у нее был разум ученого. И тем удивительнее, что аф Клинт стала… медиумом.


Работы из серий Голубь, №3, и Алтарь, №1.

Все с этим же свирепым протестантским рационализмом она вгрызалась в труды Лены Блаватской и Христиана Розенкрейца. Для тех пор это не было чудачеством – наиболее известные пионеры абстракционизма, Пит Мондриан и Василий Кандинский, увлекались теософией и много писали о духовной составляющей искусства. Но Хильма пошла далее. Она не попросту изучала истории о духах и затаенной, нематериальной стороне бытия. Она установила контакт.


Работы из серий Голубь, №1, и Лебедь, №21.

В спиритическом кружке Хильмы было 5 человек – она, Анна Кассель и еще три художницы. Они все были соединены с теософским обществом Швеции. Девицы читали Новейший завет, медитировали, устраивали очищающие ритуалы и спиритические сеансы. Может быть, Хильма стремилась отыскать посреди потусторонних голосов один, таковой знакомый и родной – но к ней «приходили» неизвестные существа со необычными именами и нашептывали свои истории.
В 1906 году возникла 1-ая серия абстрактных работ Хильмы аф Клинт… 1-ая в мире. За длительное время до сюрреалистов, пропагандирующих автоматическое письмо, аф Клинт стала употреблять этот способ. Она утверждала, что не продумывает композицию и символизм работ – ее рукою водят наружные силы. Когда она показала свои работы члену теософского общества Рудольфу Штайнеру, он вдумчиво произнес: «Вас не усвоют и через полста лет».


Работы из серии 10 самых огромных.

Это заявление вышибло Хильму из колеи. В это время ей пришлось расстаться с Анной – у той погибла младшая сестра, и горе спровоцировало тяжелейшее обострение астмы. Анне пришлось уехать на исцеление. Мама Хильмы, издавна овдовевшая, растеряла зрение, и Хильма переехала к ней. Она оставила свое увлечение спиритизмом и живописью.
Чудилось, все кончено, но… В доме мамы Хильма познакомилась с Томасин Андерсон – сиделкой. Дамы сходу ощутили желание друг к другу. Воодушевленная новейшей любовью, Хильма возобновила контакты со Штайнером (он сделал в Швеции антропософское общество) и возвратилась к занятиям живописью. К тому же она стала интересоваться ботаникой. На одной из выставок, где она представляла свои пейзажи, был и Василий Кандинский – правда, непонятно, удалось ли им пообщаться. Анна Кассель, невзирая на измену Хильмы, посодействовала ей приобрести студию, куда художница перевезла свои бессчетные работы и переехала сама совместно с мамой и Томасин.


Работы Хильмы аф Клинт.

В зрелые годы Хильма уже не управлялась указаниями духов, сконцентрировавшись на собственных переживаниях. В ее работах отражается баланс мужского и дамского, эволюция, связь человека и природы, краса мира и кошмар войны, связь всего вещественного и духовного в мире.
Но магия из жизни Хильмы ан Клиф не пропала. В 1932 году она написала серию акварелей-карт с очень милитаристскими наименованиями – «Блиц над Лондоном», «Бои в Средиземноморье»… За семь лет до начала 2-ой мировой войны художница смогла предсказать почти все ее действия в собственных картинах.


Эволюция, №4.

Художница прожила восемьдесят два года, пережив на пару лет обеих собственных подруг, любовь которых питала ее творческий гений до крайних дней.
Главный ее шедевр – масштабная серия под заглавием «Храм», включающая около двухсотен полотен. Содержание работ не поддается интерпретации. Вкупе с Анной Кассель она написала 10 большущих картин, посвященных стадиям жизни человека – «10 самых огромных». В целом же ее абстракционистское наследство насчитывает тыщу двести красочных работ и рисунков. При жизни художницы они не экспонировались, наиболее того – она завещала не демонстрировать их публике в течение 20 лет опосля ее погибели. Еще несколько десятилетий ее племянник, Эрик аф Клинт, получал отказы от художественных музеев…


Экспозиция работ Хильмы аф Клинт в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Только в 1980-х годах был поновой открыт парадокс «мамы абстракции» Хильмы аф Клинт, а в конце 2010-х ее творения увидела широкая публика.

Текст: Софья Егорова.

Добавить комментарий