Цыгане с старых времён вели бродячий стиль жизни, потому не имели надобности ни в подсобном хозяйстве, ни в доме для проживания, ни в наделах земли. Но при русской власти с традициями пришлось проститься – в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) не приветствовалось бродяжничество и отсутствие неизменной работы. Чтоб избавиться от людей без места жительства снутри социалистической страны, принято решение было создать из их оседлых обитателей, выделив бесплатное жилище и приобщив к колхозному труду.

Как цыгане восприняли рабоче-крестьянскую революцию


Этнические группы номадов плохо восприняли рабоче-крестьянскую революцию. /Фото: uralstalker.com

По данным переписи населения, в 1926 году в Русском Союзе насчитывалось около 61 тыщи цыган. Правда, спецы подразумевали, что по сути представителей этого народа еще больше. Просто не доверяя властям, нередко они старались не попадать на глаза статистическим работникам либо же выдавать себя за человека иной национальности – грека, румына, венгра, молдаванина и пр.

Бродячий стиль жизни делал из цыган аполитичных обитателей страны, потому к идее всеобщего равенства они относились очень флегмантично. Наиболее того, цыганский люд не лицезрел ничего постыдного в богатстве, напротив – иметь много золота и средств числилось для их весьма симпатичным делом. При всем этом большая часть ромал в роскоши никак не купалось: гадание на картах, пляски с песнями перед негоциантами и дворянами, лудильные работы, да просьбы о подаянии – были практически единственными источниками заработка, позволявшими прокормить таборную семью.

Октябрьская революция лишила этих доходов, на сто процентов изменив и ухудшив обычный стиль жизни цыган. И хотя коммунисты не относили их к классовым противникам и не подвергали гонениям как «буржуев», номады негативно отнеслись и к рабоче-крестьянской революции, и к кардинальным переменам, пришедшим в страну опосля неё.

Как цыган наделяли землёй, и смогли ли эти меры перевоплотить номадов в оседлый люд


Цыгане СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). /Фото: klauzura.ru

По воззрению доктора исторических наук Надежды Деметер, русским правительством вначале не планировалось каких-то принудительных мер против цыганских таборов. Власти рассчитывали, что довольно выделить бродячему народу землю, как он естественным образом откажется от группового бродяжничества. С данной нам целью в 1926 году в стране вышло постановление, в каком говорилось о системе содействия кочующим цыганам для перехода к трудовой оседлой жизни. Два года спустя, добавочно к этому документу Москва издала иной всесоюзный указ под говорящим заглавием: «О наделении землёй цыган, переходящих к трудовому оседлому виду жизни».

Постановления предполагали добровольческое приобщение к колхозному и артельному труду: ни о каких вероятных репрессиях в случае нежелания отрешиться от бродячий жизни в их не говорилось. Тем не наименее, особо рьяные исполнители на местах стали записывать цыган в колхозы против воли, передавая туда и отобранных у номадов лошадок.

Сколько цыганских колхозов было сотворено в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)


Не наиболее 5% цыган на самом деле стали колхозниками. /Фото: avatars.mds.yandex.net

С конца 1920 до половины 1930 гг. в Русском Союзе было сотворено 52 коллективных хозяйств из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись неизменной пропиской, выделялась земля и валютные субсидии в размере 500-1000 рублей для сотворения личного подворья. В то время почти все ромалы пользовались денежной помощью, но большая часть из их бродячую жизнь на оседлую так и не поменяло. Только 5 процентов номадов стали колхозниками, ну и те не очень нагружали себя реальным трудом.

Известен вариант, когда в артеле «Лолы чергэн» (Талицкий сельсовет, Липецкая область), состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные обитатели. Сами же ромалы на полях не трудились, а выкормленный сбор, заместо сдачи в пользу страны, разделяли поровну меж своими. Нередко о этом становилось понятно вышестоящему партийному управлению, но оно не реагировало на подобные дела, зная, как без охоты номады соглашаются вступать в колхозы.

Все это не значит, что цыгане были против труда, но им давали деятельность, не связанную с обычным промыслом – выращиванием лошадок, ковкой садового и огородного инструментария, лужение и паянием, также торговлей. Если б русская номенклатура верно употребляла потенциал бродячего народа, страна бы без заморочек восполнила трудовые ряды знающими и опытнейшеми работниками.

Что ждало цыган, которые отрешались приобщаться к труду


Цыганский колхоз, 1930-е гг. /Фото: contragents.ru

Репрессии против цыган начались в 1930-е годы и носили не политический, а почаще всего уголовный нрав. При всем этом обвинения строились без учёта специфичности традиций бродячего народа, который бы посодействовал осознать причину совершенного, преступного на взор русского правосудия, проступка. Показательным примером является вариант, когда в Ленинграде за нелегальную торговлю валютой осудили группу цыганских лудильщиков. Если б обвинители поинтересовались обычаями народности, к которой принадлежали осуждённые, то узнали бы, что сызвека его представители весь получаемый доход меняли на золотые монеты разных государств.

Боролся СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в это время и с бродячими цыганами, не согласившимися иметь неизменный адресок. Так, с 23 июня 1932 года, в течение 10 дней, Министерством внутренних дел организовывались облавы во всех больших городках страны – Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Минске. В итоге их было поймано и сослано в сибирские и уральские кутузки около 5 с половиной тыщ человек.

В период после войны русское правительство вновь подняло вопросец о оседлости цыган, издав документ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». На этот раз в постановлении прописывались определенные наказания: до 5 лет высылки на поселение за отказ иметь определённое пространство жительства. Достаточно стремительно эта мера привела к тому, что цыгане хоть и продолжали странствовать по стране, но уже имели на руках неотклонимый паспорт и прописку.

К началу 1958 года, как следовало из докладной записки министра внутренних дел СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Николая Дудорова в адресок правительства и ЦК КПСС, в стране удалось зарегистрировать наиболее 70 тыщ цыган, большая часть которых позднее обрела неизменный адресок и работу. В то же время, за отказ перейти к оседлой жизни, было отправлено в ссылку 305 непокорливых цыган.

И если в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) цыган старались просто «поправить», то в нацистской Германии их стремились убить, в прямом смысле этого слова. На то время образовался средний класс из ромал, Гитлер же сделал все, чтоб о нем запамятовали.

Добавить комментарий