Жак-Луи Давид – один из тех, кто сделал революцию в искусстве XVIII века. Он стал пионером новейшего направления живописи, нареченного неоклассическим, а его знаковая работа «Погибель Марата» содержит и политический подтекст, и личную трагедию погибшего журналиста. Почему герой картины изображен в ванне и о чем спорят в протяжении 200 лет ученые и докторы?
Перелистывая французские гравюры 70-х и 80-х годов XVIII века живо ощущаешь как подготавливались будущие действия. Начинаешь осознавать, почему люди обымают друг дружку, почему рыдают слезами дружбы. У их есть предчувствие: им недолго осталось услаждаться светом солнца. Изречение маркизы Помпадур: «Опосля нас хоть потоп» — сделалось ужасной реальностью.
Величавая французская революция
«Погибель Марата»
Рассматриваемая картина «Погибель Марата» отражает настоящий кошмар погибели. Она была завершена в 1793 году, через четыре года опосля начала Французской революции. «Погибель Марата» — это политически заряженная работа, посвященная принципиальному событию эры. В этом случае это убийство Жан-Поля Марата, конструктивного политического теоретика, друга Давида и главный фигуры Французской революции. Революционные идеи также были в значимой степени сформированы Просвещением 18-го века. В это время философы, писатели и остальные интеллектуалы стекались в Париж, где они обсуждали, писали и распространяли свои идеи в виде брошюр, книжек и газет. Прошлый доктор и ученый Жан-Поль Марат отказался от собственной практики в пользу журналистики и основал в 1789 году газету L’Ami du peuple («Народный друг»), чтоб осудить революционеров.L’Ami du peuple («Народный друг»)
С политической точки зрения взоры Марата совпадают с якобинцами, одной из самых конструктивных партий. Потом он станет фаворитом данной группы, что приведет его к разногласиям с жирондистами, иной революционной группировкой, которую Марат часто «штурмовал» со собственной видной платформы. Он был заступником низших классов и публиковал свои пылкие взоры в брошюрах и газетах. Как и ожидалось, бросающаяся в глаза критика Марата неких влиятельных личностей и групп Франции сделала его главной мишенью для врагов. В 1790 году он чуть избежал ареста. Неоднократно его заставляли скрываться. А в 1793 году он был убит в своем доме.
Жан-Поль Марат
Кровавый денек 13 июля 1793 года
13 июля 1793 года Марат как обычно занимался собственной журналистикой в ванной. Для данной цели была сконструирована особая ванна со столом. Дело в том, что Марат мучился от приобретенной дерматологической заболевания, из-за которой ему необходимо было проводить долгие часы в целебной ванне. В один из таковых дней к нему пришла гостья, о которой сказала супруга. Это была Шарлотта Кордей, изъявившая желание поведать Марату секретную информацию группе беглецов- жирондистов. Вопреки желаниям собственной супруги Марат все таки пригласил незнакомку в ванну для беседы. В конце беседы потаенная сторонница Жирондина Кордей нежданно вонзила 5-дюймовый в самое сердечко Марата, а потом спряталась в его доме, где ее потом отыскали, арестовали и казнили гильотиной. Марату, близкому другу Жака-Луи Давида, были поручены две задачки: организовать похороны и написать картину со сценой погибели.Шарлотта Кордей
Композиция и детали
Как и остальные неоклассические картины Дэвида, «Погибель Марата» имеет совершенно равновесную композицию. Марат и его ванна образуют горизонтальную плоскость на фронтальном плане, которая подчеркивает минималистский фон сцены. Вся картина припоминает театральную постановку: фон сыграл свою роль и также прибыльно организованные акценты (основной герой, кровавое орудие и записка). Как будто момент из пьесы был запечатлен в красках Давида.«Погибель Марата»
В одной руке Марата письмо, которое Кордей употребляла, чтоб получить разрешение узреть Марата. Письмо говорит: «13 июля 1793 г. Мари Энн Шарлотта Кордей государю Марату: «Я злосчастна, а поэтому имею право на вашу защиту»». Весьма увлекательна композиция свисающей руки Марата. Дело в том, что Давид восторгался творчеством Караваджо, и в особенности его работой «Положение во гроб». На картине также изображена свисающая рука Христа. Полностью возможно, она и стала источником вдохновения для Давида. Не будет преувеличением сказать, что Давид нарисовал Марата намеренной попыткой вызвать образ, схожий Христу. В собственной «Погибели Марата» Дэвид употреблял прямой и бескомпромиссный стиль. Определенные акценты. Никаких доп подробностей о интерьере, времени суток, о статусе либо происхождении человека. Подобно Христу Караваджо, мы лицезреем лишь полуобнаженную фигуру катастрофического страдальца.
Работы Караваджо и Давида
Детали заболевания
Опосля убийства французского революционера в ванной, почти все докторы и ученые задались вопросцем — почему же Марат проводил столько времени в ванной? Страшная профессия часто заставляла Марата бежать и скрываться. Он проводил годы, прячась на чердаках и даже в парижской канализации, чтоб спастись от собственных противников. Есть мировоззрение, что конкретно нахождение в канализации привело к тому, что Марат заразился заразным дерматологическим болезнью. Но к 1793 году у Марата в конце концов возник размеренный дом и возникла возможность вылечивать все наиболее болезненное состояние кожи. Крайние месяцы собственной жизни он находил облегчения от зудящей пузырями кожи в длительных ванных процедурах, где он работал, и его навещали друзья и гости. В ванной были разведены минералы и фармацевтические сиропы, которые ослабляли боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Бандана, обернутая вокруг головы, была пропитана уксусом, чтоб уменьшить дискомфорт.Основываясь на современных исследовательских работах ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов) (с сохранившихся бумаг Марата), ученые подразумевают, что Марат мучился от грибковой инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека), потом зараженной микробами, что привело к зудящему состоянию. Предполагаемый диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) – себорейный дерматит.
Таковым образом, единственное спасение при жизни – ванна – стала потом катастрофическим местом погибели революционного журналиста.