Жак-Луи Давид – один из тех, кто сделал революцию в искусстве XVIII века. Он стал пионером новейшего направления живописи, нареченного неоклассическим, а его знаковая работа «Погибель Марата» содержит и политический подтекст, и личную трагедию погибшего журналиста. Почему герой картины изображен в ванне и о чем спорят в протяжении 200 лет ученые и докторы?
Перелистывая французские гравюры 70-х и 80-х годов XVIII века живо ощущаешь как подготавливались будущие действия. Начинаешь осознавать, почему люди обымают друг дружку, почему рыдают слезами дружбы. У их есть предчувствие: им недолго осталось услаждаться светом солнца. Изречение маркизы Помпадур: «Опосля нас хоть потоп» — сделалось ужасной реальностью.

Величавая французская революция

«Погибель Марата»

Рассматриваемая картина «Погибель Марата» отражает настоящий кошмар погибели. Она была завершена в 1793 году, через четыре года опосля начала Французской революции. «Погибель Марата» — это политически заряженная работа, посвященная принципиальному событию эры. В этом случае это убийство Жан-Поля Марата, конструктивного политического теоретика, друга Давида и главный фигуры Французской революции. Революционные идеи также были в значимой степени сформированы Просвещением 18-го века. В это время философы, писатели и остальные интеллектуалы стекались в Париж, где они обсуждали, писали и распространяли свои идеи в виде брошюр, книжек и газет. Прошлый доктор и ученый Жан-Поль Марат отказался от собственной практики в пользу журналистики и основал в 1789 году газету L’Ami du peuple («Народный друг»), чтоб осудить революционеров.

L’Ami du peuple («Народный друг»)

С политической точки зрения взоры Марата совпадают с якобинцами, одной из самых конструктивных партий. Потом он станет фаворитом данной группы, что приведет его к разногласиям с жирондистами, иной революционной группировкой, которую Марат часто «штурмовал» со собственной видной платформы. Он был заступником низших классов и публиковал свои пылкие взоры в брошюрах и газетах. Как и ожидалось, бросающаяся в глаза критика Марата неких влиятельных личностей и групп Франции сделала его главной мишенью для врагов. В 1790 году он чуть избежал ареста. Неоднократно его заставляли скрываться. А в 1793 году он был убит в своем доме.

Жан-Поль Марат

Кровавый денек 13 июля 1793 года

13 июля 1793 года Марат как обычно занимался собственной журналистикой в ванной. Для данной цели была сконструирована особая ванна со столом. Дело в том, что Марат мучился от приобретенной дерматологической заболевания, из-за которой ему необходимо было проводить долгие часы в целебной ванне. В один из таковых дней к нему пришла гостья, о которой сказала супруга. Это была Шарлотта Кордей, изъявившая желание поведать Марату секретную информацию группе беглецов- жирондистов. Вопреки желаниям собственной супруги Марат все таки пригласил незнакомку в ванну для беседы. В конце беседы потаенная сторонница Жирондина Кордей нежданно вонзила 5-дюймовый в самое сердечко Марата, а потом спряталась в его доме, где ее потом отыскали, арестовали и казнили гильотиной. Марату, близкому другу Жака-Луи Давида, были поручены две задачки: организовать похороны и написать картину со сценой погибели.

Шарлотта Кордей

Композиция и детали

Как и остальные неоклассические картины Дэвида, «Погибель Марата» имеет совершенно равновесную композицию. Марат и его ванна образуют горизонтальную плоскость на фронтальном плане, которая подчеркивает минималистский фон сцены. Вся картина припоминает театральную постановку: фон сыграл свою роль и также прибыльно организованные акценты (основной герой, кровавое орудие и записка). Как будто момент из пьесы был запечатлен в красках Давида.

«Погибель Марата»

В одной руке Марата письмо, которое Кордей употребляла, чтоб получить разрешение узреть Марата. Письмо говорит: «13 июля 1793 г. Мари Энн Шарлотта Кордей государю Марату: «Я злосчастна, а поэтому имею право на вашу защиту»». Весьма увлекательна композиция свисающей руки Марата. Дело в том, что Давид восторгался творчеством Караваджо, и в особенности его работой «Положение во гроб». На картине также изображена свисающая рука Христа. Полностью возможно, она и стала источником вдохновения для Давида. Не будет преувеличением сказать, что Давид нарисовал Марата намеренной попыткой вызвать образ, схожий Христу. В собственной «Погибели Марата» Дэвид употреблял прямой и бескомпромиссный стиль. Определенные акценты. Никаких доп подробностей о интерьере, времени суток, о статусе либо происхождении человека. Подобно Христу Караваджо, мы лицезреем лишь полуобнаженную фигуру катастрофического страдальца.

Работы Караваджо и Давида

Детали заболевания

Опосля убийства французского революционера в ванной, почти все докторы и ученые задались вопросцем — почему же Марат проводил столько времени в ванной? Страшная профессия часто заставляла Марата бежать и скрываться. Он проводил годы, прячась на чердаках и даже в парижской канализации, чтоб спастись от собственных противников. Есть мировоззрение, что конкретно нахождение в канализации привело к тому, что Марат заразился заразным дерматологическим болезнью. Но к 1793 году у Марата в конце концов возник размеренный дом и возникла возможность вылечивать все наиболее болезненное состояние кожи. Крайние месяцы собственной жизни он находил облегчения от зудящей пузырями кожи в длительных ванных процедурах, где он работал, и его навещали друзья и гости. В ванной были разведены минералы и фармацевтические сиропы, которые ослабляли боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Бандана, обернутая вокруг головы, была пропитана уксусом, чтоб уменьшить дискомфорт.


Основываясь на современных исследовательских работах ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов) (с сохранившихся бумаг Марата), ученые подразумевают, что Марат мучился от грибковой инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека), потом зараженной микробами, что привело к зудящему состоянию. Предполагаемый диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) – себорейный дерматит.
Таковым образом, единственное спасение при жизни – ванна – стала потом катастрофическим местом погибели революционного журналиста.

Добавить комментарий