Роковой треугольник Николая Бурляева: Как Андрей Тарковский подарил актеру звездное детство, а позднее чуть не сломал жизнь — odnoklassniki-jl.ru



3 августа исполняется 74 года известному актеру и кинорежиссеру, народному артисту Рф Николаю Бурляеву. На нынешний момент в его фильмографии – наиболее 70 работ, его именуют одним из самых выдающихся актеров ХХ в. Всесоюзная слава пришла к нему еще в подростковом возрасте, благодаря известным режиссерам Андрону Кончаловскому и Андрею Тарковскому. 1-го из их актер называл своим крестным папой в кино, а второго – злым гением, который подарил ему целый мир, а позже его отобрал…


Николай Бурляев в кинофильме *Мальчишка и голубь*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru

Николай Бурляев – потомок казацкого рода, его прапрадед Остап Бурляй был запорожским казаком. Николай знал о этом с юношества и весьма гордился своими корнями. Его предки были инженерами-экономистами, но в их роду были и представители творческой профессии: дедушка и бабушка Николая выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Его отец тоже был весьма артистическим и жалел о том, что не стал актером. Семья Бурляевых жила в коммунальной квартире на улице Горьковатого, а в примыкающем дворе жил актер Борис Ливанов. Смотря на него, Николай зажегся мечтой тоже стать актером.


Кадр из кинофильма *Без ужаса и упрека*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru

В собственных возможностях он никогда не был уверен. Николай был младшим из четырех малышей, самым слабеньким и болезненным, и он ощущал себя в семье самым ненадобным и бесполезным. В 5 лет он пережил мощный испуг и с того времени начал заикаться. Позднее он гласил, что признателен семье за то, что никто никогда не превозносил его наград и не хвалил, по другому он не сумел бы уберечься от звездной заболевания в подростковом возрасте.


Николай Бурляев в кинофильме *Без ужаса и упрека*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru

Нежданный фуррор пришел к нему, когда он чуть не отказался от мечты о актерской профессии. Его брат Борис снимался в кино с 4 класса, и в один прекрасный момент совместно с ним Николай пришел на пробы в кинофильм «Урок истории». Роль досталась брату, и он решил, что стать актером ему не судьба. Николай подумывал о профессии конструктора, но здесь его судьбу решил счастливый вариант. Когда он обучался в 6-м классе, в один прекрасный момент на улице попался на глаза студенту режиссерского факультета Андрею Кончаловскому. Тот ходил по Бродвею (так москвичи именуют улицу Горьковатого), и узрел ребенка, который совершенно подступал для главной роли в его дипломной работе «Мальчишка и голубь». Естественно, от такового предложения Бурляев не мог отрешиться. Позднее он называл Кончаловского своим крестным киноотцом.


Николай Бурляев в кинофильме *Иваново детство*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru

Ни он сам, ни его родные не ждали того, что его кинодебют окажется таковым удачным – в 1962 г. этот кинофильм получил приз на Венецианском кинофестивале, фото молодого дебютанта попало в картотеку «Мосфильма», и он начал получать предложения от остальных режиссеров. Актер Владимир Шурупов, снимавшийся в этом кинофильме, привел Николая Бурляева в Театр имени Моссовета, где его использовали в спектакле «Ленинградский проспект». В тонстудии, где проходила запись «Мальчугана и голубя», молодого актера узрел Андрей Тарковский, и скоро он пригласил его на пробы в собственный кинофильм «Иваново детство».


Кадр из кинофильма *Андрей Рублев*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru

Лишь годы спустя из мемуаров Тарковского Николай Бурляев вызнал, что в главной роли в этом кинофильме режиссер вначале лицезрел лишь его, а тогда он о этом не додумывался. Тарковский демонстрировал ему большенный альбом с претендентами на роль Ивана и повсевременно напоминал о том, что он может лишиться роли, – таковым образом он всегда держал его «на взводе». В этом кинофильме он воплотил образ ребенка, которого война лишила юношества, и он гласил, что играл не столько самого себя, сколько «самого Тарковского» – его жесты, его интонации, его мимику. И эта работа юного актера заслужила признание и в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), и за рубежом – кинофильму «Иваново детство» достался приз «Золотой лев св. Марка» на Венецианском кинофестивале.


Николай Бурляев в кинофильме *Андрей Рублев*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru

Когда через 4 года Тарковский приступил к съемкам кинофильма «Андрей Рублев», он вновь предложил роль Бурляеву. К огорчению, этот кинофильм пару лет пролежал «на полке», и зрители узрели его лишь в 1971 г. К тому же ни актер, ни режиссер не были довольны данной для нас ролью, но Бурляев считал, что на съемках Тарковский его «благословил» – он надел ему на шейку крестик, нужный для его персонажа Бориски. Позднее актер признавался, что Тарковский тогда стал для него всем – кумиром, наставником, вершителем судьбы, Пигмалионом. Он осознавал, что их встреча была судьбоносной.


Кадр из кинофильма *Мальчишка и девченка*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru


Николай Бурляев в кинофильме *Игрок*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru

Андрей Тарковский весьма с ревностью относился к тем актерам, которые у него снимались, и не одобрял съемки Бурляева в фильмах остальных режиссеров. Даже когда он сам порекомендовал собственному однокурснику отдать молодому актеру роль в кинофильме «Мальчишка и девченка», позднее винил Николая: «Предатель какой!» Кроме этого, он был уверен в том, что Бурляев должен сниматься конкретно в том амплуа, в каком его представлял сам Тарковский. Коллеги охарактеризовывали его как человека неописуемо даровитого, но при всем этом деспотичного и свирепого.


Николай Бурляев в киноальманахе *Пошехонская старина*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Опосля выхода кинофильма «Иваново детство» 14-летний Николай Бурляев получил всесоюзную славу и встал в один ряд со взрослыми актерами-профессионалами. Ребенку было весьма тяжело совладать с данной для нас популярностью. Он попал в зависимость от собственного учителя и всегда жил в ожидании новейших ролей в его фильмах, но предложений от него больше не поступало. Тарковский просто вычеркнул его из собственной жизни. К тому же Бурляеву было весьма нелегко сталкиваться с завышенными ожиданиями – от молодого актера-вундеркинда все добивались чего-то неосуществимого.


Кадр из кинофильма *Детство Бемби*, 1985 | Фото: kino-teatr.ru


Николай Бурляев в кинофильме *Лермонтов*, 1986 | Фото: kino-teatr.ru

Хотя кинокарьера Николая Бурляева развивалась весьма быстро и удачно, сам он из полного количества сыгранных ролей считал достойными лишь около 20 работ. Почти все киноленты с его ролью ждала грустная участь: достаточно девственный кинофильм о любви шестнадцатилетних «Мальчишка и девченка» положили на полку; опосля блестящей главной роли в кинофильме «Игрок» по роману Ф. Достоевского Бурляева записали в актеры с «несоветским типом наружности», не вписывающимся в типаж строителя коммунизма; на его режиссерские работы «Пошехонская старина» и «Лермонтов» существовал внегласный запрет; в 1994 г. Бурляев сыграл Иешуа в «Мастере и Маргарите», но кинофильм тогда не вышел на экраны.


Николай Бурляев в кинофильме *Военно-полевой роман*, 1983 | Фото: domkino.tv

Знаковой работой Бурляев считал главную роль в кинофильме «Военно-полевой роман». Актер признавался: «Для меня это особенная роль. Невзирая на то, что я Андрея Тарковского люблю и боготворю до сего времени, честно говоря, он в каком-то смысле сломал мне жизнь на почти все годы, закрепив за мной образ такового твердого, нервного мальчугана. А я иной. Я таковой, как в «Военно-полевом романе» – человек покоя и гармонии… Я читал сценарий и рыдал. Я понимаю, что это мое, что в первый раз мне жизнь дает мою роль. Герой Петра Тодоровского – это я. В то же время это и сам Петр Тодоровский. Образ Александра Нетужилина замкнул два наших сердца…». Тодоровскому удалось сломать стереотип дела режиссеров к Бурляеву.


Кадр из кинофильма *Военно-полевой роман*, 1983 | Фото: liveinternet.ru


Николай Бурляев в кинофильме *Мастер и Маргарита*, 1994 | Фото: kino-teatr.ru

Но даже опосля того, как Тарковский пропал из его жизни как наставник и режиссер, раскрывший его талант, он продолжал играться в ней знаковую роль. Когда в 1972 г. Бурляев попал на премьеру кинофильма Тарковского «Солярис», в каком для него не нашлось роли, он опять испытал потрясение: актер узрел на дисплее Наталью Бондарчук, от которой растерял голову. Тогда он не знал о том, что на съемках у режиссера и актрисы случился роман, и что опосля расставания с ним Наталья пробовала покончить с собой. Для нее Тарковский стал таковым же центром вселенной, как и в свое время для Бурляева.


Наталья Бондарчук и Николай Бурляев | Фото: moscvichka.ru


Николай Бурляев в телесериале *Адмиралъ*, 2009 | Фото: kino-teatr.ru

На тот момент Тарковский был женат, и он не отважился бросить семью ради Натальи Бондарчук. Из-за этого она чуть не лишилась рассудка. Встреча с Бурляевым стала для нее спасением. Трудно сказать, полюбили они друг дружку либо сошлись благодаря собственному поклонению Тарковскому. Быстрее, Наталья полюбила в нем воспитанника режиссера, а он – открытую им актрису. 1-ые месяцы они гласили только о Тарковском, а позднее стали друг для друга поддержкой и опорой на 17 лет. Наталья стала его супругой и подарила ему двоих малышей, но их брак все таки распался.


Народный артист Рф Николай Бурляев | Фото: kino-teatr.ru


Народный артист Рф Николай Бурляев | Фото: kino-teatr.ru

И для Бурляева, и для его супруги встреча с Тарковским стала сразу и счастьем, и проклятием, ведь даже спустя годы актриса признавалась, что он ее не отпускает: Романтические потаенны за кадром культового «Соляриса».

Ещё новости

Добавить комментарий