Улитка — одно из тех созданий, которые не многим нравятся. Детки обычно находят их увлекательными, но взрослым навряд ли понравится отысканная в саду улитка. Такое малюсенькое существо может показаться легкомысленным, но оно имеет глубочайшее духовное значение, играя необыкновенную роль для христианства. Какую символику несет внутри себя улитка, также, какое самое известное полотно содержит это существо?

Символика улитки в культуре

Говоря о символике улитки, сначала мы обратим внимание на спиральный панцирь, естественно. Почти все древнейшие культуры оценивают эту деталь как цикл жизни, погибели и возрождения. Она также представляет вращение Земли вокруг Солнца.


А вот медлительность улитки сделала ее звериным, нередко ассоциирующимся с бездеятельностью. Часто человека могут ассоциировать с улиткой: если его жесты либо деяния являются неторопливыми, копотливыми либо он прогуливается как «улитка».
Не считая того, улитки были бы индикаторами тех либо других воспримет. Вот, например, Гесиод, поэт из старой Греции, писал, что когда улитки забирались на стволы растений, это было знаком для грядущего сбора урожая. Для греков улитка была атрибутом плодородия и сельскохозяйственной работы. Древнейшие ацтеки считали улитку священным существом, поэтому что ее раковина представляла цикл жизни. Были и ацтекские боги, священным звериным которых была улитка. К примеру, Бог ацтеков со сложным заглавием Течицтекатль был лунным божеством, у которого на спине была раковина улитки. Подобно тому, как улитка входит в свою раковину, луна отступает в глубины океана. В Египте и Вавилоне улитки числились эмблемой вечности и плодородия. А в век протестантизма улитки являлись выражением скромности (все свое ношу с собой).

До того, как христианство употребляло улитку как знак смертельного греха лени, остальные древнейшие культуры считали улитку священной.


Улитка в живописи

Итак, основная символика улитки это
• преодоление разрыва меж Землей и Водой,
• преодоление духовного барьера меж физическим и духовным мирами,
• панцирь улитки — спираль жизни, погибели и возрождения, вращение Земли вокруг Солнца
• неторопливость и удовольствие жизнью и моментом.

Символика улитки в христианстве


Начиная с жанра натюрморта и заканчивая произведениями современного искусства, улитки были представлены в разных художественных направлениях. Также они игрались выдающуюся роль в почти всех произведениях христианского искусства, где числились эмблемой смертельного греха – лени (так как это существо, которое не стремится добывать еду и ест все органическое, что лицезреет на собственном пути). Также было поверье, что улитки были рождены из глины.

«Благовещение» Франческо Дель Коссы

Самым известным художественным произведением, является, пожалуйста, картина «Благовещение» Франческо Дель Косы.
Что все-таки мы лицезреем на полотне? По шикарному дворцу Марии в момент (настолько священный̆ момент!) Благовещения большущая улитка ползет от архангела к Богородице, не сводя с их глаз. Что все-таки делает это достаточно неприятное существо на картине со священным сюжетом? Еще мало, и на фронтальном плане мы увидим сзади улитки след от слизи! Во дворец Марии, чистой, нетронутой, непорочной Девы Марии, скользкая улитка привносит кавардак и слизь. Это уже очень… Наверное, есть некое особенное значение, небесная функция, с которой профессиональный живописец дель Косса все таки решил предоставить улитке настолько приметное пространство на картине о Благовещении.

«Благовещение» Франческо Дель Коссы

Этот алтарный образ был сотворен дель Косcой в 1468–70 гг. для капеллы в церкви Честелло во Флоренции (сейчас Санта Мариа Маддалена деи Пацци). На картине улитка — совсем земное существо, которое не замечает происходящего при ней поразительного чуда. Выписана она с потрясающей точностью и реалистичностью. Чувствуется шероховатость раковины, а на тельце видны соответствующие светлые черточки. К слову, кураторы Дрезденской галереи, где полотно находится на данный момент, сделали из известной улитки дель Коссы типичный фирменный символ музея, который полностью мог соперничать с ангелочками «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В фойе галереи даже продают символическая атрибутика с изображением данной нам улитки.

Дрезденская картинная галерея, г.Дрезден

Итак, улитка на фронтальном плане обычно трактуется как знак Богоматери и безгрешного зачатия (согласно средневековым познаниям, улитки плодятся от дождика). Когда голубь Святого Духа летит с небес, чтоб пропитать вечно-девственную Марию, ее знак, вечно-девственная улитка, тихо ползет по краю рамы. Тем не наименее, она также является связывающим звеном, соединяющим две несоизмеримые в остальных отношениях сферы – земное и святое.

Фрагменты

Матисс и его «Улитка»

Если самая популярная улитка в живописи принадлежит кисти дель Коссы, то самой экстравагантной и необыкновенной можно именовать улитку Анри Матисса. Ведь она изготовлена из вырезок бумаги. Опосля 1948 года у Матисса, вследствие перенесенной операции, не было способности отрисовывать кистью. Живописец был прикован к постели. Но это не воспрепядствовало мастеру продолжать собственный талант и творить. Матисс выдумал новейший метод сотворения собственных произведений. Работы с этого момента производились при помощи вырезанных кусков бумаги, которые разрисовывались гуашью и позднее составляли композицию на полотне. В этом деле у Матисса, естественно, было ассистенты.

Матисс и его «Улитка»

Монументальной работой в этом новеньком стиле стала конкретно «Улитка», которая была выполнена в отеле Régina в Ницце.

«Мадонна с Малышом и святыми Франциском и Себастьяном» Карло Кривели

Работы Кривели, обычно, носят только религиозный нрав. Хотя его традиционные, близкие к реальности типы фигур и симметричные композиции следуют правилам живописи Ренессанса. За коленкой святого Франциска стоит на коленях донаторша. Обычно мужчины-донаторы изображалась по правую руку Мадонны, другими словами слева от картины, а дамы напротив — справа. Фигуры на данной нам картине, одетые в богато увенчанные узорами парчи, тесновато переплетаются вместе в роскошно-декоративном интерьере. Работы Кривелли – это неописуемое внимание к деталям и кропотливая нюансировка.

Мадонна с Малышом и святыми Франциском и Себастьяном, Карло Кривели

И тут мы, естественно, тоже лицезреем это «милое» существо – улитку. Ее символика является одной из самых увлекательных. Есть мировоззрение, что улитка Кривелли – один из атрибутов боговоплощения. Улитка разоблачает иллюзорность живописи, указывает, что тайну боговоплощения не обрисовать никакими красочными средствами. Мы знаем, что живопись постоянно будет склоняться к аллегории, постоянно будет стремиться разгадать сокрытые потаенны художника (если они совершенно есть). Тогда как настоящее искусство, отраженное через границы превосходной живописи, чувствуется лишь улиткой, не различающей предметов, но чувствующей свет и тепло.

Это малюсенькое существо и ее присутствие на картинах с христианскими мотивами породило много споров. В чем секрет ее возникновения у ног архнангела? Что делает улитка по правую сторону от Марии? Чем обоснован ее размер в композиции картины? Вопросцев масса. Есть ли сокрытая в улитке загадка либо нет – так и остается для нас неведомым. Но эта потаенна дозволяет нам, зрителям, создавать свои собственные аллегоричные смыслы в картине.

Добавить комментарий