4 августа 2020 года в порту Бейрута произошёл трагический взрыв, стопроцентно разрушивший порт и окрестные строения городка. Подтверждённое количество жертв наиболее 100 (157 на 7 августа) и, возможно, это число будет возрастать. Пока что достоверной инфы по жарким следам не весьма много. У бейрутской катастрофы есть исторический «двойник» — взрыв в порту Техаса в 1947 году с схожими начальными данными и последствиями. Может быть, сравнение этих событий даст опорную точку и для осознания катастрофы в Ливане.

Согласно рабочей версии властей, источником взрыва послужил хранившийся на портовом складе груз 2750 тонн конфискованной несколько годов назад на одном из кораблей аммиачной селитры. А конкретной предпосылкой — возможно, сварочные работы вблизи, проводившиеся без соблюдения нужных мер техники сохранности. Мощность взрыва такового количества нитрата аммония, по различным оценкам, обязана составлять от 400 до 1800 тонн в тротиловом эквиваленте. В момент взрыва сейсмические станции зафиксировали землетрясение магнитудой 3,3—3,5.

Бейрут, 2020

То, что такие разрушения мог вызвать сам по для себя взрыв селитры, представляется маловероятным. Тем наиболее свидетельства фиксируют как минимум два взрыва с неким интервалом, и лишь от 1-го из их, не самого массивного, виден соответствующий розовый дым от оксида азота NO2, образующегося при взрыве, но не при сгорании. Потому даже в официальной версии, не считая аммиачной селитры, бытует ещё некоторый склад пиротехники (фейерверков), взрыв на котором вызвал детонацию селитры, что тоже не смотрится очень убедительным. Просто представить, что в большом международном порту вблизи хранилось огромное количество продуктов, в том числе легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества самой разной природы. Обширно разошедшаяся по сети фото склада селитры, может быть, ставшего источником взрыва в Бейруте (недостоверно). Потому в расчётах мощности и последствий взрывов возникают доп неведомые, и оценки, исходящие лишь из заявленного количества селитры, будут заранее неправильными. К примеру, сходу опосля взрыва обширно распространилась фото типо того самого склада с селитрой в бейрутском порту. Маркировка на мешках содержит надпись NITROPRILL HD, что может указывать на контрафакт австралийской компании Orica, которая выпускает продукт NITROPRIL (с одним L). Так как Orica показывает коэффициент 0,15 для пересчёта, отсюда в вебе и возникла одна из оценок мощности взрыва 0,15 ∙ 2,750 = 0,4 килотонны ТЭ. Но это не настолько не мало, чтоб повредить половину большого городка, ну и слежавшаяся селитра, быстрее всего, не сдетонирует вся — для этого из неё обязано быть сделано взрывчатое вещество со особыми добавками; либо обязано весьма очень не повезти. Сама Orica наличие собственной продукции в порту опровергает, и даже достоверно не ясно, относится ли фото к тому самому складу в Бейруте. И пока что все подобные выводы за пределами официальной инфы рискуют опираться на данные приблизительно таковой же достоверности.

Большие техногенные катастрофы схожей природы, в которых главным агентом выступали взрывоопасные нитрат-содержащие вещества, случались за крайнее столетие несколько 10-ов раз. Некие более масштабные по последствиям оказались сравнимыми с бейрутской аварией. В частности — взрыв на хим заводе Оппау в 1921-м и трагедия в порту Техас-Сити в 1947 году.

Техас-Сити, 1947

Взрыв на заводе в Баварии в 1921 году, разумеется, был весомым событием для современников так, что его, с измышленной локацией, даже обрисовал А. Толстой в повести «Гиперболоид инженера Гарина». Предполагается, что предпосылкой детонации склада нитрата аммония оказалась халатность подрывников, решивших сберечь на высококачественной взрывчатке, раздробляя слежавшиеся припасы удобрений. Но еще большее значение для установления эталонов сохранности в отрасли имела трагедия со взрывом при погрузке селитры на французское судно «Гранкан» (Grandcamp) в Техас-Сити в штате Техас в апреле 1947 года. Любопытно, что по масштабу катастрофы и по цепочке «катастрофических случайностей», вызванных человечьим фактором, происшедшее в бейрутском порту рискует стать двойником этого действия. В отличие от не достаточно кому известного сейчас Оппау и непонятного потока инфы от властей по Бейруту, инцидент в Техас-Сити тщательно расследован и по нему есть огромное количество материалов, потому история «Гранкана» заслуживает внимания, либо даже может отдать ключ к осознанию бейрутского варианта.

Взрыв в Техас-Сити, 1947 г.

Во время погрузки партии аммиачной селитры на судне «Гранкан» начался пожар. Безуспешные пробы его потушить длилось около часа и закончились взрывом судна. Не считая селитры, на борту находился припас боеприпасов. Ситуацию ухудшило то, что «поглядеть на пожарников» на набережную вышло огромное количество зрителей — пожары в доках тут были частым зрелищем. 1-ый взрыв разрушил постройки в порту и привёл к серии пожаров в городке, а также вызвал цепную реакцию в виде последующих взрывов на предприятиях хим индустрии и на нескольких судах с аналогичным грузом. Взрывы на 2-ух судах случились практически через день опосля первого взрыва, а пожары длилось три денька. Следствием самого первого взрыва была и пятиметровая приливная волна, которая снесла остатки порта. Разумеется, что и порт, и большая часть городка оказались стопроцентно разрушенными — сейчас мы можем созидать, как это происходит, на примере Бейрута.

Предпосылкой первого пожара и взрыва судна «Гранкан» стал окурок, брошенный одним из грузчиков (по последней мере так говорят бессчетные выводы судебных разбирательств). Сейчас это кажется бессмыслицей — по другому мы все издавна бы жили на развалинах инфраструктуры. Но тогда система показала полное отсутствие свойства, обозначаемого термином foolproof, либо, согласно ГОСТам, «защиты от поломки в итоге неискусных либо заранее несведущих действий юзера». Портовое и корабельное начальство не понимало, что селитра взрывоопасна, и рабочим не воспретили курить. Пожарные и капитан судна не знали, как тушить возгорание, и усугубили ситуацию. Но даже в критериях полной некомпетентности персонала пожара не обязано было случиться, если б фирма верно упаковала селитру — используя, как было положено по действовавшим тогда нормам, железную тару. Но они, возможно, из экономии, употребляли огромные 100-фунтовые бумажные мешки. В итоге, как практически во всех техногенных авариях, налицо вереница «случайностей» — нарушения тривиальных правил техники сохранности, некомпетентность принимающих решения, и рвение сберечь на «скупке рисков».

Техас-1947 стал самой разрушительной техногенной аварией в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), но она привела к выработке новейших эталонов по воззванию с небезопасными материалами, которые в основном действуют и на данный момент. Таковых масштабных катастроф в странах первого мира с того времени фактически не было, хотя сопоставимые трагедии с нитратом аммония происходили: в том же году во французском порту Брест, в 2001 году в Тулузе и совершенно не так давно, в 2013 году, тоже в Техасе.

В случае с Бейрутом, возможно, даже по нынешней официальной версии властей, обязана вырисоваться схожая цепочка закономерных «случайностей», в итоге которой пренебрёгший «простыми» нормами ОТОСБ сварщик сумел повредить половину городка. Можно представить, что её звеньями станут и нарушения правил хранения взрывоопасных грузов, и «оптимизация прибыли» за счёт уплотнения складских мощностей и т. п., а также некие вещи, не упоминаемые в силу формата этого веб-сайта. Неполиткорректную версию событий обрисовал Леонид Каганов — сможете ознакомиться и с ней.

Для вас быть может любопытно:

Бхопальская трагедия. «У Индии есть свой Чернобыль».

Добавить комментарий