В собственном письме Сергей Гармаш сказал, что не может согласиться с вектором развития театра, данного Виктором Рыжаковым за полгода опосля погибели Галины Волчек, которую он сменил на посту художественного управляющего. «Эти полгода проявили, — написал и произнес Гармаш, — сколь катастрофичным было решение о предназначении Виктора Рыжакова. Катастрофичным для грядущего театра. Оно было принято подковерно, еще при жизни ГБ. Подписано практически на крышке гроба».
Чем откроют сезон московские театры
Посреди претензий к новенькому худруку Гармаш именовал раскол труппы, власть диктата заместо власти авторитета, заместо диалога — апеллирование к власти чиновников, осуществивших предназначение. Не наименьшим поводом для его возмущения стал и проект «Диалоги» — 13 серий дискуссий в YouTube юных актеров театра о совершенно отношении к памяти о войне, почти все из которых Гармаш именовал святотатством и провокацией. «Вы сами понимаете, на нынешний денек ситуация снутри труппы страшная. На лицо тривиальный раскол, чего же не было тут никогда». Всю ответственность за этот раскол Гармаш возложил на работающего худрука.
Приход в «Современник» Виктора Рыжакова, почти всем казавшегося чуть ли не безупречной подменой Волчек, сходу оказался чреват разрушениями и конфликтами. Он произошел необоснованно быстро, сходу опосля погибели художественного управляющего. Может быть, таковая торопливость была связана с тем, что конкретно Гармаш был одним из кандидатов на пост художественного управляющего. Сам актер выделил, что не собирался возглавить театр; безупречной ему виделась коллегия на 3-5 лет, которой и предстояло бы отыскать новейшего головного режиссера. Так это было опосля ухода Олега Ефремова. «И по моему воззрению это должен быть юный режиссер, 40-летний человек».
Часть актеров, посреди их Лия Ахеджакова и Чулпан Хаматова, не считают, что их сотрудник правильно обрисовал ситуацию. Тем не наименее, кто-то из работников, обеспечивающих жизнедеятельность театра, уже уволен, планируется вереница сокращений посреди билетеров и гардеробщиков. Понятно также, что Рыжаков предложил уйти и долголетнему завлиту театра Евгении Кузнецовой. А ведь это конкретно этот человек мог обеспечить преемственность, а диалог с ней мог стать началом огромного диалога с неразделенной труппой. Как произнесла Кузнецова корреспонденту «РГ», такового диалога не состоялось за полгода никогда. Она хочет писать книжку о творчестве Галины Волчек, на что ей нужны два года работы, и работы конкретно в стенках театра. Виктор Рыжаков брал тайм-аут для решения.
Сергей Гармаш не может согласиться с вектором развития театра, данного Виктором Рыжаковым опосля погибели Галины Волчек
«Современник» долгие годы при Волчек был театром, в каком была особенная атмосфера доверия, откровенного разговора с худруком и друг другом. Эта атмосфера разрушена. Кто бы не вышел победителем в сегодняшнем конфликте, театр в нем проиграл. Остается ожидать искусства, оправдывающего эти жертвы.
Справка «РГ»
Виктор Рыжаков с 2013 года возглавлял Центр им. Вс. Мейерхольда, сотрудничает как режиссер с МХТ им. А. П. Чехова, БДТ им. Г. Товстоногова, Александринским театром, Театром наций, преподает в Школе-студии МХАТ. Художественным управляющим театра «Современник» был назначен сходу опосля погибели Волчек, в конце декабря 2019 года. Собственный 1-ый сезон он предназначил ее памяти. На данный момент в театре начался большенный исследовательский проект, посвященный прошлому «Современника», серия лекций и встреч. Как понятно корреспонденту «РГ», уже есть планы на новейший сезон, но официально о их ещё не объявлено.
Сергей Гармаш начал работать в театре «Современник» сходу опосля окончания Школы-студии МХАТ в 1984 году. Один из ведущих актеров труппы, в истинное время занят в 6 спектаклях текущего репертуара, в том числе — в крайней премьере театра, вышедшей скоро опосля погибели Волчек («Папа» по пьесе Флориана Зеллера в постановке Евгения Арье откроет афишу новейшего сезона уже 1 и 2 сентября).
Из первых уст
Чулпан Хаматова прокомментировала решение Сергея Гармаша уйти из «Современника». Она охарактеризовала ситуацию словом «страшенно». Хаматова отметила, что сегодняшний управляющий театра Виктор Рыжаков еще не успел «показать себя», потому что театр был закрыт на карантин.
В Москве раскрылись кинозалы
«Это выбор Сергея Гармаша. У нас у всех различные эстетические взоры на то, каким должен быть театр, какие должны быть выражения», — произнесла она и добавила, что раз человек как живописец не может согласиться с иным художником — означает, он выбирает иной путь.
Также Хаматова прокомментировала стиль работы новейшего управляющего, который, по ее словам, не гонится за модой в пустом смысле этого слова.
«Он имеет в виду «нужный театр». И все есть шансы сохранить основное, что было в театре — пульсацию времени и добросовестный разговор со зрителем», — растолковала она.
Что касается Сергея Гармаша, то Чулпан Хаматова считает его блистательным артистом, который украсит всякую труппу.
Подготовила Наталья Лебедева
Меж тем
Актриса «Современника» Марина Неёлова в собственных комментах СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) выступила в поддержку Виктора Рыжакова. «Пришел в театр режиссер с самыми красивыми намерениями — работать, создавать, развивать, двигаться вперед вкупе с «Современником» и артистами, которые, чудилось бы, желают такого же!… И началось! И сейчас пробуют раскачать этот «парус одинокий» до таковой степени, чтоб утопить всех сходу! — заявила она. — Мне кажется, таковой «драматически» выстроенный уход оскорбленного С. Л. Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями».
Подготовила Инга Бугулова